ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья по теме

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

     В   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

     В   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

                                                                                    Два мира есть у человека:                                                      

                                                                                   Один который нас творил,

                                                                                   Другой, который мы от века

                                                                                   Творим по мере наших сил.

        С  введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

       Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС  НОО (Второго поколения)и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.

  Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки».

Изучение краеведения продолжается  во внеурочной деятельности.

Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии.

       Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как  продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.

        Начальная   школа  - начало всех начал, первоначальный этап становления по-знавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение  краеведения  на уроках и вне уроков.

    Краеведческая  работа  может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

          Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации государственного образовательного стандарта.

Изучение  краеведения  должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой  работы   в   начальной  школе  - формирование у детей общеучебных навыков. Важная составляющая  краеведения  - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя.

          А помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.
         Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
        Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
         Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
        При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдет?». А какие животные и растения в нашей Воронежской области находятся на грани исчезновения или уже исчезли?

       Термин же " краеведение ", возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

       На самом деле,  краеведение  просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.  Краеведение  очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель  краеведения  - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

     Изучение  краеведения  в  школе , особенно  в   начальной , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал  краеведения  очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

В младших классах  школы  обязательно должна быть эмоциональная подача краеведческого материала. А учитель должен быть «теплым»: добрым, положительно принимающим ребенка таким, какой он есть, утрирующим свое внимание на хорошем, а не дурном жизненном опыт .        

Школьное  краеведение  – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

 Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой  работы  является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Каждое из направлений школьного  краеведения  обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляя собой самостоятельную систему краеведческой  работы  в  школе . Практически нельзя представить одно направление  работы  без другого.

          Составными частями школьного  краеведения  является учебная программа и  внеклассная  краеведческая  работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .

         Быстро проходят годы, на смену одному поколению учеников приходит другое, а то, ушедшее в большую жизнь, - это уже история. И то, каким будет будущее нашей страны, зависит только от нас. Нам, гражданам России, выпало строить свою жизнь в неординарных условиях переходного периода. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.  

        Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую  работу  проводим в начальных  классах   по   краеведению ?

Из своего  опыта   работы  у меня сложилась небольшая система:

 - открытые уроки : «Наш край, поверхность нашего края», «Водоёмы нашего края», «Растительный и животный мир» и т. д.

- внеклассные мероприятия: «Что мы знаем о своём городе», «Ты мира не узнаешь ,  не зная края своего» и т. д.

      -проектно- поисковая деятельность « Имя твоё » , «Сказки земли  Воронежской»

       Работа с энциклопедической литературой.

Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика.

Экскурсии: в краеведческий музей,   Песчаный Лог

(На южной окраине Воронеже по дороге в село Малышево расположен мемориальный комплекс «Песчаный Лог».

Он создан  на месте массового расстрела 27 августа 1942 года мирных жителей Воронежа во время Великой Отечественной войны. Расстреливали тех, кто находился на лечении в больнице, располагавшейся в школе № 19(в настоящее время школа № 12 по ул. 20 лет Октября). Воронежцев привозили сюда под предлогом перевоза в другую больницу. Общее число расстрелянных – 452 человека, среди которых старики и матери с грудными детьми. Попова Анна Федотовна, единственная случайно спасшаяся от расстрела, указала место трагедии.

     В 1975 году в Песчаном Логу был воздвигнут мемориальный комплекс, выполненный по проекту скульптора Б.А. Каткова и архитектора П.П. Даниленко.)

   При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находиться  школа;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам ( улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

        Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

      Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем  будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

              Умение применять свои знания в решении практических задач.

              Умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

              Познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

         Краеведение  – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для  работ  исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников  краеведение  помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Мне кажется,  краеведение  как предмет обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество.

Уроки  краеведения  необходимы в  школе , так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой Родине.

     Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств  у молодых граждан России.

   История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую доносят через разнообразие форм и методов в изучении краеведения учителя начальных классов до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

Опыт работы по организации межпредметных связей на основе литературного краеведческого материала в начальной школе

В статье представлены возможности сочетания  краеведческого литературного потенциала с природоведческим и художественным в рамках уроков по Образовательной системе "Школа 2100". Приводятся фрагме...

Использование геометрического материала в начальной школе

Геометрический материал в программе начальной школы не выделяется в самостоятельный раздел. Он включается в программу каждого   года обучения и тесно связан с другими разделами математики и ...

ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеклассной работе....

Интерактивные формы изучения краеведческого материала в начальной школе

Данная статья посвящена одной из актуальных тем современного образования – изучению краеведческого материала как основы формирования патриотизма у младших школьников. В статье рассматриваются на...

Статья "Интерактивные формы изучения краеведческого материала в начальной школе"

В статье рассматриваются направления, основные методы и формы усвоения знаний о родном крае. И предлагается наиболее эффективная система работы – интерактивное обучение, одним из видов кот...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время с использованием краеведческого материала.

Опыт работы с местным краеведческим материалом. Различные направления исследовательской деятельности.Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании личности обучающихся....