Статья на тему "Что такое подростковые кумиры и зачем они нужны"
статья (4 класс) на тему

Материал разъясняет психологические основы подросткового "фанатизма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stati.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Когда вдруг тысячи, а то и миллионы подростков вдруг начинают бешено любить (фанатеть) от какого-нибудь актёра или певца, собирать и аккуратно наклеивать  в альбом любое упоминание о нём, часами и сутками стоять под окнами его квартиры и ненавидеть всех, кто этого самого певца или актёра недостаточно любит и ценит – что это такое?

В основе такого поведения подростков лежит древнейшее разделение на «свой-чужой». Своим я доверяю, и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать, и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими всё наоборот. Таким образом, у подростка формируется референтная группа «своя компания». Взрослые люди, как правило, выбирают или, точнее создают свою референтную группу годами, на основе долгоиграющих дружеских, любовных, деловых и всяких прочих отношений.

У подростков, как правило, нет времени, опыта, аналитических способностей для взвешенного, тщательного отбора. А потребность имеется и, может быть, даже более выраженная, чем у взрослых людей. Вот тут-то и приходит на помощь референтная группа, создаваемая, а точнее, созываемая по самому внешнему, легко узнаваемому признаку. Иногда в случае подростков о референтной группе не говорят, а говорят о «реакции группирования», чтобы подчеркнуть отличие подросткового объединения от «взрослых образцов». Идеология группы подбирается потом, позднее, первична – потребность. Свои – все, кто носит «фенечки», танцует рок - н- ролл или чтит Кришну, или слушает песни Виктора Цоя, или болеет за Зенит, или…  Список можно продолжить до бесконечности. Понятно, такой этап для развития подростка вроде-бы нужен, в чём – то даже необходим.  Люди – одиночки, не прошедшие этот этап подростковых объединений любого типа, как правило, недоверчивы или чрезмерно наивны, неуклюжи в социальных контактах, с трудом строят свои отношения с противоположным полом и не умеют адекватно воспринимать критику и похвалу.

Но вместе с тем, всякому понятно и другое – на пути прохождения этого  этапа возрастного развития подростка подстерегает множество ловушек.

Подростковая душа жаждет романтики, жаждет не только признания референтой группы, но и чего- то большего – прекрасного принца, которого можно тихо (или напротив, очень громко) обожать, Образца, которому можно подражать и на который надо стремиться быть похожим, Дела или Идеи, которую надо изучать и , которой можно служить (всевозможные секты, Фан-клубы футбольных команд, литературных направлений). Естественно, что для ещё не окончательно развитого  интеллекта подростка Идеи легче воспринимаются, а потребности реализуются через конкретного человека, через Кумира. В зависимости от сферы интересов, семьи, интеллектуального развития подростка этим Кумиром может стать практически кто угодно. Пахан банды, писатель Толстой, герой кинофильма Бэтмен, индуистский святой сан Баба, Дева Мария и т. д.  и т.п. Понятно, что чаще всего в роли кумиров выступают актёры, эстрадные певцы и музыканты. Большинство из них совершенно безобидны, часть являются по-настоящему творческими и яркими людьми, и общение с их творчеством скорее обогащает, чем объединяет подростков. Часть – откровенно бездарны и не способны произвести ничего кроме шумового фона, возбуждающе действующего на уровне подкорки головного мозга.

Но бывают кумиры и пострашнее. Если в словах, песнях или книгах кумира Вашего ребёнка регулярно звучат призывы попробовать наркотики или иным способом исследовать «иную реальность» - насторожитесь! Многие помнят «Белое братство», рядовыми членами которого были в основном подростки. На бескрайних российских просторах промышляют сегодня и многие другие «ловцы душ человеческих». Понятно, что чаще всего их жертвами становятся именно подростки – наиболее эмоционально неуравновешенные, малознающие, со своим чувством одиночества и непонимания, с жаждой любви и потребности в референтой  группе («своей компании»). Любая мало-мальски грамотная секта может предоставить своим адептам всё вышеперечисленное, да ещё и с изрядным довеском, в виде кумира, Идеи, и возможности Служения (как правило, не меньше чем спасения душ человечества от конца света).

Родителям, которые хотят, чтобы их сын или дочь без потерь прошли этап «подросткового группирования», необходимо помнить следующее:

1. Если у ребёнка в детстве были какие-то психоневрологические проблемы, то подростковый возраст для него – чрезвычайно ответственное время. Родителям таких детей следует заранее позаботиться о том, чтобы у ребёнка к этому моменту были устойчивые увлечения (кружки, секции, клубы), какой-то круг общения, не особенно много свободного времени и родители в свободном доступе, т.е. всегда готовые обсудить возникшие проблемы.

2. Если у ребёнка отягощённая наследственность (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение, психические заболевания ближайших родственников), то на таких детей в период подростковости тоже надо обратить внимание. Лучше, если этот период будет протекать под систематическим контролем специалиста, который регулярно станет встречаться с самим подростком и его родителями.

3. В нормальной, гармоничной семье, где к увлечениям ребёнка относятся с интересом, без излишней серьёзности или, наоборот,  сарказма, возможности для коррекции даже очень сильных «отклонений» весьма велики. Если подросток слишком много времени уделяет совершенно на Ваш взгляд времяпровождению, и это происходит в ущерб учёбе, семейным отношениям и т.д., задумайтесь: что именно он там ищет? Если Вам трудно самим проанализировать этот вопрос, обратитесь за помощью к специалисту. Ответив на него, вы сможете совместно продумать и осуществить систему коррекционных мероприятий.

4. Не стесняйтесь задействовать свой собственный интеллектуальный потенциал. Будите мозги своих детей, побуждайте их рассуждать над причинами и следствиями на материале их реальной подростковой жизни. Почему люди пробуют наркотики? Что происходит потом? Кто в этом заинтересован? Что такое «иная реальность» и нужно ли пробовать её постигать? В чём состоит психофизиологическая суть слушания тяжёлого рока, приёма ЛСД, чтения православных молитв? Попробуйте поразмышлять над этими многими вопросами  вместе со своими детьми. Вам самим понравиться, а как это будет полезно для подростка…  Он будет учиться хоть как-то осознавать и анализировать происходящее, и увести его «как телка на верёвочке» будет уже гораздо труднее.

Список  используемой литературы:

  1. В.С. Мухина «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. » Москва: издательский центр «Академия», 1999г.- 456с.

2. «Психология подростка» под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003г. – 128с. – (Серия «Мэтры психологии»)

3.Мурашова Е. В. «Понять ребёнка: психологические проблемы ваших детей».             Екатеринбург: У – Фактория, 2004г.  - 416с.  (Серия «Психология детства: Современный взгляд»)

4. Сара Ф. Файн, Пол Г. Глассер «Первичная консультация: Установление                                    контакта и завоевания доверия» / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр»,

2003г. – 238с.

                                                                     Учитель нач. классов МОУ СОШ №5                

                                                     ОЦ «Лидер» г. о. Кинель Гуляганова О. В.

Протокол № 1 родительского собрания 2 «Б» класса МОУ СОШ № 5 Образовательный Центр  «Лидер»

Присутствовало: 22 человек

Отсутствовало: 5 человек

Повестка дня:

1.Организационные вопросы учебного процесса во 2 классе.

2. Организационные вопросы внеклассных мероприятий данного учебного периода, планируемых на первый учебный период.

3.Выборы родительского комитета.

По первому вопросу выступила Гуляганова Ольга Владимировна (классный руководитель), которая рассказала о режиме школьного обучения, организационных

моментах и особенностях содержания программы второго года обучения. По данному пункту вопросов не возникло.

По второму вопросу выступила также Ольга Владимировна. Она познакомила родителей с планом проведения воспитательных мероприятий на данный учебный период: «День осенних именинников», «Королева Осень», «День матери», особенностями их организации. По второму пункту повестки вопросов также не возникло.

По третьему вопросу выступила председатель родительского комитета Ю. Г. Лукьянова, которая отчиталась за потраченные средства из фонда класса за первый год обучения и предложила выбрать новый состав родительского комитета.

Родители единогласно проголосовали за нового председателя Романову Ольгу Александровну. Романова Ольга Александровна выступила с предложением сдать в фонд класса  по полторы тысячи рублей сразу на весь  учебный год. Данные средства предполагалось потратить на нужды класса: подарки на дни рождения, на 23 февраля и 8 марта, чаепития, поездки, призы для мероприятий, рабочие тетради, канц. товары и другое по необходимости. Вопросов по данному пункту не возникло.

Председатель род. Комитета                                               Романова О. А.

Секретарь                                                                               Кванина  Г. В.