"Занимательная математика. Логика"
рабочая программа (2 класс) по теме

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика. Логика»  для обучающихся во 2 классе.  Программа составлена по методическим рекомендациям Е.Э. Кочуровой.  Принципиальной задачей программы «Занимательная математика» является развитие мыслительных способностей детей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika._logikadoc.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная  школа №4 город Асино Томской области

                         

       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательная математика. Логика»    

для обучающихся во 2 классе

Программа составлена по методическим рекомендациям Е.Э. Кочуровой

Количество часов из расчёта: 1часа в  неделю

 в год:     30 часа

1четверть -  5часов

2 четверть-  7 часов

3чеверть –   10часов

4 четверть - 8 часа

Учитель:  Леонова Елена Александровна

Первая  квалификационная категория

2012-2013

Пояснительная записка

Задача развития личности ребёнка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности, где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые  и нестандартные задачи, не связанные с учебным материалом, будут совершенствовать свои интеллектуальные возможности.  

 Принципиальной задачей программы «Занимательная математика» является развитие мыслительных способностей детей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.    Например, для детей, испытывающих трудности в обучении из-за недостаточно развитого логического мышления, личностного развития, занятия в кружке будут иметь коррекционное значение. Для детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных особенностей. Создание   на   занятиях   ситуаций   активного  поиска,      предоставление       возможности        сделать       собственное      «открытие»,  знакомство   с   оригинальными   путями   рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности.

 Вид программы – модифицированная.

Цели и задачи программы.

Цель:

- обеспечение более высокой интеллектуальной готовности к обучению в школе, через развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- внедрение в процесс дополнительного образования развивающих форм и методов обучения;

- применение на практике получаемых  теоретических знаний, умение находить причинно-следственные связи;

- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи:                                                                                                                                                                                                       1. Организовать  психолого-педагогическое  пространство  для интеллектуального и творческого проявления детей.

2.  Развивать  общеинтеллектуальные  умения: внимание, память,  пространственное  восприятие.                                                                                                                                                                                                             3.Формировать  учебную  мотивацию,  умения и навыки для решения нестандартных, творческих задач; заданий повышенного уровня сложности.                                                                                                                                                                                            4.Формировать  универсальные  учебные  действия  познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера.                                              

Место программы «Занимательная математика»  в учебном  плане.

Программа рассчитана   на   30 часов в год с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание   программы   отвечает требованию   к   организации   внеурочной  деятельности:   соответствует   курсу  «Математика»,   не требует   от   учащихся   дополнительных   математических   знаний.  Тематика   задач   и   заданий   отражает   реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную  информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор  воображению.

Режим работы                                                                                                                                                                          

Расписание занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03»  и проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия - 35 минут.          

Прогнозируемые результаты работы по модулю «Занимательная математика».

 Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация, определение места в детском коллективе, а также желание участвовать и участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах на разных уровнях.

К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно делать выводы; доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; самостоятельно анализировать нестандартные задачи, находить решения в новых и неожиданных ситуациях; осознанно относится к собственной деятельности; проявлять терпимое, уважительное, дружелюбное отношение к товарищам; взаимодействовать в парах и группах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   курса «Занимательная математика».

Личностными   результатами   изучения   данного курса  являются:

развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  

развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  

           преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  

           любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;  

развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестандартности  мышления.

Метапредметные результаты  (формирование УУД)

Регулятивные УУД

Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 Учиться планировать учебную деятельность.

 Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.  

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные УУД

Сравнивать       разные   приемы   действий,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

Моделировать  в процессе совместного обсуждения алгоритм  решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  

Применять  изученные   способы   учебной   работы   и   приёмы   вычислений     для  работы с числовыми головоломками.

Анализировать       правила   игры.      Действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами.

Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.

Коммуникативные УУД

Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.

Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений

Учащиеся должны уметь:

Использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100, арифметических действий и  величин.

Решать    и   составлять   ребусы,   содержащие   числа.  

Решать    и   составлять   числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в  ответе     получилось     заданное     число     и     др.    

Искать   несколько     решений.  

Восстанавливать   примеры:   поиск   цифры,   которая   скрыта.   Последовательно выполнять  арифметические действия: отгадывание задуманных чисел.  

Заполнять числовые кроссворды  (судоку и др.)  

       

Способы проверки результатов по модулю:

- наблюдение,

- тестирование,

- педагогическая диагностика.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Количество часов

1

Удивительная снежинка

2

Крестики-нолики

3

Я рисую!

4

Решение занимательных задач в стихах.

5

Учимся отгадывать ребусы.

6-7

Математические игры

2

8-9

«Умею думать» 

2

10-11

«Смотрю, вижу, замечаю»

2

12

«Спичечный» конструктор

13-14

«Подумаю, отвечу,   докажу»

2

15

Загадки- смекалки.

16

Математическое соревнование «Веселый счёт»

17-18

«Я внимательный, наблюдательный»

2

19

Нестандартные задачи.

20

Математические горки.

21

Игра «У кого какая цифра»

22-23

Весёлая геометрия

2

24

Математические игры

25

Задачи-смекалки.

26

Математические игры

27

«Я  - ученик! Я всё могу!»  

28-29

Числовые головоломки

2

30

Математическое путешествие.

Содержание программы «Занимательная математика»      

Содержание программы ориентировано на развитие интеллектуальных и познавательных  возможностей школьников, предоставляет возможность работать на повышенном уровне сложности, развивает  учебную мотивацию, создаёт условия  для самореализации личности, формирует универсальные учебные действия.        Развивающие задания представляют собой комплекс специально разработанных тестов, игр, упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствуют развитию пространственного восприятия и сенсорной координации.    

Развивающие задания различны по уровню сложности  и не связанны с учебным материалом. Это позволяет создать среду, обеспечивающую включение ученика в работу, независимо от его интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Развивающая среда базируется на мотивационной составляющей, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка.    

Формы организации занятий: игра, путешествие, конкурс, соревнование, интеллектуальный марафон.                                        

Занятия проводятся в групповой форме.

Задания, заинтересовавшие ребёнка, но вызвавшие затруднения, могут  не ограничиваться по времени. Дети с высоким уровнем познавательной активности могут выполнять задания самостоятельно, при этом задача учителя - своевременно повышать уровень сложности предлагаемых заданий.                                                                                                                                                                                                                                          Для динамичности, насыщенности, предотвращения утомляемости  на занятиях должна происходить частая смена деятельности, должна использоваться коллективная, групповая, парная и индивидуальная форма работы.

Ресурсное обеспечение реализации программы модуля «Занимательная математика».

        Кадровое:

учитель – Леонова Елена Александровна, первая квалификационная категория, стаж работы 30 лет;

директор школы – Селезнёва Елена Николаевна, высшая квалификационная категория, стаж работы 20 лет;

завуч школы – Андреева Оксана Леонидовна, первая квалификационная категория, стаж работы 13 лет;

психолог школы – Козлова Ольга Ивановна, первая квалификационная категория, стаж работы 20 лет;

мед. работник – Мельник Татьяна Николаевна, стаж работы 35 лет.

Материально-техническое:

- компьютер

- проектор

- экран

- бумага

- клей

- ножницы

- карандаши

Календарно-тематический план

Дата

№ урока

Тема

Характеристика деятельности учащихся

1

Удивительная снежинка

Знакомство с содержанием занятий. Работать в группах.  Увидеть закономерности в узорах. Составлять геометрические узоры. Симметрия.

2

Крестики-нолики

Устно считать и решать простые задачки в стихах. Работать в парах. Составлять свои примеры для устного счёта в пределах 20

3

Я рисую!

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Самостоятельная работа. Проверка работы.

4

Решение занимательных задач в стихах.

Работать в группах: инсценировать загадки,           решать весёлые задачки в стихах

5

Учимся отгадывать ребусы.

Разгадывание простейших ребусов. Работать в группах: составлять свои ребусы

6

Математические игры

Работать в парах и группах. Решать нестандартные занимательные задачи

7

Математические игры

Работать в парах и группах. Решать нестандартные занимательные задачи

8

«Умею думать» 

Работать самостоятельно: составлять рисунки из геометрических фигур

9

«Умею думать»

Работать самостоятельно: считать заданные примеры, а затем составлять рисунки в цвете (раскрашивать)

10

«Смотрю, вижу, замечаю»

Работать в парах. Решать задачи с неполными данными, лишними и нереальными данными. Задачи на внимание

11

«Смотрю, вижу, замечаю»

Работать в парах. Решать задачи с неполными данными, лишними и нереальными данными. Загадки- смекалки.

12

«Спичечный» конструктор

Работать в парах. Составлять конструкции по заданному образцу. Составлять  собственные конструкции

13

«Подумаю, отвечу,   докажу»

Самостоятельно решать задачи с одинаковыми числами

14

«Подумаю, отвечу, докажу»

Работать в группах.  Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

15

Загадки- смекалки.

Работать в группах. Составлять  загадки, требующие математического решения

16

Математическое соревнование «Веселый счёт»

Работать в группах. КВН «Веселый счёт»

17

«Я внимательный, наблюдательный»

Работать в группах. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта.

18

«Я внимательный, наблюдательный»

Работать в группах. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта.

19

Нестандартные задачи.

Решать задачи на установление причинно-следственных отношений

20

Математические горки.

Решать задачи на преобразование неравенств

21

Игра «У кого какая цифра»

Творческая работа. Математические головоломки

22

Весёлая геометрия

Работать в группах и парах. Решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность

23

Весёлая геометрия

Работать в группах и парах. Решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность

24

Математические

игры

Работать в группах и парах. Строить «математические» пирамиды: «Сложение в пределах 100»;«Вычитание в пределах 100».

25

Задачи-смекалки.

Работать в группах и парах. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

26

Математические игры

Работать в группах и парах. Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах.

27

«Я  - ученик! Я всё могу!»  

Работать в парах. Математические головоломки. Занимательные задачи.

28

Числовые головоломки

Работать в группах и парах. Решать  и составлять  ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой  кроссворд (судоку).

29

Числовые головоломки

Работать в группах и парах. Решать  и составлять  ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой  кроссворд (судоку).

30

Математическое

путешествие.

Работать в группах и парах. Строить «математические» пирамиды: «Сложение в пределах 100»; «Вычитание в пределах 100».

        

Список литературы:

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».Серия: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г.                                                                                                                                                                    

Зак  А. Книга для учителя «Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4  классов» Серия «Интеллект-Центр» - М.,  Интеллект центр, 2005 г                                                                                                                                        

Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) Издательство: Вентана-Граф, 2012 г.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;

Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание  Сборник программ внеурочной деятельности Редактор М.В. Киселёва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РП по внеурочной деятельности "Занимательная математика. Логика" 3 класс

Программа содержит пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу РПС "Математика,логика,информатика" для 4-ого класса.

Рабочая программа   имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на...

Математика ( логика )

Урок логических упражнений для учеников 4 класса...

Математика логика и конструирование 2 класс

План внеклассной работы Внеурочка...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4  2022г, олимпиады и занимательный материал...