"Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость школьников"
материал по теме

Тетерева Марианна Николаевна

Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются  препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.

Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.

Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются  препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.

Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное общеобразовательное учреждение                          

        Талаканская СОШ №6

Тема: Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость школьников.                                             (доклад)

                                         

                                         

                                                              Подготовила

                                                             учитель начальных классов

                                                            Тетерева Марианна Николаевна

                                                             п. Талакан, Бурейский район,  Амурская область                                                                                        

                       

 

                                       

Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются  препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.

Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.

При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные колебания:

а) фаза вырабатывания;

б) фаза оптимальной устойчивой работоспособности;

в) фаза утомления;

г) повышение работоспособности, «конечный порыв».

Работоспособность зависит от ряда факторов:

  1. внутренних:
  1. психофизиология личности учащегося:                - время реакции на сигнал,                                          - память,                                                                         - внимание,                                                                - скорость переработки информации;
  2.  функциональное  состояние (ЦНС, ССС, дыхательной системы и т.д.)
  3. возраст и год обучения;
  1. внешних:
  1. социально-бытовые;
  2. воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;
  3. психологический климат, совместимость, нейротизм;
  4. режим дня;
  5. методология;
  6. учебный фактор.

Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.

Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т.д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимальном темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока.

Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.

Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления.

Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то  говорят, что он «работает на резервах организма».

Если обратиться к внешним факторам, то они могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении к обучению и в общении с одноклассниками.

И такой фактор, как воздушно-тепловой режим, в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума, он при 80 децибелах разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.

У детей, больных ревматизмом, тонзиллитом, туберкулезной интоксикацией, проявляется высокая утомляемость и низкая работоспособность в течение учебного дня.

Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими возможностями сердечно-сосудистой системы.

Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.

Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.

Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников.

Сам  процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости – задача сложная и решение ее должно быть комплексным – педагог, семья, коллектив школы. Дополнительные занятия для ликвидации учебной задолженности лучше проводить по утрам, перед началом школьных занятий. От родителей требуются понимание, создание приемлемых условий для занятий дома и контроль за выполнением заданий. Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению – длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.

В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков. Максимальная продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 8 -12 минут.

Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах должна быть не более 15-25 минут.

На последующих этапах обучения, в более старших классах, когда основные двигательные навыки уже приобретены и упрочнены, на первое место выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью, учебный процесс требует от учащихся высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания в коре больших полушарий головного мозга.

Признаки утомления:

  1. ослабление активного торможения – потягивание, отвлекаемость;
  2. ослабление процессов возбуждения – снижение активного внимания.

Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.

                                 Список использованной литературы:

  1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке./Под ред. Д. В .Колесова. - М: Педагогика 1987.

      2.Брязгунов  И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992.

      3. Бурменская  В .Г., Карабанова О. А., Лидерс  А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нар...

Положительное влияние спорта на учебную успеваемость школьников

Урок физкультуры является своеобразной основой физкультурно-спортивной грамоты. Если на уроке прививаются необходимые умения и навыки, сам урок вызывает у школьников интерес и удовлетворение, то можно...

Исследовательский проект "Влияние погоды на здоровье и успеваемость школьника"

В работе раскрываются причины влияния погодных условий на здоровье и самочувствие школьника....

«Определение влияния биоритмов учащихся на работоспособность и успеваемость учащихся»

Гипотеза: если биоритмы существуют, они влияют на работоспособность и успеваемость учащихся. Объект исследования – учащиеся 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 8.Предмет исследования &ndash...

Исследовательская работа "Влияние цвета на работоспособность школьников"

Цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека....

Исследовательская работа на тему: «Значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности»

Цель исследования - выяснить значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности....

Проект "Влияние сна на здоровье и успеваемость школьников"

Влияние сна на здоровье и успеваемость». Введение.Актуальность.В последнее время, я все чаще стала наблюдать, что мои одноклассники приходят в школу не выспавшиеся, с плохим настроением, на...