Урок "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobro_i_zlo.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №6 курса «Основы светской этики» по теме «Добро и зло»

Цели  урока:  формирование духовно-нравственного потенциала личности.

Задачи:

  1. продолжить закреплять представление о добре и зле, о добром человек и добром поступке;
  2. развивать умения различать доброе в окружающем через анализирование поступков героев литературных произведений;
  3. воспитывать доброжелательность;

Ход урока:

I.Оргмомент

     КАМЕШКИ
Учила меня бабушка:
Живём под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком –
Ответь на него хлебушком.

Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.

Но всё же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.

Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.
Учу я внука: «Хлебушек
Подай в ответ на камешек! 
             

II.Актуализация знаний учащихся

- Ребята, как вы думаете, почему я сегодняшний урок начала именно с этого стихотворения?

- Как вы думаете, какова главная мысль этого стихотворения? Обоснуйте свое мнение.

На прошлом уроке мы начали тему «Добро и зло». А о чем будем говорить на сегодняшнем уроке? Какие задачи будем решать на уроке?

III.Сегодня на уроке мы с вами будем разбирать различные ситуации, анализировать поступки людей, делать выводы.

  1. Предлагаю вам поработать в парах и собрать рассыпанные пословицы и поговорки:

Доброе слово лечит,…………………………… злое калечит.
Торопись на доброе дело, ……………………..худое само приспеет.
Не одежда красит человека,……….………   а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет……………………своего достоинства.
Не хвались серебром,………………………….. а хвались добром.
Кто добро творит,…………………………… тому бог отплатит.
В ком добра нет,……………………………….. в том и правды мало.
За добрые дела…………………………………. добром платят.
Злой плачет от зависти, ………………………а добрый от радости. 

Добрые дела………………………………………. красят человека.
Без добрых дел…………………………………… нет доброго имени.
Доброе слово дом построит,…………………. злое слово дом разрушит.
Доброе слово ……………………………………..лучше богатства.

  1. А теперь давайте поработаем в группах и разберем различные ситуации:

1) Выйдя из автобуса, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная сумками.

- Давайте вашу сумку, - тронул её за руку мальчик.

Она удивлённо взглянула на него, мотнула головой.

Мальчик прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал:

- Ох, и прыткий какой. Ишь ты, сумку ему подавай. Украсть решил, да и не вышло.

А другой откликнулся:

Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь.

Итак, два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что это была попытка украсть, а второй расценил поступок мальчика как предложение помощи. Почему?

2) Рассказ В. Осеевой «Плохо»

3) Рассказ В. Осеевой «Просто старушка»

  1. Физминутка «Если нравится тебе, то делай так……..»
  2. Притча-песня Светланы Копыловой «Окно»

 

Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную.

И тот, что у двери узнать захотел,

Про жизнь за окошком, другую.

С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка.

-Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.

И так каждый день: то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучался злобой и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,

что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать,

И вызвать сестру милосердья.

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза, закрывая усердно.

На утро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда же он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал,

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

-Ах, если бы он видел,- сказала сестра,

Всю жизнь он слепым оставался.

-Зачем же тогда?- тут больной прошептал.

-Да он вас утешить старался.

- Объясните поступки двух человек? Чем поступок вам понравился? Почему?

  1. Давайте поиграем в игру «Добрый - злой»

Надо назвать добрых и злых литературных героев, героев мульфильмов

  1. Индивидуальная работа над информационной картой слов «ДОБРО», «ЗЛО»
  2. Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

 

Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности дарите людям, как цветы

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, я попрошу вас дополнить предложения, которые я буду читать фразой – Твори добро.

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -  Твори добро. 

    Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -  Твори добро.  

    Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -  Твори добро.

    Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -  Твори добро.  

    Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

                 Ибо никто не властен над твоим добром.

                                              Ш.А. Амонашвили

V. Домашнее задание.

- Придумайте сказку о добре и зле.

- Выучите стихотворение о добре и зле.

- Нарисовать добрых и злых литературных героев.