ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»
методическая разработка (4 класс) по теме

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор»

Уметь грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения.

Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся

Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9_orkse.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 9 ОРКСЭ «Свобода  и моральный выбор человека»

Цели : 

1. Образовательные:

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор»

Уметь грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения.

2. Развивающая:

Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

3. Воспитательная:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, текст притчи, мультимедийная установка

План занятия:
1. Орг. момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы учащимся.
3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение . Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями.
4. Работа с притчей «Все в твоих руках».
5. Выводы, связать с понятием моральный выбор.
6. Работа с примерами.
7. Чтение статьи из пособия для учащихся.
8. Итог

Эмоциональный настрой на урок

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. 

 -Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?

Работа над новым материалом

- Какие слова вы представляете, когда слышите слово  свобода?
Напишите их.

Проверка и дополнение

+ ЖИЗНЬ, ВЫБОР, ПРОСТОР, НЕБО, СЧАСТЬЕ, КАНИКУЛЫ, ВЕТЕР и др.

Работа в группах. Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому Энциклопедическому словарю.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода -  это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Обсуждение

  1. Что значит быть свободным?
  2.  Для чего нужна свобода?
  3.  Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

  1. Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
  2. Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод.  Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

Чтение статьи  на странице 22-23

  1. Найти ответы на вопросы.
  1. Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт?

Мой выбор
Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
   а)пойду в магазин, куплю  компьютерную  игру, о которой долго мечтал;
  б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
  в)поступлю по- другому.

Обсуждение ответов.

Вопросы по сказкам : 1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

Итог. Рефлексия.

-Что такое свобода?

-Как связана свобода с моральным выбором?

-Что  влияет  на  выбор?

-Всегда  ли  у  человека  есть  выбор?

-Какими  качествами  должен  обладать  человек, чтобы  делать  осознанный  выбор?

- Всё ли было понятно на уроке? Вы- свободные люди?

Домашнее задание

Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

 В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?

 Как она поступила?  Приходилось ли вам оказываться в ситуации

 морального выбора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека".

Демонстрационный материал к конспекту урока "Свобода и моральный выбор человека". (ОРКСЭ)...

ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека"

Данный урок проводится в 4 классе. Предмет - ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Цель урока: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.Задачи: - формировать ...

Технологическая карта урока «Свобода и моральный выбор человека» (модуль ОСЭ, урок №9)

На уроке организуется работа в группах, используя технологию приёма "Мозаика". Представлены листы для самооценки....

ОРКСЭ 4 класс " Свобода и моральный выбор человека."

Данный материал может использоваться, как на уроках ОРКСЭ, так и во внеклассной работе. Советую дополнить занятие просмотром м.ф " Огромное небо одно на двоих" Материалы к уроку содержатся в папке - а...

4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Свобода и моральный выбор человека"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Свобода и моральный выбор человека" и информационные ресурсы, используемые на уроке....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...