Сказание о богатырях земли русской.
методическая разработка (2 класс) по теме
Разработка урока по факультативному курсу "Русская народная культура". Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazanie_o_bogatyryah.docx | 491.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия на тему:
Сказания о богатырях земли русской.
Информация: 1 год обучения по РНК
Комплексный урок (теория и практика)
Цель: формировать у учащихся представление об изучаемых исторических событиях, их сущности, на этой основе вырабатывать лучшие личностные нравственные качества, умения, навыки.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятием «Былина»;
- показать сущность былины на примерах подвигов Ильи Муромца;
- приобщать учащихся к чтению былин;
- формировать умения слушать, общаться, отвечать на вопросы.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
- развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся;
- расширять кругозор на примерах народного творчества.
Воспитывающие:
- формировать интерес к знаниям;
- способствовать умственному, трудовому и эстетическому воспитанию;
- воспитывать: нравственные качества, любовь к Родине и её историческому прошлому, уважение к предкам, доброту, ответственность, усердие, терпение, отзывчивость.
До звонка звучит музыка.
1.Орг. Момент.
ТДЦ: подготовить учащихся к работе на уроке
(Учащиеся заходят в класс. Приветствуют и садятся по группам).
Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною. А ещё хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодится (под игру гуслей).
2.Сообщение темы, целей урока.
ТДЦ: подготовить к усвоению нового материала, актуализация опорных знаний.
А принесла я с собой сундучок.
Сундучок не простой – расписной,
В нём секрет есть небольшой,
Мы его сейчас откроем
И посмотрим что внутри
Хором скажем раз, два, три.
(сундучок открываю)
А внутри лежат слова.
Прочитать их нам пора!
(дети берут по слову и читают, я слово – карточку креплю на доску)
Сказание |
о богатырях |
земли |
русской |
- Это и есть тема нашего урока.
- Прочитаем хором (чтение темы)
- А кто такие богатыри? Как думаете? (это защитники)
- Посмотрим по словарю С.И. Ожегова…(ребёнок читает)
- А где сейчас мы можем встретить богатырей – защитников? (в армии солдаты; пограничники)
Сегодня мы будем говорить о богатырях древней Руси, какими они были и о том, какими сейчас должны быть защитники славной русской земли.
3.Усвоение новых знаний.
ТДЦ: сформировать у учащихся представление об исторических событиях, их сущности.
1.Знакомство с понятием «былина»
Сильна и могуча Русь. Всегда она славилась своими защитниками. Русский солдат он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где силы убудет, там он смекалкой дойдёт. Это русские воины спасли Русь от нашествия монголо-татар. Это они изгнали французов во главе с Наполеоном с нашей земли. Это наши солдаты освободили мир от немецко - фашистких захватчиков. И сегодня наши ребята выполняют боевые задания, охраняют наш с вами покой.
- Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу?
Говорят она досталась им в наследство от далёких предков, прославленных в
былинах |
(табличка со словом вывешивается на доску)
- А кто знает, что такое былины?
(разные ответы ребят)
- А посмотрите в сундучок, да послушаем, что нам прочитает…
(ученик читает текст карточки из сундучка)
Былины – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. |
Иначе в былые времена былины называли старины. Они пелись под такой инструмент как гусли (показ инструмента). В былинах русский народ прославлял славные подвиги воинов, то как берегут и защищают богатыри родную Русь.
- А сколько же было былин? Нам поможет сундучок.
(ученик читает текст карточки из сундучка)
И всего-то их было больше ста. Да передавались они из уст в уста с давних времён. |
- А кто же сберёг для нас эти песни-сказания?
(ученик читает текст карточки из сундучка)
А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и сёлам и записывали их от простых крестьян – сказителей. |
2.Рассказ о Святогоре.
- А расскажу я сейчас об одном богатыре. А вы послушайте, да подумайте, почему его так прозвали ?
Святогор |
(карточка вывешивается на доску, рассказ под музыку)
Самой старой-то былина считается о Святогоре - богатыре. И был тот богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облачко ходячее. Земля – матушка носить его не могла, прогибалася она под ним. И однажды конь под Святогором по колено провалился. Держать Святогора – богатыря могли только утёсы каменные Святых гор. Вот там – то он и проживал. Одни горы могли вынести его мощь богатырскую.
- А теперь кто скажет, почему Святогора так прозвали? (ответы детей).
Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он земли русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силён, я могуч, я велик, и богат, и счастлив!»
- Как думаете, нужен ли, был такой богатырь простому народу? Почему?
4.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
ТДЦ: установить осознанность усвоения учащимися нового материала.
- Народ – то стал забывать Святогора, нужен был ему такой богатырь, чтоб землю русскую защищал, да неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал!
- А может, вы ребята, знаете имена прославленных богатырей Русской земли? (ответы детей)
- Посмотрим снова в сундучок, может он поможет нам.
(достать записку о том, где находится репродукция с картины Васнецова)
- Только трёх богатырей изобразил Виктор Васнецов, но русский народ под числом три подразумевал множество защитников.
- Прочитаем имена богатырей, откуда они родом.
На доске таблички.
Добрыня Никитич Город Рязань, из семьи «честной, зажиточной» |
Илья Муромец Город Муром село Карачарово, из крестьянской семьи |
Алёша Попович Город Ростов, из семьи священнослужителей |
Самый славный богатырь Илья Муромец. О нём сложено былин больше,чем о ком-либо другом. Могучий и справедливый он стоит старшим на заставе богатырей. (поставить гр-запись о Илье Муромце)
Прослушаем отрывки из былин о подвигах Ильи Муромца (дети читают информацию с листков)
1.И решил Илья помочь народу христианскому – освободить Чернигов от злых полчищ татарских.
Взял Илья в руки саблю острую, где размахнётся – лягут целой улицей татары побитые, повернётся – набьёт татар целой площадью, тех конём потопчет, тех помнёт.
(из былины «Илья Муромец под Черниговом»)
2. Тут Илья не стал долго раздумывать, хватил Идолище по голове раз, другой; свалился Идолище на пол, кричит не своим голосом.
Взял его Илья за ноги, стал им помахивать, набивать им татар неверных, сам приговаривает:
- Это оружье по мне: крепок татарин, не рвётся, не разбивается.
Перебил Илья в три часа всю силу татарскую.
(из былины «Илья Муромец и Идолище поганое»)
3. Услыхал Соловей – разбойник топот коня богатырского, засвистел по-соловьиному, защипел по-змеиному, зарявкал по-звериному; конь под Ильёй со страху на колени пал.
Рассердился Илья Муромец на своего коня Бурушку.
- Чего боишься? Неужели не слыхал никогда рёву звериного, шипу змеиного? Только и годен ты волкам на съедение!
Натянул Илья свой тугой лук; взвилась стрела, угодила Соловью прямо в правый глаз, свалился Соловей с дуба.
(из былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»)
- С кем сражался Илья Муромец? (ответы детей)
- Илья Муромец, несмотря на силу свою, выполнял наказ родителей:…не проливай напрасно крови христианской, за бедных заступайся.
Уходя из дома родного, зашил Илья в мешочек горсть земли родимой, чтоб оберегала она его, да помогала в пути, пустил и хлебца корочку по реке Оке-матушке за то, что кормила его Ока да поила.
- Итак, что же воспевал русский народ в былинах? (подвиги богатырей, как они сражались защищая Русь)
Физкультминутка. Ну, а нам пришла пора отдохнуть да показать свою силушку, ловкость подстать богатырям.
Встали дружно – раз, два, три.
Потянулись от души.
Широко расставим ноги
Мы теперь богатыри.
Приложив ко лбу ладошку –
Посмотрели на окошко.
А потом на дверь немножко.
Потянулись – улыбнулись,
Сели – успокоились!
5.Практическая работа учащихся.
ТДЦ: применение знаний, обобщение, их систематизация.
1.А случилось так, что на Русь напали злые вороги (враги), да угнали в плен старых и малых, среди них были мастера-щитники. Не успели они доделать щиты воинам. И остались воины без щитов. Как теперь освободить, да защитить люд простой?
– Как же быть? Кто поможет? (ответы детей)
- Наш заветный сундучок!
Изготовить надо всем щиты для воинов |
2.Работа в группах по раскрашиванию щитов.
Вам, ребята, надо доделать щит, раскрасив его карандашами (тихо звучит музыка)
Дети читают слова на обратных сторонах щитов, затем щиты прикрепляются на доску)
- Древнейшие рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить опасный удар.
- Фон щита окрашивался в разные цвета, но славяне – наши предки предпочитали красный. Возможно это цвет крови.
- У воинов разных народов существовал обычай перед боем окрашивать щит собственной кровью, так как считалась она могущественным лекарством, способным отвести удар врага.
- Щиты изготавливались из металла, кожи, дерева.
- Щитами наши предки клялись.
- Щит оберегался законом. Тот, кто осмелился испортить, изломать щит или украсть должен был заплатить большой штраф.
- Потеря щитов (а их бросали при бегстве) означала полный разгром в бою.
Не случайно щит, как один из символов воинской чести, стал и символом победоносного государства.
- Вот теперь наш богатырь и силён и могуч и себя защитит и людей освободит, да за Русь святую постоит.
6. Проверка знаний и итог урока.
ТДЦ: проверка знаний, умений, навыков, дать анализ успешности овладения знаниями, способами деятельности.
- Прочитайте ещё раз тему урока.
- Кто же такие богатыри?
- Как называются песни, сказания об их подвигах? (былины)
- На столах лежат карточки. Выберите, какие качества воинов прославлял народ в былинах?
(на доске карточка)
Качества воинов |
отвага |
смелость |
хвастовство |
сила |
мужество |
мудрость |
слабость |
трусость |
ловкость |
лень |
Преданность родной земле |
- Какие из этих качеств нужны в наше время? (все необходимы)
- Что это ? (звучит музыка)
-Это наш сундучок! Что он хочет сказать?
- (магнитафонная запись) Ах, какие молодцы.
Благодарю вас ребята за работу.
Славно вы потрудились, знания, умения свои показали.
- Да.. Много можно ещё рассказать о былинах, что прославляли богатырей русских, землю – матушку, которая рождала таких воинов могучих.
Сквозь все тяготы и страдания, горе великое, пронёс народ веру в силу свою и величие, помогает эта вера выжить в самое трудное время.
- Вот вам и сундучок! Не простой, а с секретом!
- От меня, ребята, вам спасибо. Рада я вашей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Богатыри земли русской"
Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....
"Богатыри земли Русской"
Презентация может быть использована на внеклассном мероприятии, уроке чтения в 3-4 классахъ при изучении темы Кто такие богатыри. В материале используются репродукции картин В. Васнецова, ...
классный час на тему : Богатыри Земли Русской
Можно увидеть доспехи, оружие....
Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»
Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....
сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"
Праздник - подведение итогов работы над проектом "Богатыри земли русской" 2 класс...
сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"
Праздник- подведение итогов работы по проекту "Богатыри земли русской"...
Интерактивный тест по литературному чтению "Богатыри Земли Русской" 3 класс
Интерактивный тест «Богатыри земли русской» Предмет: литературное чтение Тема: Былины Класс: 3 класс Аннотация: УМК «Начальная школа 21 век» Цель: проверка навыка читательских умений ...
Комментарии
К сожалению не скачались
К сожалению не скачались фотографии, только текст