Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"
статья (4 класс) на тему

Стельникович Юлия Владимировна

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись с учебниками, я для себя сделала вывод, что я с удовольствием бы вела курс "Светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ehsse_stelnikovich_julija_vladimirovna_shkola_2005_szao.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема Эссе

Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ

Слушатель специальных курсов повышения квалификации ВСЕ -60

Стельникович  Юлия Владимировна

ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №2005, СЗАО

Москва 2012

        «Хочешь изменить мир – начни с себя», - гласит народная мудрость. Так и стараюсь делать. Я человек верующий, православный, но – не воцерковленный (то есть в церкви бываю редко, обряды не соблюдаю). Верю в душе, «для себя». Когда завуч предложила мне пойти на курсы, чтобы потом вести предмет «Основы мировых религий» в 4-х классах, я подумала: «Отлично! И детям расскажу, и сама узнаю больше». Как в известном анекдоте про учителя: «Четыре раза им объяснил, уже и сам всё понял…»    

Тревожило предстоящее анкетирование родителей: я хотела бы преподавать основы православной культуры, но какой из предложенных шести модулей выберут они? Наша школа на северо-западной окраине Москвы (микрорайон Куркино) – многонациональная. В моём классе, кроме русских, есть грузины, абхазы, армяне, дагестанцы, украинцы. Разные национальности, разное вероисповедание. Есть истово верующие, есть дети из семей атеистов. Брат и сестра, дети священника одного из московских храмов, с 1-го класса «воспитывают» меня: «Юлия Владимировна, где Ваш крестик? Почему Вы его не носите?» Они постятся не только в Великий Пост, но и каждые среду и пятницу, и мне приходилось поначалу объяснять другим детям, почему Коля с Сашей только хлеб едят во время обеда… Они не дадут забыть ни об одном православном празднике, но я в такие дни особенно остро чувствую, что в классе у меня есть ещё и Айна, и Дени – мусульмане. Прошу и их рассказать о религиозных обычаях своего народа. В общем, с азами двух мировых культур мы всем классом потихоньку три года знакомились. Что же выберут родители на четвёртый год?..

Итог всей параллели (а она у нас большая – шесть классов) таков: половина из ответивших родителей хочет, чтобы детям рассказывали о светской этике, четверть – об основах мировых религий, 20% - о православии, 2 человека – об исламе, 1 – о буддизме. А 19% родителей вообще не захотели обсуждать этот вопрос – возможно, не видят смысла во введении нового предмета.

Что же наш педагогический коллектив будет делать в сложившейся ситуации? Побывав на курсах, познакомившись с материалами сайта, я поняла, что ответа на этот вопрос нет не только у нас. Настаивать, убеждать кого-то изменить решение, потому что у школы нет возможности читать курс «Основы буддийской культуры» одному ребёнку? Но это можно было предположить и до опроса, зачем тогда предлагать свободу выбора?..

А ещё я почувствовала, что хочу преподавать только основы светской этики. Я послушала прекрасную лекцию Юлии Сергеевны Шубиной-Васечко «Методика преподавания основ православной культуры», восхитилась её методическими находками, и поняла, какой огромный пласт информации нужно усвоить самой, чтобы не опростоволоситься перед Колей и Сашей и теми детьми, которые каждое воскресенье – в церкви…

 Может быть, такой курс – всё-таки дело воскресных школ и верующих родителей? Школа же – учреждение светское. Наш долг – говорить о толерантности, воспитывать терпимость к особенностям других людей, рассказывать об этих особенностях. Возможно, в этом смысле хорош курс «Основы мировых религиозных культур». Но материал учебника слишком сложен и объёмен для учеников 4-го класса, да и сам процесс сравнительного анализа не всем четвероклассникам по силам. Зато разговор о добре и зле, о том, «что такое «хорошо», и что такое «плохо», им просто необходим. Мы говорим об этом на уроках чтения, на классных часах, но ещё час в неделю на такой разговор не будет лишним.

Листаю (пока только в электронном виде) учебник «Основы светской этики» и понимаю, что это лишь программа для учителя, но не та книга, которую бы захотелось читать детям. Думаю, уже никому не нужно доказывать, что учебник может (и должен) быть интересным (таких учебников, к счастью, уже много). В этом же, на мой взгляд, интересны лишь иллюстрации и некоторые вопросы в конце параграфа. Они помогут учителю выстроить урок, подобрать примеры, поставить проблемные вопросы. А вот задавать читать и пересказывать текст параграфа я бы не стала: это только навеет скуку и оттолкнёт ребёнка от темы.

Впереди лето – время для отдыха и подготовки к новому предмету. Надеюсь, удастся на всех уровнях найти верные административные и методические решения, чтобы разговор с детьми о добре и зле получился. Я знаю, что для моих Марии и Саният, Вани и Теи он очень важен. Тем более что совсем недавно со  стены дома напротив нашей школы вопила надпись «Россия – для русских!»  Слава Богу, её быстро закрасили.