Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""
методическая разработка (1 класс) по теме

Баева Татьяна Ивановна

Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имеющими ослабленное зрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_metod_razrab_po_zdorovesb.docx154.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                                 В помощь воспитателю детских

                                                 домов и школ – интернатов

Сохраним здоровье

Автор – составитель Т.И. Баева

Рецензенты  Н.А. Наумова, директор Центра социально – правовой защиты детства МРИО, Р.В. Терёхина старший воспитатель Саранской специальной (коррекционной) школы интерната

Методические рекомендации предлагают разнообразный материал для проведения физкультминуток: комплексы развивающих упражнений , пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. Данная программа предназначена воспитателям, работающим с детьми младшего школьного возроста  в образовательных учреждениях интернатного типа на самоподготовке. Взятый материал данной программы согласован и заверен врачом – педиатром Ардатовской специальной  (коррекционной) школы – интерната

  Додоновой В.А. и врачом – офтальмологом Беловой Н.В.

Рекомендовано к использованию и печати редакционно-издательским советом МРИО. Республика Мордовия. Саранск  2010

От составителя

                                                       « Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.

                                                        От здоровья и жизнерадостности воспитанника

                                                        зависит их духовная жизнь, умственное развитие,

                                                        прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                                              В.А Сухомлинский.

Образование как один из ресурсов культуры здоровья человека может быть здоровым образованием, если по всей образовательной   деятельности, идёт целенаправленный, системный, здоровьеориентированный процесс.  

В образовательных учреждениях интернатного типа процессу сохранения и улучшения здоровья детей уделяется особое внимание, так как дети, поступающие в интернатные учреждения, имеют ослабленное физическое и психологическое здоровье. Работа по сохранению здоровья осуществляется ежедневно и включена во все режимные моменты жизнедеятельности О У. Специальной подготовки требует проведение  самоподготовки. Самоподготовка  является специфическим режимным моментом в условиях школы – интерната.

     Во время самоподготовки рекомендуют проводить различные комплексы физических упражнений для снятия утомляемости детей, психоэмоционального напряжения, повышения работоспособности. Это могут быть физкультурные минутки, физкультурные паузы, музыкальные игры, релаксация и др. Особое внимание следует уделять оптимизации деятельности зрительного анализатора. Во время самоподготовки, вводятся  упражнения на улучшение кровообращения в органе зрения, укрепление мышц глаза, снятие зрительного напряжения. Используемые различные упражнения по сохранению здоровья детей в рамках самоподготовки  скомпанованы в четыре блока.

         Каждый блок  в свою очередь состоит из комплексов упражнений, которые рекомендуется проводить последовательно в конкретный  день недели с понедельника по пятницу. Комплексы упражнений в каждый блок включены с учетом возрастных и психофизических возможностей детей, поэтому они в каждом классе вводятся поэтапно. В 1 классе можно использовать только 1 блок, во 2 классе – 1 и 2 блоки, в 3 – 1,2,3,а в 4 классе – 1,2,3,4. Блоки   можно чередовать, но только после того, как дети изучат и проработают все блоки. В данное методическое пособие вошли комплексы упражнений, описание упражнений и порядок проведения, различные стихи, песни – игры. Пособие может быть использовано воспитателями  и педагогами  интернатных  образовательных учреждений всех видов, и надеемся, будет способствовать дальнейшему внедрению оздоравливающих и здоровьесберегающих технологий в жизнедеятельность  школ – интернатов и детских домов.

1 блок.

Понедельник.

1.Организационный момент.

              Настрой на работу:

                        Прозвенел звонок- дружок

                       Домашнее задание нас выполнять зовет.

                      Мы все в классе собрались

                     Подтянулись, потянулись

                      Все проверили, в порядке

                    Книжки, ручки и тетрадки.

                      Для работы все готово

                     Тихо сели и за дело.

( Продолжительность 3-5 минут)

Выполняется письменное домашнее задание, после выполнения заданий как по русскому языку так и по математике проводиться физкультминутка № II.

II.        а) Гимнастика для глаз в картинках.

                           ( Продолжительность 2-3 минуты)

                              Выполняется задание по чтению.

         б) Упражнение для формирования осанки.

                                     У меня спина прямая,

                                     (Ходьба на месте, руки за спину)

                                     Я наклонов не боюсь:

                                    (Наклон вперед)

                                    Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь.

                                   ( Наклон вперед, выпрямиться, повороты туловища)

                                     Раз, два, три, четыре.

                                     Три, четыре, раз, два.

                                     (Наклон вперед и выпрямиться)

                                      Я хожу с осанкой гордой.

                                      Прямо голову держу,

                                      Никуда я не спешу.

                                       (Ходьба на месте)

                                       Раз, два, три, четыре,

                                      Три, четыре, раз, два.

                                      (Повороты туловища)

                                       Я могу и поклониться.

                                       И присесть, и наклониться,

                                       Поворот  туда-сюда!

                                       Ох, прямешенька спина!

( Продолжительность 5-7 минут)

Продолжение работы по выполнению домашнего задания.

III. Физкультминутка.

                                             Дружно встали

                                              Раз, два, три

                                               Мы теперь богатыри!

                                               Мы ладонь к глазам приставим,

                                               Ноги  крепкие расставим.

                                              Поворачиваясь вправо,

                                               Оглядимся величаво,

                                               И налево надо тоже

                                               Поглядеть из - под ладошек.

                                               И направо и  еще

                                               Через левое плечо.

( Повторить 2-3 раза)

IV. Далее идет тематическая работа воспитателя и игровая минутка.

 Игра « Мы не спорим»

-Льют осенние дожди.( Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди. ( мы не спорим!)

Целый день мели метели.( Спорим, спорим!)

Птицы с юга прилетели( Спорим, спорим!)

Лист кленовый опадает ( Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает( Спорим, спорим!)

В рощи соловьи запели, (Спорим, спорим!)

Яблоки в саду поспели (Мы не спорим!)

Яблок урожай хороший ( Мы не спорим!)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим!)

Есть размером с чемодан (Спорим, спорим!)

На ветвях цветет бурьян( Спорим, спорим!)

Нам без яблок трудно очень ( Мы не спорим!)

Скоро осень между прочим( Мы не спорим!)

                                                           

Вторник.

I . Настрой на работу состоит из нескольких физических упражнений:

Стоя возле парты

И.п.- Ноги врозь, руки к плечам.

Подняться на носки, руки вверх, потянуться в и. п.

И.п.- Руки за спиной. Присесть, руки вперед,

Встать в и.п.

И.п.- Руки за спиной.

Отставляя левую ногу на носок влево,

Наклониться влево, правую руку вверх, и.п.

То же в другую сторону.

( Продолжительность 3-5 минут)

Выполнение домашнего задания по письменным предметам.

II. а) Гимнастика для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять                     Хлопают в ладоши

Вышли пальчики гулять.                       Идет поочередный массаж пальцев от                                                                           основания к ногтю по внешней стороне:

Этот пальчик самый сильный,            правого большого пальца;

Самый  толстый и большой;                        левого большого пальца

Этот пальчик для того,                        правого указательного пальца

Чтоб показывать его.                            левого указательного пальца

Этот пальчик самый длинный,           правого среднего пальца

И стоит он в середине;                        левого среднего пальца

Этот пальчик безымянный,                правого безымянного пальца

Он избалованный самый.                      левого безымянного пальца

А мизинчик хоть и мал,                      правого мизинца

Очень ловок  и удал!                          левого мизинца

Интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.

б) Гимнастика для глаз.

Упражнение 1.  Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, затем слева -направо.

Упражнение 2.  15 колебательных движений глазами по вертикали - вверх-вниз и вниз- вверх.

Упражнение3.  15 круговых вращательных движений глазами слева - направо.

Упр.4.   Тоже самое, но справа - налево.

Упр.5.  15 круговых вращательных движений глазами

 вначале в правую сторону, затем в левую сторону,

как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

( Продолжительность 5-7 минут)

Выполнение дом. задания по устным предметам.

III.   а) Повторяется комплекс упражнений для глаз.

        б) Упражнение для формирования правильной осанки.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И тихонечко прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

(Выполняется 2-3 раза)

IV. Далее идет работа по плану воспитателя.

( Беседы, творческие работы, инструктажи)

Среда.

I.Настрой на работу:

-Утром стрекоза проснулась

( потирание глаз)

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась.

Три нагнулась и присела,

На 4 полетела.

У реки остановилась

Над  водою закружилась.

(Выполняется 2-3 минуты)

Выполнение домашнего задания по письменным предметам.

II.а)Упражнение для пальчиков « Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный, средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения-« трепетание пальцев»

Упражнение выполняется 10-15 секунд.

« Рыбка»

Кисть установить ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях ( вправо-влево, вперед-назад, вверх- вниз) на длину вытянутой руки.

Упражнение выполняется 15-20 секунд.

«Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец.

Выполняется 15-20 секунд.

б) Гимнастика для глаз .

« Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.

Упражнение повторить 4-5 раз.

« Метелки»    Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Можно проговаривать текстом:

                                                    Вы, метелки, усталость сметите,

                                                     Глазки нам хорошо освежите.

Упражнение повторить 4-5 раз.

 Выполнение домашнего задания продолжается.

III.     а) Гимнастика для глаз повторяется.

     б) Физкультминутка:

                                        Мы немножко отдохнем

                                         Встанем, глубоко вздохнем.

                                         Руки в стороны, вперед.

                                          Нас прогулка в лес ждет.

                                         Дети по лесу гуляли

                                        За  природой  наблюдали.

                                        Вверх на солнце посмотрели

                                        И их все лучи согрели.

                                       Чудеса у нас на свете,

                                        Стали карликами дети,

                                        А потом все дружно встали

                                        Великанами все стали.

( Продолжительность 5-7 минут, повторить 2-3 раза )

Работа продолжается.

  1. Песенка – игра  « У оленя»

                         У оленя дом большой.           (Ладони над головой, изображая                                  рога оленя)

                          Он глядит в свое окошко.    (Пальцы соединяются в окошечко)

                         Зайка по лесу бежит       ( Бег на месте)

                          В дверь к нему стучится.  (показывая руками дверь)

                        Стук, стук- дверь открой,   (Стук в дверь)

                        Там в лесу охотник злой.   (Показывая назад , за плечо)

                        Зайка, зайка забегай,  (Показывая зайчика, бег на месте)

                        Лапку подавай.    ( Правая рука кладется в левую, как-бы хлопая)

  1. Работа по плану воспитателя.

          Игровая минутка. Игра « Тик- так»

Воспитатель. У кого есть дома часы с кукушкой? А как они устроены?

                     Сейчас мы представим себя такими часами.

                      По команде «Тик!»-щелкаем пальцами правой руки;

                    «Так!»- щелкаем пальцами левой руки;

                     «Бум!»- соединяем ладоши над головой в хлопке;

                   « Ку-ку!»- делаем два щелчка обеими руками одновременно.

Постепенно ритм убыстряется, задача детей внимательно следить за словами ведущего, а не за тем, что он показывает.

Четверг.

        I.Настрой на работу.

В класс мы дружненько вошли.

К парте своей все подошли.

Книжки, тетрадки и карандаши

Ждут с нами встречи

И рады они.

Снова работать, снова писать.

Все вместе и дружно

будем домашнее задание выполнять.

Чтоб успешно работалось нам

На носочках потянулись

Раз- нагнулись, два- нагнулись.  

Как пружинки все присели

И за парты тихо сели.

(Продолжительность 3-5 минут)

Выполнение письменных заданий.

II.  а) Физкультминутка для глаз.

                                        Ах, как долго мы писали,

                                        Глазки у ребят устали.(поморгать глазами)

                                      Посмотрите все в окно, ( посмотреть влево- вправо)

                                       Ах, как солнце высоко.( посмотреть вверх)

                                        Мы глаза сейчас закроем,( закрыть глаза ладошками)

                                               В классе радугу построим.

                                          Вверх по радуге пройдем, (посмотреть по дуге вверх  вправо и вверх влево)

                                       Вправо, влево повернем,

                                       А потом скатимся вниз, ( посмотреть вниз)

                                      Жмурься сильно, но держись.( зажмурить глаза, открыть и поморгать )

 

б) Физкультминутка:

 

Раз, два, три, четыре, пять-

Побежали мы гулять.

Раз- нагнулись, разогнулись.

Два- присели, встали, сели.

Покружились и опять,

Пора дело начинать.

( Повторяется 2-3 раза)

Продолжается работа по выполнению письменного  домашнего задания.

III.   Повторить гимнастику для глаз 2-3 раза

Начинается работа по выполнению устных домашних заданий.

IV.Физкультминутка:

                                Скачет  лягушонок, (хлопок в ладоши)

                                Ква-ква-ква! (прыжки на месте)

                                Плавает утенок,(хлопок в ладоши)

                                Кря-кря-кря! (руки к груди и в стороны)

                                Прыгает козленок,( хлопок в ладоши)

                                 Ме-ме-ме! (руки на поясе, наклон вперед)

                                А за ним ягненок,( хлопок в ладоши)

                                 Бе-бе-бе!( приседание)

                                 Вот мы на зарядке ( хлопок в ладоши)

                                 Раз-два- три! ( прыжки на месте)

                                Утром на площадке,( хлопок на месте)

                                Раз- два- три! (прыжки на месте)

                                 Все вокруг стараются( хлопок на месте)

                                 Спортом занимаются!( ходьба на месте)

(Повторить 2 раза.)

Продолжительность 5-7 минут.

V.Работа воспитателя с использованием игровых минуток.

Игра «Эхо»

( Произносить последний слог прихлопывая, кто ошибется-выходит)

                              -Собирайся детвора!     Ра-ра!

                                Начинается игра!        Ра-ра!

                                Бей в ладоши веселей!   Лей-лей!

                                Да ладошек не жалей!    Лей-лей!

                                Сколько времени сейчас?   Час-час!

                                Сколько будет через час?   Час-час!

                                И неправда, будет два!    Два-два!

                                Думай, думай голова!   Ва-ва!

                                 Как поет в селе петух?   Ух-ух!

                                Да не филин, а петух?  Ух-ух!

                                Вы уверены, что так?  Так-так!

                                А на самом деле как?   Как-как!

                                Сколько будет дважды два?     Два-два!

                                 Ходит кругом голова!   Ва-ва!

                                  Это ухо или нос? (держится за ухо) Нос-нос!

                                  Или может сена воз?   Воз-воз!

                                   Это локоть или глаз? (показывает локоть) Глаз-глаз!

                                   А вот это, что у нас? ( показывает на рот)   Нас-нас!

                                   Вы хорошие всегда?   Да-да!

                                    Или только иногда?   Да-да!

                                    Не устали отвечать?   Чать-чать!

                                    Разрешаю помолчать!  ( все молчат)

Пятница.

  1. Организационный  момент.

           Настрой на работу:

                      Раз, два, три, четыре, пять.

                      Начинаем домашнее задание выполнять.

                      Лень с себя прогоним быстро,

                      Раз, два, три, четыре, пять.

                      Отряхнулись, потянулись,

                      Повернулись и тогда

                     Тихо сели на свои места.

Продолжительность3-5 минут.

(Выполнение письменного домашнего задания)

 

II. а) Пальчиковая гимнастика. ( можно проводить сидя)

Вот помощники мои,  ( смотрим на раскрытые ладони)

Их, как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так,  (потираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.  (хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.(встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

Повертели  (круговые движения кистью)

И работать захотели.  ( потираем руки)

б) Гимнастика для глаз.

Спал цветок ( Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелки и против нее)

И вдруг проснулся, ( поморгать глазами)

Больше спать не захотел,( руки поднять вверх, вдох. Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся,( руки в стороны, выдох)

Взвился вверх и полетел. ( потрясти кистями, посмотреть вправо- влево)

( Продолжительность 5-7 минут)

Продолжение работы по выполнению домашнего задания.

III.       а) Повторение физкультминутки для глаз.

                    б) Физкультминутка в стихах:

                                          Рано утром на полянке

                                          Так резвились обезьянки.

                                           Левой ножкой: топ, топ!

                                           Правой ножкой: топ, топ!

                                           Руки вверх, вверх, вверх!

                                          Кто поднимет выше всех?

                                          Все присели, снова встали.

                                          Вы резвиться не устали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления для учащихся начальных классов "Сохраним леса и травы зелеными, а зверей - живыми!"

   В последние годы  в России пылают многочисленные пожары. Природные пожары редко происходят по естественным причинам. Большинство их  во...

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

Авторская программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления "В здоровом теле - здоровый дух"

Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО составлена с учетом спекцифики и возможностей работы в начальных классах нашей школы № 143. Она состои...

ПРОГРАММА по валеологии для учащихся начальной школы «Моё здоровье».

Здоровье человека  - актуальная тема для разговора во все времена.  Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим т...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны

Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе.  Программа  поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...

Программа внеурочной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования по спортивно – оздоровительному направлению «Доктор Здоровья»

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специали...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....