Планирование внеурочной деятельности по развитию речи
план-конспект урока (1 класс) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

Планирование внеурочной деятельности "Умники и умницы" Развитие речи в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_p_r_o_g_r_a_m_m_a.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

         РАБОЧАЯ    П Р О Г Р А М М А

 «ШКОЛА РАЗВИТИЯ  

                РЕЧИ»

                          КУРС  «РЕЧЬ»

    УЧИТЕЛЬ   ВОРОНИНА Р. В.

                  2012 – 2013 уч. год

                       Пояснительная записка

Рабочая программа «Школа развития речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ № 373 от 06.10. 2009), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа «Школа развития речи» ориентирована на учащихся 1-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 внеучебный час в неделю, что составляет 32 учебных часа в год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы / /Т.Н. Соколовой/

В системе предметов  внеурочной деятельности курс развития речи представлен в разделе «Развитие коммуникативной деятельности учащихся»» в начальной школе состоит в том, чтобы  обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

В системе внеурочной деятельности  начальной общеобразовательной школы предмет «Школа развития речи» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение развитию речи не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  3. развитие коммуникативных умений;
  4. развитие нравственных и эстетических чувств;
  5. развитие способностей к творческой деятельности.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

.

Для выполнения всех видов обучающих работ по развитию речи в 1 классе в УМК имеются тетрадь, учебные пособия: Программа курса « РЕЧЬ» составлена преподавателями Пензенского государственного педагогического универсетета им. В.Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой и рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.

Методическое пособие Т.И. Соколова «Школа развития речи» Москва РОСТ  книга.

Рабочая тетрадь «Умники и умницы» Т.И. Соколова

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных работ.

 Итоговая аттестация – в форме  контрольной работы.

Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:

  1. пояснительная записка с определением целей начального общего образования  с учётом специфики предмета «Русский язык» (1 класс).
  2. календарно-тематическое планирование[1] с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;
  3. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

      Язык – средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорения. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий проводимых по данной программе:

– способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку. Решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

- способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно – поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания / игры – загадки, игры – задачи и так далее/.

Форма проведения занятий  по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг.

                                       ПРОГРАММА «РЕЧЬ»

  Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраса голоса, громкость, громкость, темп.

/Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

   Слово

Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова –  «родственники», слова – «друзья» / синонимы/. Слова – «родственники» и слова, внешние сходные, но разные по значении. / омонимы/. Слова, противоположные по смыслу / антонимы/.

 Многозначность слов.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и  восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложении. Умение редактировать простое предложение. Умение составлять  простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картине, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно читать предложения разные по цели высказывания.

Текст.

 Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений,, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание.  Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по данной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческого готового текста. Восстановление деформированного текста.  

Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, изменения. Слова – выражения приветствия, прощания.

 Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощения, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

              Тематическое планирование

               «ШКОЛА РАЗИТИЯ РЕЧИ"

№№

Тематика

Дата

Примечание

1

Занятие № 1 Речь Не торопись отвечать, торопись думать

2

Занятие № 2 «Тише, громче…»

Умей дело делать, умей и позаботиться

3

Занятие № 3 Слова, слова, слова…»

Слово слово родит, третье само бежит.

4

 Занятие № 3

Озорные буквы. Где ум, там и толк.

5

Занятие № 5 Слова играют в прятки

Шарады

6

 Занятие № 6 Слово и его значение. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

7

Занятие № 7 Прямое и переносное значение. Попадешь в корень – доберешься и до вершка.

8

 Занятие № 8 Многозначные слова.

Сплеча да сгоряча не добудешь калача.

9

Занятие № 9 Омонимы. Есть терпение – будет и умение.

10

Занятие №10 Синонимы

По зернышку – ворох, по капельке – море.

11

 Занятие № 11 Антонимы. Умение всегда найдет применение

12

Занятие № 12 Тематические группы

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

13

Занятие № 13 Наш цветной мир.

Красивые речи приятно и слушать.

14

Занятие № 14. Что на что похоже

Видит око далеко, а ум еще дальше.

15

Занятие № 15 Голоса природы

Как птица родилась, так она свое поет.

16

Занятие № 16 Проверочная работа

По семенам и всходы

17

Занятие № 17 Загадки. Умел дело делать, умей и позаботиться.

18

Занятие № 18. Культура речи. Вежливые слова.

Добрые слова лучше мягкого пирога

19

Занятие №19 Пословицы. Красная речь пословицею.

20

Занятие № 20. Учимся рассуждать.

Где не было начала, не будет и конца.

21

 Занятие № 21 Учимся рассуждать.

Дело толком красно.

22

Занятие № 22. Текст. Не учась и лаптя не сплетешь

23

Занятие № 23. Текст. Где хотенье, там и уменье.

24

Занятие № 24 Заглавие текста.

По нитке дойдешь и до клубка.

25

Занятие № 25. Тема текста.

Крепкий орешек сразу не раскусишь

26

Занятие № 26 Повторение пройденного.

 Умение всегда найдет применение

27

Занятие № 27 Опорные слова.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно

28

Занятие № 28  Мы строим текст. Где ум, там и толк.

29

Занятие № 29 Мы строим текст.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

30

Занятие № 30 План текста.

Красивые речи приятно и слушать

31

Занятие 31 План текста.  Красивые речи приятно и слушать

32

Занятие 32. Проверочная работа

Ученику удача – учителю радость.

КВН.