ИГРА В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
материал (3 класс) по теме

Много лет я работала над проблемой «Игра - одно из средств активизации познавательных интересов детей». Игра помогает  делать урок живым, а общение искренним,  дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету, заново пережить яркие впечатления и события. Ограниченность словарного запаса учащихся, особенно сельских,  низкий уровень дошкольной языковой подготовки не способствуют успешному обучению ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazarova_-_statya.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК    СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                                          Базарова Т.Н.,

                                                                            МБОУ «ОО Незнамовская школа

                                              Старооскольского района Белгородской области»

Много лет я работала над проблемой «Игра - одно из средств активизации познавательных интересов детей». Игра помогает  делать урок живым, а общение искренним,  дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету, заново пережить яркие впечатления и события. Ограниченность словарного запаса учащихся, особенно сельских,  низкий уровень дошкольной языковой подготовки не способствуют успешному обучению ребенка.

      Поэтому, ведущая педагогическая идея  состоит в обеспечении эффективного усвоения знаний учащимися начальных классов через нестандартное восприятие материала, повышение познавательной активности младших школьников через разнообразную игровую деятельность.

Работа  над  темой  позволила  мне  определить следующие противоречия:    

1.  Между   снижением интереса детей к творческому поиску знаний и требованиями образовательного стандарта к обучению.

2.  Между    репродуктивным изучением предметов и необходимостью использования активных приемов и методов преподавания.

3.  Между   пассивностью восприятия школьниками учебного материала   и  стремлением  мыслить, самостоятельно  формулируя выводы и заключения.

    Так прогрессивная педагогика во все времена ценила игровые формы целенаправленной организации жизни детей. К.Д. Ушинский писал: «…если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения …, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры».

Основной   целью в моей работе является формирование личности каждого школьника, владеющей прочными знаниями, самостоятельной, способной принимать решения и реализовать их в условиях выбора.

Чтобы достичь этой цели, я поставила следующие   задачи:

1. Создание условий для формирования и развития логического, творческого мышления учащихся с помощью развивающих, дидактических игр и упражнений.

2.Повышение познавательной активности младших школьников посредством  игровой деятельности.

3. Использование памяток, алгоритмов, разноуровневых развивающих и дидактических игр и упражнений.  

Средства достижения цели:

- комбинация элементов известных методик;

- применение на уроках и во внеклассной работе приемов и методов развивающего и проблемного обучения;

- традиционные и нестандартные формы проведения урока.

       Обучение чтению в школе, становление навыка чтения – это сегодня целый клубок проблем и противоречий. Мы, учителя, детей учим читать, чтобы…они научились читать и потом, в будущем, стали…, поняли…, совершили… .  А они – прагматики, они живут не потом, а сегодня, сейчас. Они хотят радоваться жизни, постигать её. Научиться читать – огромный труд, требующий большого напряжения, длительного времени.  На уроках чтения  в начальных классах, в основном, отрабатывают технику чтения и главная задача учебной деятельности на уроках чтения – формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. Для этого ученики сначала знакомятся с буквами алфавита (букварный период), запоминают их, и, затем, непосредственно переходят к чтению. На уроках чтения учебными действиями являются чтение, пересказ, рассказ, заучивание стихов наизусть и так далее, из которых, собственно, и складывается учебная деятельность. Но  учителю важно построить урок так, чтобы материал могли усвоить легко все обучающиеся. 

      За годы работы в школе я искала и использовала разные методы, приёмы и формы работы по совершенствованию навыка чтения и привитию интереса к осознанному и вдумчивому чтению, в результате чего пришла к выводу, что наилучший результат достигается через игровую деятельность.

Формированию навыков чтения в следующих классах помогают различные игровые упражнения. Приведу лишь некоторые из них:

Игровые упражнения, используемые в работе над выразительностью чтения.

 1. «Подбери рифму».

Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол  -  гол.

Подбери не менее трех рифм.

Каша –

Кошка –

Вой –

2.  «Игра в слова». Работа над сравнениями, олицетворениями,  метафорами. (написаны слова из произведения, нужно подобрать другое слово самостоятельно, которое бы охарактеризовало этот предмет или явление: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» - зима - …весна - …)

3. « Догадайся».                                                                                                  

Нужно догадаться, каким должно быть окончание и прочитать выразительно.Выгляну… солны… . Обрадо… молод… синич… запе… и  собра… в лес.  Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, еще будут моро… . Но синич… лишь хвости… вильну… и полете… за новостя… . Смотрит, стало в ле… тем… . Побежа… по ле… поземка. Налет… ветер, закача… дерев… . Полетели сугробики с елов… лап. Начал… пурга. Присмире… синич… сжалась в комоч… . Ветер рвет ее с вет… , ерошит перыш…, леден… голое тель… . Сжалился дятел над синич… , пуст… ее в свое запасн… дупло. Поняла синич…, что вью… да мете… под февраль полете…

4. «Угадай конец фразы». Прочитай, ставя логическое ударение на всех словах.

Дети ели ка… .

На столе лежат бумага и кра… .

В лесу растут гри… .

У нас есть петух и … .

5. «Пропавшие слова». Читаем выразительно.

Сейчас прочитаем рассказ, но некоторые слова потерялись. Догадайтесь какие.

Тишина царит в дремучем __________. Черные ________ затянули солнце. Птицы  умолкли. Вот-вот пойдет _________                                                  

        Игровые упражнения, используемые в работе над скорочтением.

1.«Догоняй-ка». Читай скороговорку так: первый раз медленно (но не по слогам), чётко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее (Три сороки тараторки тараторили на горке).

2. «Вдох – выдох». Учись управлять своим дыханием. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха. Соревнуйся с товарищами (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка…).  

3. Игровые упражнения по таблицам Шульте и Швайко. Сейчас я буду показывать таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее найти в ней числа от 1 до 9. Нужно  их показывать и называть вслух, громко и четко. (Учитель фиксирует время работы над каждой таблицей и количество ошибок)

1

7

4

 

2

5

3

 

9

5

8

 

6

9

3

9

5

2

1

8

6

4

1

6

2

5

8

3

6

8

7

9

4

3

7

2

4

7

1

 Перед тобой таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. всего в таблице 16 чисел, значит 9 пропущены. Я написала в тетради ряд чисел от 1 до 25. а теперь посмотри на таблицу. Тебе нужно отыскать числа по порядку, начиная с 1. если не найдешь в таблице какое-то число, вычеркни его в тетради. Исправлять ничего нельзя.

1

18

5

9

  

16

1

12

27

3

13

22

6

13

30

5

11

8

19

7

21

9

14

23

2

25

10

4

15

24

20

8

19

 4. «Найди слова».

вес

чьи

жа

на

ру

снеж

ро

ка

со

во

нок

рец

скво

под

ник

реч

Скворец, подснежник, весна, ручьи, ворона, сорока, жаворонок.

5. «Найди спрятанное слово».

Среди буквенного текста вставлены слова. Нужно найти их и подчеркнуть.

Например: бсолнцеитранвстолрюджывтокногтщзпмашина

  Считаю, что развивающие и дидактические игры, упражнения на уроках помогают детям проявить свои индивидуальные знания, такие, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры у детей создаются благоприятные условия для развития воображения.

    Применение на уроках  игровых  приемов  позволяет воспитывать творческую, активную, здоровую (как физически, так и духовно), гармонически развитую личность.  

                                                 Литература

1.Гобова. Е.С. Чтение. Словесность, письменность. – М., Просвещение,2007.

2.Гуревич, К.М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М., Просвещение, 1998.

 3.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения.  – М., Просвещение, 2001.  

 4.Одегова. В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. – М., Просвещение, 2005.

5.Полякова, А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников.  – М., Просвещение, 1978.

  1.  Полякова, А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. – М., Просвещение, 1978.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

Метод проектов как способ формирования самостоятельной творческой активности у младших школьников на уроках технологии.

Метод проектов может эффективно использоваться в начальных классах   на уроках технологии. Данный метод позволяет интегрировать знания и умения обучающихся, которые были получены  ими на раз...

Статья. "Развитие познавательной и творческо - поисковой активности у младших школьников"

Статья. "Развитие познавательной и творческо - поисковой активности у младших школьников"...

Использование ИКТ на уроках как средство активизации познавательной деятельности и повышения учебной мотивации младших школьников

Использование ИКТ на уроках как средство активизации познавательной деятельности и повышения учебной мотивации младших школьников...

Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках чтения

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках чтения»...