Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
рабочая программа (1 класс) по теме

Чередниченко Надежда Петровна

Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx59.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру.

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразовательных. учреждений : в 2 ч. /Л. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразовательных. учреждений : в 2 ч. / А. А.Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение, 2011.
  3. Анастасова, Л. П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс. Рабочая тетрадь  :  пособие для учащихся общеобразоват.  учреждений / Л.  П.  Анастасова,П. В. Ижевский, Н. В. Иванова ; под ред. А. А. Плешакова. — М. : Просвещение, 2011.
  4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 1 класс : пособие для учителя / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение, 2011.
  5. Ижевский, П. В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности : метод, пособие. 1 класс : пособие для учителя / П. В. Ижевский ; под ред. А. А. Плешакова ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
  3. Примерные программы начального общего образования: письмо Министерства образовании науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  4. Учебный план образовательного учреждения  на 2012/2013 учебный год.
  5. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

     В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  1. формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  2. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающихся с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:

  1. уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
  2. понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
  3. модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

     Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Общая характеристика курса.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  1. природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и не
    живое пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  2. природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  1. мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  1. природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  2. культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
  3. наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  4. искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  5. человечество как многообразие народов, культур, религий;
  6. семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  7. труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  8. здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
  9. нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа и материал УМК рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах (1—4). Кроме того, из них в рабочую программу заложены на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) - 3 часа, на фазу совместной постановки и решение системных учебных задач — 61 час и на рефлексивную фазу учебного года - 2 часа.

Из них на проведение:

  1. стартовой диагностической работы -1ч;
  2. диагностических работ — 5 ч
  1. итоговой комплексной работы - 1 ч;
  2. экскурсий -9 ч.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты.

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
    единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Активное использование речевых Средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, по
    строения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10.        Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета.

Предметные результаты.

  1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
  3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
  5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

     Предмет «Окружающий мир» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.

Познавательные, логические: анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Для достижения указанных личностных результатов в учебнике «Окружающий мир. 1 класс» введен соответствующий раздел и тема, разнообразные по форме и содержанию тексты, задания. Так, например, в курсе «Окружающий мир» с этой целью предусмотрен раздел «Родная страна» (1 класс), в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы - семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях.

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий.

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспектива» конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

1.        Структура задачи.

Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.

2.        Требования к задачам.

Для того чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

  1. составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;
  2. сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение соответствующих УУД;
  3. избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
  4. многоуровневыми, то есть предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;
  5. «модульными», то есть предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт за
    дачи, менять некоторые из её условий.

Планируемые результаты на конец учебного года.

Предметные результаты.

     Обучающиеся научатся:

  1. Различать природу и культуру;
  2. Различать живую и неживую природу;
  3. Отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
  4. Различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
  5. Соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
  6. Называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и человек;
  7. Распознавать и называть комнатные растения;
  8. Ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
  9. Различать деревья, кустарники, травянистые растения;
  10. Устанавливать связь живой и неживой природы, культуры и деятельности человека;
  11. Называть наиболее распространённые растения своей местности;
  12. Различать культурные и дикорастущие растения;
  13. Различать хвойные и лиственные деревья;
  14. Называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
  15. Называть фрукты, овощи, ягоды;
  16. Отличать животных от растений;
  17. Распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;
  18. Перечислять группы животных и их существенные признаки;
  19. Различать домашних и диких животных;
  20. Приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  21. Называть, сравнивать правила поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках и следовать им;
  22. Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;
  23. Ухаживать за домашними животными: собаками, кошками;
  24. Называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
  25. Правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме;
  26. Определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
  27. Правильно называть родной город; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
  28. Определять ближайшие родственные связи в семье;
  29. Работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
  30. Находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края;
  31. Перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
  32. Определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
  33. Понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
  34. Узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
  35. Определять достопримечательности Москвы и своего региона;
  36. Определять некоторые особенности традиционной культуры своего края;
  37. Находить место России на земном шаре.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  1. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  2. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  3. Выделять из темы урока известные знания и умения;
  4. Планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что сказать потом);
  5. Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  6. Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  7. Оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
  8. Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.

Познавательные.

Обучающиеся научатся:

  1. Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и др.);
  2. Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
  3. Понимать схемы учебника, передавая их содержание в словесной форме;
  4. Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
  5. Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  6. Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  7. Устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  8. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  9. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  10. Располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».

Коммуникативные.

Обучающиеся научаться:

  1. Включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  2. Формулировать ответы на вопросы;
  3. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  4. Договариваться и приходить к общему решению;
  5. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  6. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  7. Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  8. Употреблять в случае неправоты вежливые слова «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и пр.
  9. Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  10. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  11. Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и др.) по теме проекта.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  1. Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России и свою принадлежность к определённому этносу;
  2. Умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  3. Ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины – России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
  4. Эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
  5. Целостное видение окружающего мира через постепенное практическое знакомство с формулой»окружающий мир – это природа, культура и человек», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город, страна);
  6. Представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
  7. Представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, в городе, стране);
  8. Положительное отношение к школе, учебной деятельности;
  9. Представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира – ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и пр.;
  10. первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  11. эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
  12. этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  13. этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
  14. потребность сотрудничества во взрослым и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
  15. освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  16. установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.



Структура курса. Содержание учебного предмета.

Мы и наш мир (11 ч).

Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Природа в творчестве человека. Мы - люди. Как мы общаемся с миром. Люди - творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс в школе (13 ч).

Наш класс в школе. Мы - дружный класс. Учитель - наставник и друг. Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет? Какие бывают животные. Делу - время. Книга - наставник и друг. Потехе — час.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

 Наш дом и семья (15 ч).

Мы в семье. Моя семья — часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома.

Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения.

Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село (14 ч).

Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей!

Мы помним наших земляков. Все профессии важны.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями - представителями городских, сельских профессий.

Родная страна (8 ч).

Россия - наша Родина. Москва - столица России.

Мы - семья народов России.

Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс - семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

Человек и окружающий мир (5 ч).

Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени - свой плод. Я - часть мира.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника».

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.

Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.

Задачи: за годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.

Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»:

  1. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.
  2. Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная», изучение природы и культуры региона и др.

  1. Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).
  1. Семейный клуб.
  2. Семейные праздники.
  3. Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.
  4. Экскурсии.
  5. Кодекс чести класса.

Принципы:

-        принцип  гуманистической  направленности  воспитания  через  реализацию  личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;

  1. принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
  2. принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
  3. принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение
    психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
  4. принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
  5. принцип ценностного подхода.

Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают сё более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.

Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продлённого дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.

Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства».

Использование возможностей УМК «Перспектива» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью предметов УМК «Перспектива». Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников «Перспектива» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом. В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России.

Программа коррекционной работы.

В курсе «Окружающий мир» темы «Наш класс в школе», «Мы - дружный класс», «Учитель - наставник и друг», «Делу - время», «Потехе - час», «Книга - наставник и друг» и другие подвигают ребенка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителем и одноклассниками. Вопросы и задания рубрик «Обсудим» и «Подумаем» фокусируют внимание детей на личностно значимых для них вопросах.

В соответствии с психологическими и возрастными особенностями младших школьников, их различными учебными возможностями  в учебниках предметных линий комплекта представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося. Для организации коррекционно-развивающей работы может быть использована технология мультимедиа. Она позволяет интегрированно представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом деятельности ученика.

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения:

  1. неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение
    задания;
  1. неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
  1. непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких
    простых);
  1. недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
  1. неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учеб-
    ных и практических задач;
  2. неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (непол-
    ное выполнение задания);
  3. смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма
    при его выполнении;
  1. подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
  2. неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
  3. неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
  4. неумение применить знания в нестандартной ситуации;
  1. неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить
    решения по степени рациональности.

Общая характеристика трудностей межличностных отношений.

Характер взаимодействия ученика и учителя:

  1. непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»;
  1. боязнь критики, негативной оценки;
  2. отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Взаимодействие ученика и других учеников:

  1. эгоцентричность, неумение общаться;
  2. повышенная тревожность;
  3. неумение строить совместную деятельность;
  4. заниженная (завышенная) самооценка;
  5. другие трудности...

Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей).

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Перспектива» позволяет организовать системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Приобретение детьми опыта построения общего способа действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создают условия для формирования способности к решению проблем творческого и поискового характера. В УМК «Перспектива» предлагается система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Окружающий мир» в процессе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника, в Приложении, в дополнительных и вспомогательных источниках (в «Атласе-определителе», «Великане на поляне», словарях, путеводителях и т. п.) необходимую информацию, производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу своего края, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «За страницами учебника».

Формы контроля и учета достижений обучающихся.

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая аттестация (четверть, год)

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос;

 - письменная самостоятельная работа;

 - тестовые задания;

 - графическая работа;

 - доклад;

 - творческая работа (посещение уроков по программам наблюдения)

- диагностическая контрольная работа;

 - интегрированная контрольная работа

- анализ динамики текущей успеваемости

-  участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;

 - активность в проектах и программах внеурочной деятельности;

 - творческий отчет

- портфолио;

- анализ психолого-педагогических исследований

Формы представления образовательных результатов:

  1. табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
  2. тексты итоговых диагностических контрольных работ и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания - знания, понимания, применения, систематизации);
  3. устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  4. портфолио;
  5. результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  1. соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего
    образования ФГОС;
  2. динамика результатов предметной  обученности, формирования УУД.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режимдоступа : http://www.km-school.ru
  1. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

4.        Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/urok

5.        Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

2. Наглядные пособия.

  1. Таблицы. Растения и животный мир.
  2. Географические карты. Физическая карта.
  3. Глобус.
  4. Иллюстрации растений, животных, предметов Древнего Мира.

3.        Информационно-коммуникативные средства.

Видеофильм «Береги природу» (DVD).

4.        Технические средства обучения.

  1. Телевизор.
  2. Магнитофон.
  3. Персональный компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Экран проекционный.

5.        Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
    таблиц и карт.
  2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
  1. Специализированная учебная мебель.
  2. Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива"

Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс 2012-2013уч.год...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка Рабочая программа предмета  «Окружающий мир» составлена на основе:·         В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру для 3 класса УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа написана на основе- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, - Примерной программы начального образования,- авторской программы   И.В. П...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...

Пояснительная записка к Рабочей программе по окружающему миру для 2-4 класса УМК "Перспектива"

Рабочая программа по учебному предмету  «Окружающий  мир» разработанана основе следующих нормативных документов:№п/пНормативные     документы1.Федеральный зак...