Особенности взаимоотношений одарённых детей в семье
материал по теме

Лыско Татьяна Юрьевна

 

Тема одаренности и ее развития в последнее время стала очень популярна как среди психологов и педагогов, так и среди родителей.

   В последние десятилетия в нашей стране все чаще уделяют внимание детской одаренности, изучая вопросы психолого-педагогического, обучающего, воспитывающего и диагностического характера. На протяжении многих лет к проблеме одаренности обращаются в своих трудах ученые:  Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, А. В. Петровский, А. И. Савенков и многие другие. Разные аспекты развития, обучения и изучения особенностей таких детей рассматриваются в их работах.

    Каждый из нас имеет свои генетические корни и, значит, каждый по-своему гениален, талантлив, наделен каким-либо даром, способен творить, мастерить. Но когда приходит тот момент, который нельзя упустить, а необходимо создать определённые условия, благодаря которым этот дар сможет проявляться и развиваться, — кто должен это сделать?

Естественно в первую очередь это — семья. Ведь именно родители первыми узнают об одаренности ребенка:  малыш рано начал говорить и ходить;  он  самостоятельно читает сказки и учит  наизусть стихи;  в первом классе демонстрирует  на радость учительнице и на удивление сверстникам свои познания в умножении трехзначных чисел. 

    Способность творить, безусловно, дар природы, но кто, как не семья должна этот дар беречь, сохранять и развивать  способности, помогать, проявлять и совершенствовать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnye_deti_v_seme.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сургутский государственный педагогический университет

 Кафедра общей педагоги  и педагогической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:

«Особенности взаимоотношений одарённых детей в семье»

Работу выполнил: Лыско Т.Ю.

группа 0921

студент заочного отделения ПиМНО

Проверил:

Кондакова  Л.И.

Сургут 2010

          В конце 80-х годов в нашей стране актуализировалась проблема одаренности детей. Если еще 10 - 15 лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере - в музыке, спорте, балете, то теперь  можно услышать об интеллектуальной и творческой одаренности.  

В психолого-педагогической литературе изучение проблемы одаренности связано с именем Н.С. Лейтеса.  Он отмечал, что «с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей». Он определяет способности как «отдельные психологические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности». Важным в изучении одаренности Н.С. Лейтес считает вопрос о соотношении способностей и склонностей, выделяя у одаренных детей следующие: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональную захваченность процессом познания, повышенную восприимчивость, стихийный характер приобретаемых знаний.

     Вопросы одаренности детей рассматривались как зарубежными (К.Хеллер, Дж.Гилфорд, П.Торренс, Ф.Баррон)  так и отечественными психологами (А.М. Матюшин, Н.Б.Шумакова, Г.Д.Чистякова). В научных  трудах  Л.А.Венгера, Ю.З. Гильбуха, Г.В.  Бурменской рассматривается понятие - одарённый ребёнок, его психологические проблемы,  способы  выявления таких детей, особенности работы с ними.

    Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов  конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Все это обусловливает актуальность проблемы развития  одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении,  школе  и, конечно же, семье. Потому что чаще всего именно родители первыми  замечают одаренность ребенка, и тогда перед ними, возникает проблема  поиска способов и методов развития способностей одарённого ребёнка, а также решение вопросов о  взаимоотношении со своими детьми.  

Цель работы: теоретический анализ особенностей взаимоотношений одарённых детей в семье.

Объект исследования: одаренные дети

Предмет исследования: взаимоотношения родителей и одаренных детей.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

1.1. Понятие   и определение одаренности у детей

    Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.  Вопрос одаренного ребенка традиционно рассматривается с нескольких сторон.

   Во-первых, в русле спора о природе одаренности, ее детерминированности наследственностью или средой. Решение этого вопроса имеет длительную историю, и относиться к группе вопросов, которые так и нашли своего однозначного решения. В ряде исследований, проводимых как зарубежными, так и отечественными педагогами и психологами было замечено, что наследственность не всегда влияет на интеллектуальное и творческое развитие ребенка. Согласно позиции, выработанной комиссией ЮНЕСКО, относительная роль наследственности составляет 45%, окружающая среда – 35%, на долю взаимодействия между двумя обоими факторами приходится – 20%.

Во-вторых, с точки зрения условий и установок, свойственных родителям и семье в целом, их влияния на интеллектуальные и творческие способности ребенка.[3]

Существует множество подходов к выделению понятий об одаренности рассмотренных такими психологами как Л.А. Венгер, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, Г.В. Бурменская. [18]

Мы в своей работе придерживаемся следующего понятия «одаренность», предложенного Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадриковым:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Часто за одаренность ребёнка принимаются некоторые его конкретные

 знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей любящими родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения, такие дети могут проявлять полную беспомощность. [6]

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами, которые выделил в своей работе Е.С. Белов «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать»:

- опережающим развитием познания,

- психологическим развитием,

- физическими данными.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественного своеобразия и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» можно использовать также признаки одаренности ребенка, предложенные  Н.С.Лейтесом. [11]

         Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний. Умение видеть изучаемый предмет в системе. Своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное. Иными словами,  практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству. [2, 6]

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому Ю.З. Гильбух, О.М. Дьяченко утверждают, что  наличие психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание родителей, специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.[5, 8]

 Исходя, из выше изложенного можно сделать вывод, что одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  1. Классификация одаренности

   Н.С.Лейтес дифференцировал виды одаренности в современной психолого-педагогической науке, определив целый набор критериев: степень одаренности, вид деятельности, форма проявления, широта проявления, особенности возрастного развития.  [12,15]

    По критерию «степень одаренности» можно выделить три группы. Первая — сверходаренные дети,  их называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые. Третья — собственно одаренные. Остальные дети входят в пределы нормы или  относят к умственно отсталым.

    По критерию  «вид деятельности»  в практической деятельности ребенка выделяют одаренность:

  академическую, интеллектуальную, творческую, художественную, коммуникативную, лидерскую, спортивную (двигательную).

  Такая классификация достаточно условна и относительна. Но для воспитания гармоничной личности родителям и педагогам важно ее учитывать.

  По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

  Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

   Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.  Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Масштаб дарований ребенка со скрытой одаренностью весьма трудно (а иногда и невозможно) оценить с помощью традиционных методов (психометрических тестов, результатов различных интеллектуальных соревнований и т.п.). Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности - это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т.д. Если у ребенка недостаточно хорошие отношения с родителями или педагогами, он редко раскрывается перед ними.

   По критерию «широта проявления в различных видах деятельности»

 выделяют общую одаренность и специальную одаренность.

    Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

    По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю одаренность (проявляется в дошкольном или младшем школьном возрасте) и позднюю (она проявляется в зрелые годы).  Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

    Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.). [13,19]

   Е.С. Белов в своих исследованиях  выделяет одаренность:  актуальную и потенциальную. Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).  [1]

   Таким образом, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения классификации видов одаренности, перечисленных в нашей работе  и представленных в психологической литературе.

  1. Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка

  Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

   Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.[7,11]

    У одаренных детей, благодаря ярко выраженной потребности в познании, связь радости и умственного труда почти непрерывная. Практически любая умственная деятельность – чтение, решение задач, придумывание историй и т. д. – доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются семимильными шагами.

    Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и присуща исключительно одаренным детям.

    Важно подчеркнуть следующее: поведение одаренного ребенка необязательно соответствует всем вышеперечисленным характеристикам одновременно. И все-таки даже наличие одного из них должно привлечь внимание специалиста мотивировать его на проведение тщательного и длительного по времени

индивидуального анализа,  в чем родители не могут не быть кровно заинтересованы. [3]

   Для  одаренного ребенка  характерна повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам,  предметам действительности  (знаки, цвета, звуки, технические устройства, растения, животные и т. д.).  У таких детей отмечается тонкая линия ощущений, сильное реагирование на те или иные раздражители.

   Ребенок может часами заниматься любимым делом, переживая чувство удовольствия и не испытывая ни усталости, ни пресыщения. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям, сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, наличие интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. [14]

   Эти ребята отдают предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов: «Если я уже понял задачу, то зачем решать еще одну такую же. Лучше взяться за то, что еще не проходили, за то, что еще не задавали».

   Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. Им необходимо учиться находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс, обретаемый, похоже, лишь с опытом, называется здравомыслием. Здравомыслие не входит в громадное число талантов, которыми дети могут обладать от рождения. Это добродетель благоприобретенная — и не совсем та, которая может нравиться живому, любознательному ребенку. Здесь очень важно найти оптимальный вариант. [4]

    Еще одна сильная сторона одаренного ребенка заключается в том, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха, а в некоторых — выдающихся результатов. Казалось бы, что это должно приводить к развитию сильного позитивного самовосприятия, но в жизни  сталкиваемся с тревожными парадоксами. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя — как неудачников.

Еще один редкий дар в талантливых детях — это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они  видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности. Проблема уязвимости здесь возникает тогда, когда уникальное видение уводит ребенка на нехоженые тропы. Житейская мудрость и опыт предполагают, что новый путь может быть глупым, бессмысленным или опасным.

    А.И. Савенков, А.В.Запорожец в своих работах отмечают, что психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, ее сопровождающие, но необязательно порождающие. Поэтому их наличие служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребенок — бездарность. Не исключено, что его просто не заметили и не оценили.  [9,16]

Все вышесказанное отражает краткое описание лишь немногих граней одаренности. Здесь указаны те из них, о которых наиболее часто сообщают ученые  и родители, характеризуя одаренных детей. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

  1. Характеристика отношений  одаренного ребенка с членами семьи
  1. Отношение родителей к одаренности ребенка.

    Общепризнанно, что семья, в которой воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие. [5]

    Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным.

     Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

   В раннем детстве ребенок окружен семьей, поэтому существующие в ней условия и установки, свойственные его родителям, имеют очень важное значение для его будущего и для развития интеллектуальных и творческих способностей.   В решении этого вопроса пристальное внимание уделяется:

- структуре и эмоциональному климату в семье;

- стилю детско-родительских отношений;

- отношению родителей к детской одаренности;

а также влиянию всех этих факторов на развитие ребенка. [20,21]

     На развитие одаренности ребенка влияет и отношение родителей к детской одаренности. Этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Он смотрит на реакцию своих родителей как в зеркало и в зависимости от нее оценивает свое поведение, систему ценностей и стремлений. Поддержка взрослых, и прежде всего родителей, ведет к закреплению тех или иных форм поведения и отверждению других, неодобряемых ими. Одаренный ребенок особенно чутко воспринимает это, поэтому реакция родителей на его продвижение будет определять, развиваться ли его способностям или нет, станет ли он двигаться вперед или попытается «спрятать» свою неординарность, стать «как все».

   А.И. Доровской выделил несколько типов отношений родителей к одаренности: отрицательное, игнорирующие и положительное.  

    Некоторые из родителей не желают признавать неординарность, талантливость своего ребенка или даже отрицательно относится к ней. Они заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше будет нормальным, как все». Причиной таких отношений может являться антиинтеллектуализм общества, недоверие к умникам, скептическое отношение к тем, кто выделяется из среднего уровня.[17]

    Другие родители игнорируют ранние проявления исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их замечательные способности. Это отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка.

    В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны родителей маленький ребенок делает вывод, что важнее всего – не выделяться. Тогда он начинает скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственные способности, но и на складывающуюся личность. Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам это может вызывать периоды депрессии. Когда творческая энергия блокируется, мышление может оказываться парализованным.  Уход в  воображаемый мир стирает границы между реальностью и вымыслом. К сожалению, дети в таких ситуациях настолько захвачены внутренними переживаниями и выстраиванием охранительных механизмов, что их одаренность проявляется все меньше и меньше.[7]

   Существует ещё один вариант родительского отношения к одаренности, условно охарактеризованный как гиперсоциализация, выделенный С.С. Степанов. Родители таких детей видят в их одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей. Для таких родителей, прежде всего, важно то, каких результатов добивается ребенок, можно ли рассказать о них другим, престижна ли область, в которой проявляются детские способности. При этом их не очень интересуют другие стороны развития. Они водят детей в самые разнообразные кружки и студии, не заботься о том, способен ли ребенок выдержать такую нагрузку, нужны ли ему эти занятия. Очень часто именно родители, с малых лет поддерживающие ребенка в его начинаниях и формируют одаренность ребенка. И может быть такой аспект как гиперсоциализация, очень редко дает отрицательные результаты.

      Чрезмерно загруженный ребенок быстро устает и не может добиваться высоких результатов. Повешенные требования родителей часто приводят к тому, что собственные достижения начинают оцениваться ребенком по взрослым меркам и не удовлетворяют его, причиняя ненужные боль и переживания, снижая его самооценку и веру в собственные силы. Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя неудачником в глазах родителей и, соответственно, своих собственных.

       С.С.Степановым было замечено, что излишние родительские амбиции сопровождаются высоким уровнем агрессивности у детей. Вырастая, они могут испытывать чувство неудовлетворенности, неадекватности в восприятии себя. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители не воспринимали их как личность, а видели только способности и достижения. [17]

      П.В. Тюленев  определил еще одни вариант отношения родителей к детской одаренности  такой, когда  они ценят и любят самого ребенка, а не его таланты. Это отношение способствует наиболее плодотворному развитию личности, ее реализации. Оно дает ребенку уверенность в себе, чувство защищенности, значимости для близких и т.д. Большинство родителей этой группы, определяя свою систему ценностей и формулируя пожелания к будущему ребенка, говорили о том, что, прежде всего они хотят видеть его счастливым: «Пусть вырастает хорошим человеком, это самое главное», «Хочу видеть ребенка счастливым и сильным. Будущее выберет себе сам», «На будущее нет особых пожеланий, пусть будет счастливым человеком».

      Эта позиция свойственна родителям интеллектуально одаренных детей. Их способности воспринимаются родителями как благо, «дорога в будущее», «возможность быть успешным». Они не только считают, что «умники» - это хорошо, поэтому всячески поддерживают, поощряют опережающее развитие.  Они много занимаются с детьми, читают им, разговаривают на интересующие темы, предоставляют развивающие игры. Несмотря на занятость, родители находят время для посещения с детьми музеев, выставок, театров, зоопарка, выезжают на природу. Многие посещают с детьми специальные занятия, связанные с эстетическим циклом и спортом. Но если ребенок переутомляется, родители отказываются от дополнительной нагрузки, оставляя только самое важное. [12]

Желание воспитать в своем ребенке потребность в постоянном совершенствовании может обернуться серьезными проблемами:

 - неуверенностью в себе,

- стремление  решать только простые задачи и не браться за сложные,

- неумением переживать поражение,

- снижение самооценки.

    Дети перестают верить в себя и ощущают свою неполноценность из-за того, что, по их мнению, не оправдывают родительских ожиданий или боятся их не оправдать, т.е. снижается самооценка ребенка.

     П.В. Тюленев определил  несколько  причин,  снижающих самооценку у одаренного ребенка.

    Одна из них – скрытые, неосознаваемые высокие родительские ожидания. Весьма сильным мотивом поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, заслужить максимум их одобрения. Ребенок замечает и запоминает все события, вызвавшие улыбку, поощрительный кивок головы, гордое замечание родителей и т.д.  Процесс этот начинается с самого рождения и весьма силен. Законная радость родителей по поводу способностей ребенка, не уравновешенная благожелательным внимание к другим позитивным качествам и моделям поведения, приводит к нежелательным последствиям. Среди них могут быть такие, как стремление доводить все до совершенства (перфекционизм), чрезмерная соревновательность, информационная перегруженность. Эти качества имеют и положительную сторону, но могут привести и к негативным образованиям,  формировать заниженную самооценку, ставить ребенка в стрессовую ситуацию.

     Еще один путь, ведущий к снижению детской самооценки, - перегрузка ребенка информацией. Хорошо, если родители уделяют много внимания ребенку, рассказывает ему обо всем, что он спрашивает. Но многие взрослые дают слишком обширную информацию, не соответствующую запросам ребенка. Он зачастую даже не понимает, о чем идет речь, чем очень удивляет родителей.[21]

  1.  Анализ особенностей общения одаренного ребенка с родителями

    Существуют разнообразные основания для классификации отношений между родителями и детьми. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности для развития одаренной личности.

    Р. Хесс и В. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.  

    Для императивного стиля типичны однозначные команды, вроде: «Делай, как я сказал», «Сиди спокойно» и т.д. Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний.  Их отношения основываются на авторитете взрослого, а не на сотрудничестве и уважении ребенка. Императивный стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но вызывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет их неохотно и медленно. Дети не вступают в открытый конфликт, но затягивают выполнение действия, стремятся найти любые отговорки.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Надень фартук, потому что, если ты испачкаешься, не в чем будет идти в детский сад», «Убери игрушки, а я подмету пол». Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. Инструктивный подход развивает независимость и творчество. Эти качества не гарантируют родителям спокойную жизнь, но являются единственно возможными для становления одаренной личности.

В противоположность императивному инструктивный стиль воспитывает инициативу и твердость. Именно такой стиль свойствен большинству родителей, чьи дети были признаны умственно одаренными. Он подталкивает детей к самостоятельному поиску и принятию решения, дает возможность выбора и творческого подхода.  

        В семьях у детей с преимущественным развитием интеллекта между детьми и родителями уже в раннем возрасте устанавливаются взаимоотношения, и родители обращают особое внимание на познавательную деятельность.

       В то же время взаимоотношения родителей с детьми, преуспевающими в вербальных дисциплинах, и с детьми, делающими большие успехи в математике и науках, требующих пространственного мышления, различны.

       У детей с высокими способностями к вербальным наукам, формируются крепкие эмоциональные связи с родителями, что подкрепляет зависимые формы поведения. В этих случаях уже с раннего детства родители уделяют много внимания умственному развитию детей, покупают им познавательные игрушки, позволяют  участвовать в своих разговорах. Однако в школьном возрасте такие родители усиливают контроль и давление на ребенка, придавая большое значение успеваемости, порой жестоко отчитывая за плохие отметки.[20]

         Отношение родителей к детям с высокими творческими способностями обычно нет никакой авторитарности и чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Все эти качества чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Исследователи, Ю.Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, В.Н.Дружинина отмечают, что в таких семьях часто наблюдается определенная эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими.[4]

        Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предложенную Д. Льюисом на основе изучения семей одаренных детей, мы приводим в Приложении 1.

     Родители должны осознать, что, хотя их дети и отличаются выдающимися способностями, они все же ограничены рамками возрастных возможностей и излишняя информация может их запугать, показать их неспособность охватить ее.

Самые лучшие побуждения родителей могут играть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одаренного ребенка, поэтому  психологам и воспитателям, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье. Сравнение поведения детей дома и в детском коллективе, оценивая их достижения на занятиях, видя неординарность их мышления, взрослые смогут по-иному взглянуть на своего ребенка, понять его уникальность, особую чуткость к любым воздействиям, его потребность в поддержке и поощрение.  

Система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Ребенок не будет видеть себя как в комнате смеха, где какой-то его талант акцентируется вне всяких пропорций. Родители должны быть бдительными и честными перед собой, чтобы не допускать нездоровых искажений в семейной системе поддержки и развития одаренного ребенка. Они  играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок. [8]

Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замечать. Ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они — неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми, важнее которых для него нет никого в целом свете,— с мамой и папой.

        Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру. [10]

       Родителям одаренных детей необходимо играть охранительную роль по мере того, как их дети начинают проявлять выдающиеся способности. В Приложении 2,  даны некоторые советы о том, как необходимо  вести себя родителям с одаренными детьми.

Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда безумно, но без намерения причинить боль. [14]

Родители могут оградить детей от такого ощущения собственного несовершенства, с раннего возраста и с разумной частотой приучая их к занятиям, в которых дети показывают не самые блестящие результаты. Большинство абитуриентов американских колледжей говорят о том, что ощущают свою неполноценность из-за того, что не оправдали родительских ожиданий или просто боятся их не оправдать.

        Новые и порой более эффективные пути часто отвергаются, и выбор делается в пользу старого и проверенного. Родители, желающие сохранить в ребенке новаторство и творчество, должны быть гибкими в методах воспитания и готовыми к тому, что путь, выбранный самим ребенком, может оказаться лучшим.

        Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  1. Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
  2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
  3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
  4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
  5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
  6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас и социоэкономических и образовательных уровней.

        Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  1. Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.
  1.   Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом. Они закрывают тему, когда ребенку становится скучно или непонятно. Они не поддаются искушению рассказать о предмете все, что знают сами, когда ребенку нужен ответ лишь на его вопрос.
  2.   Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу,— даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.
  3.   Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

        Итак, родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется.

2.3. Особенности общения одаренного ребенка с другими членами семьи 

        Подавляющее большинство детей воспитывается в полных семьях. В некоторых случаях вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников:  бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья, сестры. Ни у кого из этих детей не было младших родных братьев и сестер. Возможно, это объясняется тем, что родители рано распознают одаренность своих детей и считают своим долгом посвятить себя их воспитанию. В. Герцель отмечает в своих трудах стремление этих родителей отдать все свое время одаренному ребенку, всесторонне развивая его.

        Исследования Р. Зайонца и его сотрудников, показали зависимость  интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Они установили, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности. Было обнаружено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры.  [23]

       Скорей всего это происходит из-за того, что младшие дети имеют возможностей общаться со взрослыми.

      Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоциональным климатом семьи. Многие ученые отмечают значительное влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола. Различные исследования, Ю.Д. Бабаевой, Д. Б. Богоявленской, говорят о том, что одаренным людям, добившимся успеха, свойственна андрогиния, т.е. сочетание женских и мужских черт характера и поведения. Такая гибкость и многоплановость дает им возможность осваивать самые разнообразные сферы деятельности.

        Большинство исследователей, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкин, И.И. Ильясова, считают, что одаренному ребенку необходимы: любовь, ласка и уважение. Наблюдения за общением родителей с детьми дают возможность говорить о преобладании благополучных семей с эмоционально теплыми взаимоотношениями, в которых ребенка любили, оценивали как уникальную личность, нуждающуюся в понимании и заботе. Но встречались и неблагополучные семьи, с нарушением эмоциональными связями. Причинами могли быть как агрессивность, негибкость отцов, так и холодность, отстраненность матерей.[21]

        Рассматривая структуру и эмоциональный климат в семье, важно затронуть проблему взаимоотношений между братьями и сестрами одаренных детей, так как соперничество между детьми, живущими в одной семье, присутствует практически всегда. Трения между братьями и сестрами возникают по мере того, как каждый из членов семьи приходит к выводу о необходимости приспособить свои потребности к интересам и требованиям других. При резком различии характеров такое приспособление часто бывает трудным, и приходится прибегать к решению спорных вопросов по старшинству.

        Иногда один из детей в семье более одарен интеллектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родители должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении процессом такого семейного открытия. Ревность не играет серьезной роли там, где все относятся к таланту одного ребенка как к достоянию всей семьи, а также гордятся успехами других ее членов, в чем бы они ни проявлялись.

       Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Родители же должны взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Поэтому родителям  нужно делать упор на взаимное уважение, сопереживание и понимание, что важно для социоэмоционального развития каждого ребенка.[22]

Заключение

 Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого - это еще не сформировавшийся человек, его будущее пока не определенно, его способностям только еще предстоит раскрыться. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям. Как правило, первооткрывателями одаренных детей являются родители. Именно они способствуют развитию одаренности  детей. Ведь семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. Это  коллектив, играющий основную,  долговременную и важнейшую роль в развитие одаренного ребенка.

Знание родителями особенностей развития одаренных детей, способствует гармонизации отношений в семье, развитию ребенка без ущерба для здоровья, созданию условий в семье для увлечений одаренного ребенка.

   И как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие  одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Видя определенные задатки и потребности в какой-либо деятельности ребенка, семья должна стимулировать его активность в данном занятии.  

Конечно же, ни малую роль между детьми и родителями играет доверие и уважение. Дети должны видеть, что их поддерживают, уважают стремления и увлечения, радуются успехам в каких-то детских начинаниях. Каким бы плохим не был воспитанник, к нему всегда нужно подходить с оптимистической гипотезой, закладывать в него только хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей.

Только внимательное и чуткое отношение со стороны взрослого  ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию.

Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с родителями позволит  преодолеть разрыв между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Задача родителей – помочь одаренному малышу реализовать себя не только в науке, но и в жизни вообще.

Целью курсовой являлось раскрытие особенностей взаимоотношений одарённых детей в семье. Путем анализа и синтеза указанной литературы мы пришли  к поставленной цели, и считаем ее достигнутой.

       

Приложение 1

Утверждения, с помощью которых родители могут оценить степень и         качество своего участия в занятиях ребенка

(Д. ЛЮИС)

Инструкция: познакомьтесь с этими утверждениями, посчитайте, со сколькими утверждениями Вы согласны. Если Вы согласны более чем с 30 из 40 утверждений, это означает, что Вы слишком концентрируетесь на ребенке, которому стоит, вероятно, предоставить несколько больший простор для самостоятельных действий. Если Вы соглашаетесь с 8 утверждениями из 40, то, вероятно, над остальными утверждениями стоит еще подумать.

1. Я отвечают на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Дома я выделил специальное место, где ребенок может демонстрировать свои работы.

4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием или если работа еще не закончена.

5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

7. Я поручаю ребенку посильные заботы.

8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.

13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

15. Я помогаю ребенку находить книги и материалы для его любимых занятий.

16. Я стараюсь приучать ребенка мыслить самостоятельно.

17. Я регулярно читаю ребенку.

18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

19. Я пробуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям и интересам моего ребенка.

21. Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

25. Я учу ребенка свободно общаться с взрослыми любого возраста.

26. Я придумываю разные практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

27. Я позволяю ребенку играть с ненужным хламом, если ему это интересно.

28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

29. В занятиях ребенка я всегда нахожу то, что достойно похвалы.

30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

33. Я действительно даю ребенку возможность принимать решения.

34. Я помогаю ребенку быть личностью.

35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

37. Я никогда не отмахиваются от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».

38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

39. Я верю, в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

              Приложение 2

ПАМЯТКА «У ВАС ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком:

  1. Понять ребенка и осознать его неординарность.
  2. Не игнорировать всю уникальность его данных.
  3. Не вторгаться им сверх меры.
  4. Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  5. Создать условия для «поощрения» таланта.
  6. Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
  7. Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.
  8. Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
  9. Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
  10. Учить терпению и поощрять за все старания.
  11. Тактично, деликатно помогать ему.
  12. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  13. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
  14. Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
  15. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
  16. Учить владеть эмоциями.
  17. Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
  18. Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтоб не выставлял сверходаренность напоказ.
  19. Не возвышать его над остальными детьми в семье.
  20. Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
  21. Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
  22. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
  23. Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  24. Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.
  25. Учитывать его индивидуальность.
  26. Все время ободрять его.
  27. Тактично обращаться с ним.
  28. Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, не только привлекая близких, но и воспитателей ребенка.
  29. Считать себя самым счастливым из родителей.
  30. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком:

  1. Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
  2. Воспитывать как самого обычного ребенка или создать «мимозные» условия для жизни.
  3. Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
  4. Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
  5. Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это будет не по силам малышу.
  6. Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
  7. Не помогать решать проблемы с воспитателями.
  8. Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
  9. Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
  10. Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.
  11. Драматизировать все неудачи.
  12. Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
  13. Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимание на то, как развит ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего – интеллект.
  14. Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.
  15. Считать, что вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
  16. Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
  17. Чтоб ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

Список литературы

  1. Белова  Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Просвещение, 1998. – 87 с.
  2. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. -  М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 110 с.
  3. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности. - М.: Просвещение, 1998.- 170 с.
  4. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995- №4  - С.73-76
  5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М.: Издательство «Знание», 1991. – 84 с.
  6. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности  детей. – М.: Педагогика, 1997. – 186 с.
  7. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 312 с.
  8. Дьяченко  О.М. Одаренный  ребенок. - М.: Педагогика, 1997. – 140 с.
  9. Запорожец А.В. Избранные труды: В 2- х т.. Т.1. Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986 – 320с.
  10.  Куровская С. Н.; Под ред. Тарантей В.П. Одаренный ребенок и семья. -  Сост. - Мозырь: Белый Ветер, 2006. - 116с.
  11.  Леви А.С. Нестандартный ребенок. – М.: Просвещение, 1999. – 209 с.
  12.  Лейтес  Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Просвещение, 1996. – 190 с.
  13.  Лейтес  Н.С. Возрастная одаренность и  индивидуальные различия. - Москва –  Воронеж, 1997. – 220 с.
  14.  Лейтес Н.С.  Бывают выдающиеся дети. // Семья и школа. - 1990 - №3  -   С. 33-35
  15.  Лейтес Н.С.  Возрастная одаренность. // Семья и школа. – 1990 -  №9 -         С. 31-36
  16. Савенков  А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Педагогика, 2000 – 123 с.
  17.  Степанов  С.С. Психологический словарь для  родителей. -  М.: Педагогика, 1996. – 156 с.
  18.  Словарь иностранных  слов. - М.: Русский язык, 1981- 230 стр.
  19. Терасье Ж.К. Сверходаренные дети. - М.:  Научно методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: МГППУ, 2006. - 96 с. 
  20. Тюленев П.В. Каждой семье - одаренных детей. // Семья и школа. – 1990 -  №9.- С.31-36
  21. Чехонина О.В. Дети с опережающим психическим развитием: Одаренные дети в семье: советы психолога.  //Дошкольное воспитание.  - 2006. - №1. - С.21-24.
  22. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков. // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 243-264.
  23.  Юркевич В.С. Одаренный ребенок. - М.: Педагогика 1996 г. – 190 с.
  24.  Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. - М.: Учебная литература, 1996. -136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличительные особенности одарённых детей.

В статье представлен материал для выявления одарённых детей, а также предложен план работы с одарёнными детьми....

Рекомендации для родителей "Об особенностях взаимоотношений между братьями и сестрами в семье"

Речь пойдет о непростых взаимоотношениях между братьями и сестрами в семье. Старшие и младшие, что же они делят? Ведь родители постоянно говорят, что любят их одинаково сильно, стараются покупат...

Особенности воспитания одарённых детей.

Речь идёт о воспитании детей с особенным развитием и даже иным восприятием окружающего мира. Как можно помочь одарённому ребёнку раскрыть свой талант и развивать в нужном русле....

Тест: « Взаимоотношения родителей и детей в семье».

Выявить характер взаимоотношений родителей и их детей в семье, анализ теста....

Тест: « Взаимоотношения родителей и детей в семье».

Выявить характер взаимоотношений родителей и их детей в семье, анализ теста....

Особенности одарённых детей как причины трудностей в школьном обучении.

Особенности одарённых детей как причины трудностей в школьном обучении....

"Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одарённых детей"

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.    ...