Словарь терминов
занимательные факты (1 класс) на тему

Кузьмина Ирина Яковлевна

 

СЛОВАРЬ   ТЕАТРАЛЬНЫХ  ТЕРМИНОВ  ДЛЯ  КУКОЛЬНОГО  ТЕАТРА "Петрушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ   ТЕАТРАЛЬНЫХ  ТЕРМИНОВ  ДЛЯ  КУКОЛЬНОГО  ТЕАТРА.

Батлейка — белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с русским и украинским вертепом и польской шопкой. В репертуар батлейки наряду с мистерией, рассказывающей о рождении Христа, входили и народная пьеса «Царь Максимилиан» и короткие интермедии: «Вольский — кузнец польский», «Корчмарь Берек» и др.

Вайанг — общее название яванских кукольных представлений. Среди различных видов вайангов есть представления, разыгрываемые и теневыми куклами и тростевыми.

Вертеп — переносный театр кукол, в котором разыгрывались представления религиозного характера, связанные с легендой о рождении Христа. Как русский, так и украинский вертепы обычно имели два этажа: верхний — «рай» и нижний — «ад». В «раю» разыгрывались религиозные сцены, в «аду» — светские. Вертепные куклы передвигались по прорезям в полу вертепа. Кукольник, стоявший за стеной вертепа, водил их, держа за подставку. Вертеп родствен польской шопке (см.) и белорусской батлейке.

Витязь Ласло — герой венгерского театра кукол, появился во второй половине XIX века. Витязь Ласло — веселый парень, гуляка и храбрец, защитник всех притесняемых. Этот персонаж сохранился до наших дней в представлении народного венгерского кукольника Генрика Кеммени.

Гапит — короткая палка-трость, на которую насажена голова куклы. Гапит, снабженный простейшей механизацией, позволяет поворачивать и наклонять голову куклы. Если надо, к гапиту выводятся нитки, управляющие глазами и ртом куклы.

Гансвурст — герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Его имя в переводе значит «Ганс-колбаса». Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою — Касперу, который, впрочем, унаследовал некоторые его черты.

Гиньоль — герой французского театра кукол. Родился в Лионе в начале XIX века. Гиньоль по профессии ткач. Сюжеты сценок, в которых он участвовал, были заимствованы из жизни рабочих Лиона. Это и привело к тому, что Гиньоль вытеснил с кукольной сцены старого Полишинеля (см.). В Лионе Гиньолю сооружен памятник.

Грядка — верхний передний край ширмы или первый план ширмы (см.).

Даланг — актер-кукловод в яванском театре кукол. В его задачу входит только игра с куклами. Текст произносит находящийся рядом с далангом чтец.

Дубль — в кукольном театре подменная кукла, своим внешним видом копирующая основную куклу, но отличающаяся внутренним устройством. Применяется в случаях, когда основная кукла не может выполнить какое-нибудь физическое действие. Тогда она незаметно подменяется дублем, специально приспособленным для этого действия.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства, ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой (см.).

Карагез (Черный глаз) — герой турецкого народного теневого театра кукол. Славился своими солеными шутками и активной ненавистью к власть имущим.

Кукла театральная. — Все виды театральных кукол делятся на две большие группы: верховые куклы, которые находятся выше актера, управляющего ими, и низовые, которыми кукловоды управляют сверху (см. марионетка).

Системы верховой куклы: простейшая — кукла перчаточная (см.), более сложные — тростевая кукла (см.), мимирующая (см.), механическая (см.)

Особый вид театральной куклы — кукла теневая (см.).

Театральная кукла в равной мере дело рук художника, который создает ее эскиз, и мастера, который воплощает замысел художника в материале.

Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на очень толстой подошве. Котурны применяются в том случае, если малый рост актера-кукловода не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы.

Марионетка — кукла, управляемая с помощью нитей. Марионетка требует особого устройства сцены, так как актер находится сверху на специальном помосте, называемом тропой. В руке актера — вага (подвижный крестообразный держатель), на которую собраны нити, идущие к различным частям «тела» куклы. Марионетка — наиболее сложная по технике управления театральная кукла. Ее конструкция обычно воспроизводит анатомию человека. Одна из особенностей театра марионеток — наличие настоящего, а не воображаемого пола, по которому передвигается кукла.

Механическая кукла — кукла, управляемая при помощи системы тяжей, проходящих по ее корпусу. Так делаются скачущие кони, марширующие в ногу солдаты, персонажи, взбирающиеся на дерево, и т. п. Часто механические куклы употребляются как дубли (см.).

Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов: трикотина, резины (типа латекса) и т. п. Пальцы актера, находящиеся непосредственно в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

Мультипликация в кино бывает рисованная и объемная, или кукольная. В рисованном мультфильме снимаются рисунки, изображающие персонажей по отдельным фазам движения. В объемном персонажами являются куклы. Мультипликационное кино по жанру родственно театру кукол. В рисованном фильме наиболее известно имя американского художника Уолта Диснея. В кукольном — чешского режиссера и художника Иржи Трнки.

Олеарий. — С именем Олеария, секретаря голштинского посольства, связано первое документальное упоминание о кукольном представлении на Руси. В его книге о путешествии в Персию и Московию есть рисунок, изображающий кукольника с Петрушкой. Рисунок датирован 1636 годом.

Падуга — часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску ткани, подвешенную на штанге или на тросе. Падуга маскирует верхние механизмы сцены. Первую от портала сцены падугу называют часто арлекином.

Панч — популярный герой английского театра кукол. Среди кукольных героев разных стран снискал славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует его жена Джуди. Представления Панча и Джуди пользовались в Англии огромной популярностью и сохранились до сих пор. Их репертуар — образец народного английского юмора и злой социальной сатиры.

Папье-маше — один из наиболее распространенных материалов для изготовления кукольных голов. Для папье-маше подходит любой сорт непроклеенной бумаги. Повышенная прочность папье-маше достигается увеличением количества слоев бумаги до восьми-десяти. Выклеивают папье-маше по глиняному или пластилиновому слепку снаружи или по гипсовой форме изнутри.

Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается или вшивается в шею и в руки перчаточной куклы. Позволяет подогнать руки и голову куклы к размерам пальцев кукловода.

Передник ширмы (иначе — фартук) — матерчатая занавеска, закрывающая конструкцию ширмы со стороны зрителей. В отличие от обтяжки ширмы, которая прикрепляется к рамкам ширмы наглухо, передник просто подвешивается. Применяется при различных устройствах разборных ширм.

Перчаточная кукла (иначе называется — петрушечная, по имени героя русского народного театра кукол Петрушки — см.). Термин «перчаточная кукла» точнее отражает способ управления куклой, которая надевается чаще всего на три пальца руки кукловода: один палец — в голову куклы, два пальца — в руки куклы. Есть и другие способы управления перчаточной куклой.

Петрушка — герой русского народного театра кукол. Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году (см. Олеарий). Как внешний вид Петрушки — длинный нос и колпачок с кисточкой, — так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий. В кукольных представлениях вместе с Петрушкой принимали участие и другие персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и т. д. Любопытно, что некоторые эпизоды в представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представлениями других стран. В первые годы революции Петрушка участвовал в кукольных спектаклях чаще всего агитационного характера. История сохранила имена двух крупнейших русских актеров, последних представителей народных кукольников: Александра Павловича Седова и Ивана Афиногеновича Зайцева. Зайцев был первым советским кукольником, удостоенным звания заслуженного артиста РСФСР.

Пищик — простейший инструмент, при помощи которого рождался высокий, пронзительный голос Петрушки, являвшийся одной из наиболее характерных его особенностей. Пищик изготовлялся из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносил текст Петрушки с пищиком во рту.

Полишинель — герой французского театра кукол. Возник в середине XVIII века. Находится в прямой связи с итальянским Пульчинеллой, но Полишинель обзавелся двумя горбами — спереди и сзади. Как говорят, горб спереди появился от обжорства. Полишинель по своему характеру— весельчак и немножко циник.

Портал (или портальная арка) — плоскость, ограничивающая в виде широкой рамы с боков и сверху зеркало сцены (см.).

Пульчинелла — популярный комический герой неаполитанской комедии дель арте. Родившись на «человеческой» сцене, перекочевал в театр кукол. Наиболее приметная черта Пульчинеллы — черная маска.

Станок — специальная подставка для работы актера на многоплановой ширме. Высота станка равна разнице в высоте между двумя планами (см.).

Теневая кукла — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит народный характер. В Европе театр теней появился в XIX веке, но особого распространения не получил.

Основоположниками театра теней в России были художники-кукольники Н.Я. и И.С. Ефимовы.

Тростевая кукла — эта кукла имеет еще одно, гораздо менее распространенное название — яванская. Второе название говорит о месте ее рождения — на острове Ява (Индонезия). Руки куклы управляются специальными палками — тростями. Принятое у нас название — тростевая — указывает на способ ее вождения. Трости бывают деревянные и металлические. В индонезийском театре трости покрывались позолотой. В современных театрах трости часто маскируются в одежде кукол. Голова тростевой куклы насажена на гапит (см.), к которому прикрепляются плечи и руки куклы. Тростевая кукла по своим пропорциям приближается к пропорциям человека.

Чистая перемена — смена декоративного оформления, происходящая на глазах у зрителя. «Чистая перемена» должна проходить быстро и ритмично. Она требует специальной режиссуры, так как является частью театрального действия.

Шарманка — старинный музыкальный инструмент, в сопровождении которого шло представление Петрушки. Принцип устройства шарманки такой же, как и музыкальных шкатулок. Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской», «Маруся отравилась».

Шопка — этот вид народного кукольного театра появился в Польше примерно в XVI веке (точная дата не установлена). Наибольшую популярность шопка приобрела в XVIII и XIX веках. Как и для русского вертепа (см.), наиболее характерной чертой ее является сочетание в представлении сцен религиозного содержания с народными интермедиями. Есть предположение, что начало шопке положили неподвижные фигурки, изображавшие святых, которые выставлялись в алтарях костелов. Внешний вид шопок при всем их разнообразии напоминает архитектуру костелов. Впоследствии шопка перестает быть сценой кукольного театра и сохраняет значение как произведение народного искусства. До настоящего времени в Кракове устраиваются выставки шопок, изготовленных жителями города.

Подготовила  Кузьмина И.Я. Большекошинская  сош.