Дружба
методическая разработка (4 класс) по теме

Кушимова Гульжан Куанышевна

Урок по основам светской этики для 4 класса по теме "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul.docx23.65 КБ
Файл detskie_pesni_-_kogda_moi_druzya_so_mnoyzaycev.net_.rar2.87 МБ
Файл druzhba.rar2.81 МБ

Предварительный просмотр:

                                    Модуль «Основы светской этики»

Урок 14. Тема: Дружба

Цель:  Создание условий для формирования нравственных ценностей (дружба, бескорыстие), гражданской позиции школьника.

Задачи:

- познакомить учащихся с основными понятиями «друг»  и «дружба»;

«симпатия» и «бескорыстность»;

-формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства; умение дружить, беречь дружбу;

- развивать коммуникативные навыки , учить мотивировать, объяснять свои суждения;

- сплочение детского коллектива.

Основные термины и понятия: дружба, избирательность, бескорыстность, симпатия

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, работа с иллюстрациями.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, иллюстративный ряд, художественная литература

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки.

  1. Проверка домашнего задания

- Ребята, дома вы должны были ответить на вопросы учебника на стр. 31.

III. Переход к новой теме

(звучит фонограмма песни «Когда мои друзья со мной»)

- О чем поется в этой песне?

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (Ответы детей)

- Сегодня  поговорим с вами о дружбе, доброте  и отзывчивости – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

(Слайд 1.)

IV. Изучение нового материала

1. Работа с иллюстративным рядом (Слайд 2-4)

- Давайте поработаем с иллюстрациями.

- Ответьте, какие отношения существуют между людьми?

(Ответы детей)

2. Давайте обратимся к  народному творчеству.

- Какие знаете пословицы и поговорки о дружбе?

Игра «Собери пословицу». (Работа в группах).

- Я даю конверты, составьте пословицы из отдельных слов. (Учитель раздает конверты с пословицами, необходимо собрать их.)

-1 группа. Человек без друзей, что дерево без корней

2 группа.  Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты

-  Как понимаете смысл этих пословиц?

 (дети отвечают)

- Каждый человек выбирает себе друга сам, т.е. в дружбе существует «избирательность». Другом может быть не обязательно сосед или одноклассник. Он может быть старше тебя или младше, но это обязательно близкий тебе человек.

Ребята, мы рассматривали пословицы русского народа. Но наша страна многонациональное государство. Какие народы населяют территорию России?

(ответы детей)

Слайд 5

А в какой области мы живем? Наше родное Оренбуржье тоже многонациональный край.

Слайд 6.

И все мы живем в дружбе и согласии. И казахи, и татары, и мордва, и русские, и украинцы. Именно дружба между народами помогла нам победить в страшные годы Великой Отечественной войны.   И каждый народ сложил свои пословицы о дружбе.

Слайд 7,8

Работа с понятием.

Ребята, как вы поняли, что такое дружба? А теперь давайте прочитаем на стр. 32, определение этого слова в учебнике и запишем его в тетрадь

(дети записывают в тетрадь понятие «дружба»)

1. Тренинг.

(Работа в парах). Я вам предлагаю определенную ситуацию, а вы должны ее обыграть:

- Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (учебе, спорте)

- Утешьте в связи с какой-то неудачей… Поддержите.

- А закончим мы это упражнение словами С.Михалкова: (хором)

Когда живется дружно,

Что может лучше быть?

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

VI. Физминутка

Встаньте  дети,  встаньте  в  круг,

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди

VI. Закрепление новой темы

 Анализ ситуации.

- Послушайте рассказ “Друзья”и выскажите свое мнение.

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров.  И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

  1. Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Мы может с вами сделать такой вывод:   отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Знаете ли вы, как называется такая черта характера?

  1. - Корысть.  Максим - корыстный человек. Он дружит с выгодой только для себя. Хотели бы вы иметь такого друга?

Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

- Это называется бескорыстием.  Бескорыстие - это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

2.  Я предлагаю вам посмотреть отрывок  из мультфильма «Тимка и Димка» и вместе с героями исполнить песню, которая так и называется «Настоящий друг» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий верный друг!

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся.

"Не разлить водой!" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий верный друг!

В полдень или в полночь друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг!

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг!

- Ребята, герои мультфильма симпатичны вам? А как вы понимаете это слово – симпатия, симпатичный? (ответы детей)

А теперь обратимся к учебнику и сравним ваши ответы.

Давайте  запишем определение  в тетрадь.

- Рассмотрим иллюстрации в учебнике. Кто изображен на верхней картинке. Можно сказать, что они друзья?

Какой вывод можно сделать?  (Ответы детей)

Другом для человека могут быть и животные.

- А у вас есть друзья животные?

 Почему вы их считаете своими друзьями?

VII. Подведение итогов занятия.

- Кого мы называем другом?

- Каких друзей нам хотелось бы иметь?

-Что такое дружба?

-Вспомните  значения новых слов, с которыми мы сегодня познакомились.

VIII. Домашнее задание

1. Составить небольшой рассказ по рисункам на странице 32.

2. Разучить вместе с родителями или друзьями песенки о дружбе.

   - Вот и подходит к концу наш урок, урок дружбы.  Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем хорошими и верными друзьями. Встанем в круг и скажем друг другу слова известного героя мультфильма, терпеливого и добрейшего Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Пусть этот урок дружбы останется у вас в памяти долго. И в честь нашей дружбы предлагаю провести салют.

Игра «Салют,  Дружбе »!

Класс  разбивается на три команды: красный, желтый, зеленый. По команде «Красный!» хлопает первая 1-я команда, «Желтый!» - 2-я команда, «Зеленый!» - 3-я.

Затем учитель дает команду: «Красный! Желтый! Зеленый!» (общий салют)

Учитель: Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

"Друг,дружба,законы дружбы"

Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....