Клубный час в группе продлённого дня "Зимовье зверей"
методическая разработка (1 класс) по теме

Саетгалина Татьяна Владимировна

Данное занятие можно провести в группе продлённого дня. Воспитывает любовь к природе, развивает речь, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas_zimove_zverey.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час в ГПД «Зимовье зверей»
Цель занятия: Познакомить детей с жизнью животного мира зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Картинки с изображением зимующих птиц, животных;
Ход занятия:

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята!

- Сегодня мы узнаем, как зима отразилась на жизни животных.
-Давайте вспомним, что вам известно о зиме.(ответы детей)
Рассматривание зимних иллюстраций?
Вот под таким снежным покрывалом какие животные могли спрятаться?

-Как их можно назвать одним словом? (Дикие животные или звери.)

-Почему мы их называем зверями? (Они живут в лесу, на лугу, в поле. Они сами себе добывают пищу, строят жилища, о них никто не заботится.)

-Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

2. Подземное строительство медведей, барсуков, енотов. Спячка.
(Рассказ с элементами беседы, и рассматриванием иллюстраций)

- Все еноты, барсуки и медведи осенью занимаются подземным строительством. Молодые еноты , барсуки и медведи знают все секреты строительного мастерства, даже если родители их этому не учили.

Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Если же ожидается зима мягкая с оттепелями, то медведи выбирают место на возвышенном месте. Если же все-таки будет оттепель, вода не будет задерживаться и не намочит медвежью шкуру. Они забираются в берлогу задом наперед , чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца.

- Ребята, как вы думаете, сосут ли они во сне лапу? (ответы детей).

- Оказывается, сосут. Н а самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Если медведей потревожат, они просыпаются и выходят наружу, чтобы проветриться и успокоиться. Настроение у не выспавшихся медведей-шатунов плохое. Могут зло сорвать на любом встречном. Побродив немного по зимнему лесу, они убеждаются. Что зима не кончилась. И вновь укладываются на теплое ложе и засыпают до весны. Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, кормит их своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.

- А ложатся ли белые медведи спать? (ответы детей)

- Белые медведи, живущие вблизи Северного полюса, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей.

- Барсук иногда просыпается. Поест что-нибудь из своих запасов и снова засыпает.

3. Зимний сон пресмыкающихся и земноводных, рыб и насекомых.

- От зимнего сна отличается спячка, в которую иногда впадают животные. В этом состоянии животные почти не дышат, у них перестает биться сердце, тело становится холодным – они как будто умирают. В спячку зимой впадают кроме медведей, барсуков, летучие мыши, ежи, суслики, сурки.

- Лягушки, жабы, болотные черепахи и змеи прячутся между корнями или на дне водоемов и там замирают. Насекомые в основном впадают в спячку. Рыбы тоже спят под водой. В самых глубоких местах лежит в яме сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Окунь тоже любит ямки и засыпает на всю зиму. Только зубастой щуке спится плохо, и она глотает сонную рыбу.

Физкультминутка. Танец «Маленьких зверей»

4. Жизнь белок, лис, лосей, зайцев и птиц зимой.

- Ну, а что делать тем, кому зимой не спится?

- Ребята! А кому зимой не спится? (ответы детей)

- Спрятались под снегом плоды, семена. Еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. И все же не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спасает пушистая теплая шерсть.

- Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

- Кто это? (Ответы детей)

- Правильно, это белочка.

- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками. В более южных районах питается желудями, лещиной. А в северных районах запасает грибы шляпочные.

- За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнула, пробежала –

Нет ни дыма, ни пожара.

- Что за зверь? (Ответы детей)

- Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. У лисы очень хороший нюх. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)

- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. Лоси тоже питаются корой и ветками деревьев и кустарников. Особенно им трудно находить пищу после сильных снегопадов, метелей, когда низкие деревца и кустарники остаются под снегом. Например, лось за день должен съесть 9-10 кг, во время сильных морозов 20 кг.

- А вот в горных долинах живут большими семьями родственники зайцев и кроликов. В случае опасности они свистят. Поэтому этих горных зайчиков назвали пищухами. Со стороны они кажутся бездельниками: сидят на камнях, сложив на груди лапки. Греются на солнышке и ничего не делают. А на самом деле пищухи большие труженики – косари. Конечно, у них настоящей косы или серпа нет: траву они срезают зубами, а потом тщательно высушивают на солнце. Они складывают сено в большие стога и оставляют их под кронами деревьев. Там их дождь не намочит, ветер не развеет. А когда наступают холода, сеном питаются и зайцы, и дикие козы.

- Ребята! Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Ответы детей)

- Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз.

- Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая из-под коры деревьев. Также дятлы питаются семенами шишек ели и сосны. Чтобы достать семена из 1 сосновой шишки требуется 600 ударов головой, а еловой 1600 ударов. Чтобы прокормиться за день дятлу необходимо нанести 37000 ударов головой. В разгар зимы из 8-часового светового дня эта птица, примерно, 5 часов долбит шишки. Еще почти час уходит на то, чтобы выбрать подходящие шишки, сорвать их и установить в «кузницах». Остальное время на отдых и на чистку оперения.

- Какие птицы с первым снегом к нам прилетают? (Ответы детей)

- К нам с Севера прилетают с первым снегом – снегири и свиристели, клесты, чечетки, чижи. Чижи и чечетки питаются ольховыми и березовыми семенами, свиристели и снегири – рябиной и другими ягодами.

- Скажите, какие птицы выводят своих птенцов зимой? (Ответы детей)

- Правильно, клесты. У клестов самцы красные, а самки зеленые. У клестов клюв очень интересный. У них клюв загнут кверху, а верхний книзу. Им так лучше извлекать семена ели.

И все же птицы голодают. Зимний день очень короток, и бывает недостаточно времени, чтобы наесться досыта. Трудно отыскивать корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду много погибает птиц. Из каждых 10 синичек до весны доживают только две. Поэтому нужно птиц подкармливать. Люди развешивают кормушки в садах, парках. Если вы будете подкармливать зимой, то к вам они и летом будут прилетать и очищать растения от насекомых-вредителей.

6. Подведение итогов занятия.

- А теперь давайте отгадаем загадки.

- Летом по лесу гуляет,

А зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

- Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

- Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест)

- У какого зверя зимой рождаются детеныши? (У медведицы)

- Молодцы, ребята! Быстро справились с заданиями. На этом наше занятие подошло к концу. Можете отдыхать.

Источники информации:

• В. А. Крутецкая «Окружающий мир 2-4 классы. Интересные факты для докладов и сообщений», «Литера» Санкт – Петербург 2008 год.

• Перевод Т. Ю. Покидаевой «Загадки дикой природы», «Росмэн» Москва 2001 год.

• Л. И. Марченко «Осень», «Дрофа» Москва 1996 год.

• Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В. Порудоминский «Книга природы», «Детская литература» Москва 1990 год.

• Н. А. Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня», «Учитель» Волгоград 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

В современной школе  мы часто сталкиваемся  с  такой  проблемой  как заниженная самооценка у детей, плохое настроение  из-за неудач, тревожность. Или наоборот, проявление...

Презентация к клубному часу в группе продлённого дня "Учимся играя.Учимся радоваться жизни"

Презентация является электронным сопровождением  к  конспекту занятия: "Учимся играя.Учимся радоваться жизни". В ней находятся слайды с закодированной темы занятия, картинка солнышка и слова...

Разработка конспектов клубных часов в группе продлённого дня

Цели: расширить  знания  учащихся  о  вежливых  и  добрых  словах  и  применении  в  жизненных  событиях; углубить  представления...

Клубный час "Что может носовой платок" в группе продлёного дня для 1-4 классов

На данном занятии ребята узнают историю носового платка,  разучиваюи игры с приененим носового платка, Создают носовын платки своими руками.В ходе мероприятия обращается внимание на гигиенические...

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня. Клубный час "Пришла весна"

Данный материал содержит план работы воспитателя ГПД на один день с клубным часом на тему "Пришла весна"...

Клубный час "Ягодная страна" для проведения в группе продлённого дня

Клубный час "Ягодная страна" для работы в группе продлённого дня. Используются интересные стихи известных и малоизвестных поэтов....

Клубный час в группе продлённого дня : «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Клубный час в группе продлённого дня :«Я здоровье сберегу,сам себе я помогу!»...