Урок по ОРКСЭ ОПР "Пасха"
материал (4 класс) по теме

Тычкина Ольга Евгеньевна

Разработан урок по основам православной культуры. По теме "Пасха" с презентацией к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_opk_pasha.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока: «Пасха» (модуль ОПК, урок 8)

Учитель начальных классов: Тычкина Ольга Евгеньевна

МБОУ  Арефинская  НОШ     Гороховецкого  района

Владимирской области

Цель: Создать условия для усвоения и познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам.

Задачи:

Личностные:

  1. формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ,
  2. развитие сопереживания к чувствам других людей
  1. учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей

Метапредметные:

  1. учить  слушать собеседника и признавать иную точку зрения
  2. учить осуществлять поиск и обработку информации

Предметные:

  1. Формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх.
  2. Умение осознавать ценность человеческой личности

Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

II. Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест».

Вопросы:1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

III. Подготовка к восприятию.

 Праздник …наступает

Торжество нас ожидает. (1-5 слайды)

Подумайте, над какой темой урока мы будем сегодня работать?

IV. Работа по новой теме.

 Учитель.

   Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. (6-10 слайды)

   На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа 11 - 12 слайд).

    (Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)

Ученик 1.

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Ученик 2.                         Под напев молитв пасхальных    

                                          И под звон колоколов

                                          К нам летит весна из дальних,

                                          Из полуденных краёв.    

Ученик 3.                         Пасха наступила –

                                          Радость охватила:

                                          Иисус любимый,

                                          Отстрадав, воскрес!

                                          Поздравляю с праздником,

                                          Чудом из чудес!

Ученик 4.                          Христос воскрес! Христос воскрес!

                                           Сияет солнышко с небес!

                                           Зазеленел уж тёмный лес,

                                           Христос воистину воскрес!

V. Работа по теме урока по учебнику.

      Работа по слайдам презентации ( 13-15 слайды)

      - Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?  (Воскресенье)

                   Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28

                     Запись в тетради, что такое Воскресение.

           - Радостное событие Воскресения в православной культуре

         отражено, в том числе и на иконах.

                Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного

                приложения. Дети рассматривают иконы под руководством

                учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.

      - Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная  

         смерть Иисуса Христа?   (Предположения детей)

                     Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.

       - Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,  

          которое они  празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –

          праздник воскресения к жизни.

                    Запись в тетради  понятие Пасхи.

        -В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о

          Пасхе.         

                   (Приводится пример из учебника на странице 29).

. Физминутка. (Музыкальная заставка)

VI .  Продолжение работы по новой теме.

       

           - Я предлагаю вам сейчас разделиться на группы и попробовать            

             привести свои примеры.

                    (Дети образуют группы по 3-4 человек, обсуждают.  

                     Представитель из  каждой группы озвучивает результаты).

( Сообщения учащихся.)

          - В одно из весенних воскресений православные христиане особо  

            торжественно отмечают Пасху Христову.

          - Празднику предшествует почти двухмесячный пост.

                     (Один из учащихся делает сообщение о Великом посте перед

              Пасхой, подготовленное заранее).

          -  Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. Каждый  

             день этой  недели особенный и несёт свой смысл, имеет своё

             название.

                        (Заранее подготовленные ученики рассказывают коротко о  

                    каждом из дней, выделяя главное).

      Работа с учебником.

            Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

      Работа с интерактивным моментом.

          - Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?  

                 (Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная

                   пасха)

          Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у детей и интерактивный момент.(15-17 слайды)

Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления  пасхи и кулича.  

            Рассказать об услышанном на уроке.

VII. Групповая работа – Пасхальные игры.

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет. (18 слайд)

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.  

( 19слайд)

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель! ( 20слайд)

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель.

 Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

IX. Рефлексия.

  1. Я (узнал, смог придумать, представить, изобразить, ) … и захотелось …
  2. Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …
  3. Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …

Учитель.

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Ученики.

Воистину воскрес!

X. Задание на дом (на выбор):

1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.

2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур» .Тема урока: "Семья"

Представлен конспект урока и презентация для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"). Тема урока: "Семья"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...