Рабочая программа по курсу "Жизнетворчество" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Кнышова Марина Евгеньевна

Рабочие программы  по этому курсу-редкость.Надеюсь моя разработка тоже кому-то поможет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_zhiznetvorchestvo_2_klass.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе (2009 г.); авторской программы по курсу «Жизнетворчество» В.Н. Коновальчук  для 2 класса, требований к уровню подготовки обучающихся 2 класса с учетом регионального компонента и Основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.

Цель  курса:  формирование целостного образа творческой личности, становления её как субъекта собственной жизни; созидании личностью самой себя, своих отношений с другими людьми, мира; вариативное, оригинальное конструирование и реализации собственной, индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности.

Содержательные линии:

«Я творю себя»

        Задача: развитие у школьников целостного представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа.

« Я творю отношения»

        Задача: освоение правил совместной деятельности, развитие коммуникативных умений, воспитание культуры чувствования, развитие фантазии, воображения, эмпатии в общении.

« Я творю окружающий мир»

Задача: гармонизация отношений с окружающим миром в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие творческого мышления, способности переноса знаний и умений в новую ситуацию, видения новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях.

«Я творю свою жизнь»

Задача: осознание сущности духовных и материальных ценностей.

Личностные универсальные учебные действия

Смыслообразование формирование ценностных - ориентации и смыслов учебной деятельности:

а) познавательные интересы, учебные мотивы (создание проблемных ситуаций, активизиру-ющих творческое отношение к учебе; формы совместной учебной деятельности; формирование рефлексивных отношений школьника к учению и личностного смысла учения, осознание учебной цели, последовательности задач, оценивание с учетом достижений);

б) мотивы познавательных достижений социального признания;

в) мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-

оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическое оценивание:

а) понимание нравственного содержания и смысловых поступков собственных и окружающих;

б) знание моральных норм и выделение нравственного содержания поступков: конвенци-ональных, персональных, моральных;

в) развитие доброжелательности, эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность оказывать помощь, толерантность;

г) установка здорового и безопасного образа жизни;

д) формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;

е) формы моральной самооценки.

Самопознание:

Самоопределение и его становление происходит в юношеском возрасте, в начальной школе; подготовка к нему через воспитание системы смыслов, как системы отношений ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, себе, социальному миру:

а) Я-концепции;

б) социальная идентичность (семейная, этническая, гражданская, групповая);

в) самооценка.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации):

а) преодоление эгоцентрической позиции ребёнка (понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир);

б) уважение иной точки зрения (учёт позиции собеседника, ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной);

в) обосновывание и доказательство собственного мнения (способность понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного итого же предмета).

Коммуникация как кооперация, сотрудничество:

а) согласование усилий по достижению общей цели (умение высказывать, и аргументировать свое предложение);

б) ориентация на партнера по деятельности (способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимный контроль и взаимная помощь по ходу выполнения задания);

в) умение договариваться, находить общее решение (умение и убеждать, и уступать; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).

Коммуникация как условие  интериоризации, средство передачи информации и становления рефлексии:

а) слово как средство обобщения и становления индивидуального сознания (способность речевого отображения как описания, объяснения; распределениеролей, определение функции каждого члена группы, планирование деятельности в групповой работе);

б) коммуникативная функция речи (различия в умении взаимодействовать со сверстниками; проектные задания, специальные тренинговые упражнения);

в) сознание и рефлексивность мышления ребенка (планирование, контроль, оценка в форме громкой социализированной речи; самостоятельные занятия);

г) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные УУД:

а) самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

б) информационный поиск;

в) знаково-символические действия;

г) структурирование знаний;

д) произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

е) смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;

ё) рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;

ж) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

з) виды знаково-символических действий (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия:

а) анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

б) синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;

в) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;

г) подведение под понятия, выведение следствий;

д) установление причинно-следственных связей;

е) построение логической цепи рассуждения;

ё) выдвижение гипотез, их обоснование;

ж) доказательство.

Постановка и решение проблем:

а) формулирование проблемы;

б) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные универсальные учебные действия

а) целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, чтоуже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

б) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

в) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

г) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладения с трудными жизненными ситуациями);

д) коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

е) оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (А.Г. Асмолов).

Планируемые результаты

Личностными результатами выступают:

- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;

- развитие личностных структур сознания — ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;

- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;

- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания

самопознания, саморазвития.

- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметными результатами выступают:

- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;

- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;

- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.

- использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.

Предметными результатами выступают: 2-й год обучения.

-ценностные ориентации;

-понимание содержания нравственных поступков;

-умение детей играть, общаться и учиться вместе;

-творческое мышление;

-принятие детьми новой социальной роли ученика, адекватность самооценки.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.

Система оценки индивидуальных достижений учащихся

Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Система оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов».

Учебно-методическое обеспечение

для учащихся

Рабочая тетрадь на печатной основе. Мое жизнетворчество. 2 год обучения,

авторы: В.Н. Коновальчук, Е.В. Иванкова, И.И. Мачуха.. Ростов н/Д :ИПО ПИЮФУ, 2011

для учителя

В.Н. Коновальчук Жизнетворчество. Второй  год обучения: учебное пособие для педагога.

- 2-е изд., доп. и перераб. –Ростов н/Д. :ИПО ПИ ЮФУ, 2011

Интернет-ресурсы

Тематическое планирование по курсу «Жизнетворчество»

2 класс

Тема

Деятельность учащихся

Дата

1

2-3

4

5

6

7-8

9-10

11

12

13

14

15

16-17

18-19

20

21-22

23-24

25-26

27

28

29-30

31

32

33

34

Введение 3ч

Жизнь детей-будущих

творцов

История творчества:

литературное творчество

Я творю себя 8ч

Появление человека

мыслящего

Образ человека

Мой духовный мир

Азбука здоровья

Зачем надо изучать себя?

Учусь учиться

Я творю отношения 11

Школа чувств

Добро и зло

Сочувствие

Общечеловеческие ценности

Какого ты рода-племени

Языки, на которых мы говорим

С чего начинается дружба?

Азбука вежливости

Я творю окр. мир 8ч

Культура предупреж-дения опасности

Возникновение искусства

Почему мы смеёмся?

Учусь задавать вопросы

Игрушка как путь освоения мира

Я творю свою жизнь 4

Основы экологических

знаний

Я творю волшебный

мир героев, красок, звуков

Творчество: виды творчества

Можно ли научиться

творить? Мастерская творчества

Воспринимать и выражать своё отношение к содержательным особенностям школьной жизни, роли ученика. Понимать права и обязанности школьника, качества, необходимые для успешной учёбы. Иметь представление о культуре проведения праздника. Проявлять познавательный интерес. Согласовывать со сверстниками свои усилия по достижению общей учебной цели

Осознавать необходимость знаний человека о себе. Учитывать место и роль школы в самовоспитании. Понимать свою социальную роль как ученика. Контролировать выполнение правил поведения, прав и обязанностей школь-ника. Использовать функции памяти для успешного обучения (запоминания, заучивания, повторения, узнавания, вспоминания).Осознавать внутреннее состояние как выражение собственных чувств. Узнавать настроение своё и других, проявляемое в мимике, жестах, поведении. Практическая работа: применять правила здорового образа жизни

Понимать содержательные аспекты дружбы.

Проявлять эмпатию, толерантность. Проявлять способность к рефлексии игровой деятельности.

Составлять правила совместного общения, игры, учёбы. Применять личностный опыт общения, игры, учёбы. Проявлять мотивацию успешной совместной учёбы, рефлексивных действий: «знать, что я знаю и чего я не знаю». Распознавать психологическое состояние близких людей. Использовать приёмы, характерные для вежливого поведения. Осознавать себя во времени: прошлом, настоящем и будущем. Уметь слушать сверстников и взрослых, договариваться о совместной деятельности, делиться игрушками или предметами, спрашивать о том, что не понятно. Узнавать настроение своё и других, проявляемое в мимике, жестах, поведении.  Ориентироваться в речевой ситуации. Проявлять умение видеть различия, сходства объектов, замечать детали. Представлять роль своего позвоночника в правильной осанке и влиянии её на здоровье и учёбу. Проявлять способы получения знаний. Практическая работа: применять правила здорового образа жизни. Владеть ключевыми поняти-ями, связанными с дружбой, правилами игры, общения, учёбы

Проявлять бережное отношение ко всему живому.

Выделять доступные средства сохранения при-роды. Владеть понятием «природа». Моделировать ситуации, связанные с приятными переживаниями от общения с природой. Понимать вари-анты проявления многообразия окружающего мира для себя. Освоить доступные способы сбережения ценностей планеты «Земля».

Практическая работа: собственные малые реальные действия детей, показывающие ценностное отношение к окружающему миру

Осознавать значение режима дня для себя. Контролировать выполнение режима дня и составлять индивидуальный его вариант. Выстраивать собственные ценностные ориентиры в соответствии с нормами морали и нравственности. Конструировать позитивные образы с целью «продуктивного восприятия счастья». Характеризовать состояние счастья и условия, при которых оно возможно. Осознавать ценности человеческой жизни, безопасного поведения. Понимать необходимость режимных моментов для успешной творческой деятельности. Владеть ключевыми понятиями, связанными со здоровым образом жизни, творчеством, ценностью человеческой жизни