Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."
статья на тему
Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития
через кружок "Юный эколог".
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Рассмотрим пример мотивации учащихся с помощью внеклассной и внеурочной деятельности через кружок «Юный эколог», который проводится в нашей школе по стандартам второго поколения в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта, где сказано, что именно мотивация является важнейшим составляющим обучения.
Программа «Юный Эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями Стандарта начального общего образования второго поколения.
Целью кружка определяется: формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.
Достижению цели способствует разделение программы по блокам:
1 класс: Блок «Растём вместе». Приобретаются социальные знания об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания и рефлексии.
2 класс: Блок «Школа Добрых Дел» развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно-этических и эстетических ценностей.
3 класс: Блок «Моё здоровье» формирование основ здорового образа жизни, правильного питания и тд.
4 класс: Блок «Зелёная Аллея Памяти» приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы.
Данный кружок может являться как видом внеурочной деятельности, т.е. ребята получают знания по программе вне урока, так и видом внеклассной деятельности, например поездки в экологические центры на занятия и экскурсии (это пока в планах, т.к. ездить лучше с ребятами 3 – 4 классов).
Что же вызывает интерес к кружку экологии? Отношение к ребёнку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу, подбор методов и форм проведения занятий, практические работы(посадка растений, уход за растениями и тд.). Все занятия строятся с учётом особенностей современных детей, которым хочется действовать, работать руками.
Мы живём в мире различных современных технологий, которые позволяют нам использовать их и в учебной деятельности. Даже такой камень преткновения, как мобильный телефон, может помочь нам заинтересовать ребят. Каким же образом это сделать? На занятиях естественно-научного блока мы проводим множество опытов и наблюдений, ведём при этом дневник наблюдений. Но кто сказал, что дневник наблюдений должен быть только на бумаге. Создадим видео-дневник. Это могут быть и фотографии, и видео с комментариями. После чего можно создать фильм или презентацию. Несомненно, что задания такого типа привлекают ребят и мотивируют на получение новых знаний.
Где можно применять знания и Универсальные Учебные Действия, сформированные на этих занятиях?
Во-первых, непосредственно в жизненных ситуациях;
Во-вторых, на уроках ботаники, биологии;
В-третьих, кружок по экологии можно продолжать и в 5 классе(можно предложить выполнение более серьёзных проектов, проведение природоохранительных и здравоохранительных акций).
По окончании каждого блока необходимо подвести итог и проверить уровень знаний учащихся. Посмотреть смогут ли они коллективно участвовать в решении проблем, как они будут это делать. Предлагаю провести такую проверку в виде игры по станциям. Задания могут быть разнообразные: решение экологических задач, применение практических умений и навыков, полученных на занятиях и многое другое.
Опираясь на свой небольшой педагогический опыт, я могу сказать, что предлагая ребятам интересные задания и используя разные формы обучения, мы мотивируем ребят к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.К.Д. Ушин...
Особенности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями
Консультаци для педагогов, работающих сдетьми с ОВЗ...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Отчет по теме самообразования...
Мотивация учебной деятельности обучающихся: включение в образовательный процесс средств развития познавательной активности
Цель найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации.Данная цель конкретизирована в следующих основных задачах: провести теоретический анализ понятия о мотивах...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Мотивация учебной деятельности...
Проектирование современного урока как показатель профессионализма учителя: компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения информационной основы деятельности
Презентация выступления на педагогическом совете школы....
Статья "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для её реализации"
Статья "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для её реализации"...