Главные вкладки

    Сказание о богатырях земли русской.
    методическая разработка (2 класс) по теме

    Екатерина Михайловна Ильина

    Разработка урока по факультативному курсу "Русская народная культура". Урок был представлен на региональном конкурсе "Учитель года"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazanie_o_bogatyryah.docx491.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка занятия на тему:

    Сказания о богатырях земли русской.

    Информация: 1 год обучения по РНК

    Комплексный урок (теория и практика)

    Цель: формировать у учащихся представление об изучаемых исторических событиях, их сущности, на этой основе вырабатывать лучшие личностные нравственные качества, умения, навыки.

    Задачи:

    Обучающие:    

    1. познакомить с понятием «Былина»;
    2. показать сущность былины на примерах подвигов Ильи Муромца;
    3. приобщать учащихся к чтению былин;
    4. формировать умения слушать, общаться, отвечать на вопросы.

    Развивающие:

    1. развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
    2. развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся;
    3. расширять кругозор на примерах народного творчества.

    Воспитывающие:

    1. формировать интерес к знаниям;
    2. способствовать умственному, трудовому и эстетическому воспитанию;
    3. воспитывать:  нравственные качества, любовь к Родине и её историческому прошлому, уважение к предкам, доброту, ответственность, усердие, терпение, отзывчивость.

    До звонка звучит музыка.

    1.Орг. Момент.

    ТДЦ: подготовить учащихся к работе на уроке

    (Учащиеся заходят в класс. Приветствуют и садятся по группам).

    Ой вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собралися мы не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась беседа наша речью плавною. А ещё хочу пожелать вам, чтоб участвовали вы в нашей беседе и внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодится (под игру гуслей).

    2.Сообщение темы, целей урока.

    ТДЦ: подготовить к усвоению нового материала, актуализация опорных знаний.

    А принесла я с собой сундучок.

    Сундучок не простой – расписной,

    В нём секрет есть небольшой,

    Мы его сейчас откроем

    И посмотрим что внутри

    Хором скажем раз, два, три.

    (сундучок открываю)

    А внутри лежат слова.

    Прочитать их нам пора!

    (дети берут по слову и читают, я слово – карточку креплю на доску)

    Сказание

         

    о богатырях

    земли

    русской

    - Это и есть тема нашего урока.

    - Прочитаем хором (чтение темы)

    - А  кто такие богатыри? Как думаете? (это защитники)

    - Посмотрим по словарю С.И. Ожегова…(ребёнок читает)

    - А  где сейчас мы можем встретить богатырей – защитников? (в армии солдаты; пограничники)

    Сегодня мы будем говорить о богатырях древней Руси, какими они были и о том, какими сейчас должны быть защитники славной русской земли.

    3.Усвоение новых знаний.

    ТДЦ: сформировать у учащихся представление об исторических событиях, их сущности.

    1.Знакомство с понятием «былина»

    Сильна и могуча Русь. Всегда она славилась своими защитниками. Русский солдат он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где силы убудет, там он смекалкой дойдёт. Это русские воины спасли Русь от нашествия монголо-татар. Это они изгнали французов во главе с Наполеоном с нашей земли. Это наши солдаты освободили мир от немецко - фашистких захватчиков. И сегодня наши ребята выполняют боевые задания, охраняют наш с вами покой.

    - Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу?

    Говорят она досталась им в наследство от далёких предков, прославленных в

    былинах

     (табличка со словом вывешивается на доску)

    - А кто знает, что такое былины?

    (разные ответы ребят)

    - А посмотрите в сундучок, да послушаем, что нам прочитает…

    (ученик читает текст карточки из сундучка)

    Былины – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли.

    Иначе в былые времена былины называли старины. Они пелись под такой инструмент как гусли (показ инструмента). В былинах русский народ прославлял славные подвиги воинов, то как берегут и защищают богатыри родную Русь.

    - А сколько же было былин? Нам поможет сундучок.

    (ученик читает текст карточки из сундучка)

    И всего-то их было больше ста.  Да передавались они из уст в уста с давних времён.

    - А кто же сберёг для нас эти песни-сказания?

    (ученик читает текст карточки из сундучка)

    А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и сёлам и записывали их от простых крестьян – сказителей.

    2.Рассказ о Святогоре.

    - А расскажу я сейчас об одном богатыре. А вы послушайте, да подумайте, почему его так прозвали ?

    Святогор

    (карточка вывешивается на доску, рассказ под музыку)

    Самой старой-то былина считается о Святогоре - богатыре. И был тот богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облачко ходячее. Земля – матушка носить его не могла, прогибалася она под ним. И однажды конь под Святогором по колено провалился. Держать Святогора – богатыря  могли только утёсы каменные Святых гор. Вот там – то он и проживал. Одни горы могли вынести его мощь богатырскую.

    - А теперь кто скажет, почему Святогора так прозвали? (ответы детей).

    Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он земли русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силён, я могуч, я велик, и богат, и счастлив!»

    - Как думаете, нужен ли, был такой богатырь простому народу? Почему?

    4.Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

    ТДЦ: установить осознанность усвоения учащимися нового материала.

    - Народ – то стал забывать Святогора, нужен был ему такой богатырь, чтоб землю русскую защищал, да неправды не терпел, за обиженных вступался, а силой-то чуть больше человеческой обладал!

    - А может, вы ребята, знаете имена прославленных богатырей Русской земли? (ответы детей)

    - Посмотрим  снова в сундучок, может он поможет нам.

    (достать записку о том, где находится репродукция с картины Васнецова)

    - Только трёх богатырей изобразил Виктор Васнецов, но русский народ под числом  три подразумевал множество защитников.

    - Прочитаем имена богатырей, откуда они родом.

    На доске таблички.

    Добрыня Никитич

    Город Рязань, из семьи «честной, зажиточной»

     

    Илья Муромец

    Город Муром село Карачарово, из крестьянской семьи

    Алёша Попович

    Город Ростов, из семьи священнослужителей

    Самый славный богатырь Илья Муромец. О нём сложено былин больше,чем о ком-либо другом. Могучий и справедливый он стоит старшим на заставе богатырей. (поставить гр-запись  о Илье Муромце)

    Прослушаем отрывки из былин о подвигах Ильи Муромца (дети читают информацию  с листков)

    1.И решил Илья помочь народу христианскому – освободить Чернигов от злых полчищ татарских.

    Взял Илья в руки саблю острую, где размахнётся – лягут целой улицей татары побитые, повернётся – набьёт татар целой площадью, тех конём потопчет, тех помнёт.

    (из былины «Илья Муромец под Черниговом»)

    2. Тут Илья не стал долго раздумывать, хватил Идолище по голове раз, другой; свалился Идолище на пол, кричит не своим голосом.

    Взял его Илья за ноги, стал им помахивать, набивать им татар неверных, сам приговаривает:

    - Это оружье по мне: крепок татарин, не рвётся, не разбивается.

    Перебил Илья в три часа всю силу татарскую.

    (из былины «Илья Муромец и Идолище поганое»)

    3. Услыхал Соловей – разбойник топот коня богатырского, засвистел по-соловьиному, защипел по-змеиному, зарявкал по-звериному; конь под Ильёй со страху на колени пал.

    Рассердился Илья Муромец на своего коня Бурушку.

    - Чего боишься? Неужели не  слыхал никогда рёву звериного, шипу змеиного? Только и годен ты волкам на съедение!

    Натянул Илья свой тугой лук; взвилась стрела, угодила Соловью прямо в правый глаз, свалился Соловей с дуба.

      (из былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»)

    - С кем сражался Илья Муромец? (ответы детей)

    - Илья Муромец, несмотря на силу свою, выполнял наказ родителей:…не проливай напрасно крови христианской, за бедных заступайся.

    Уходя из дома родного, зашил Илья в мешочек горсть земли родимой, чтоб оберегала она его, да помогала в пути, пустил и хлебца корочку по реке Оке-матушке за то, что кормила его Ока да поила.

    - Итак, что же воспевал русский народ в былинах? (подвиги богатырей, как они сражались защищая Русь)

    Физкультминутка. Ну, а нам пришла пора отдохнуть да показать свою силушку, ловкость подстать богатырям.

    Встали дружно – раз, два, три.

    Потянулись от души.

    Широко расставим ноги

    Мы теперь богатыри.

    Приложив ко лбу ладошку –

    Посмотрели на окошко.

    А потом на дверь немножко.

    Потянулись – улыбнулись,

    Сели – успокоились!

    5.Практическая работа учащихся.

    ТДЦ: применение знаний, обобщение, их систематизация.

    1.А случилось так, что на Русь напали злые вороги (враги), да угнали в плен старых и малых, среди них были мастера-щитники. Не успели они доделать щиты воинам. И остались воины без щитов. Как теперь освободить, да защитить люд простой?

    – Как же быть? Кто поможет? (ответы детей)

    - Наш заветный сундучок!

    Изготовить надо всем щиты для воинов

    2.Работа в группах по раскрашиванию щитов.

    Вам, ребята, надо доделать щит, раскрасив его карандашами (тихо звучит музыка)

    Дети читают слова на обратных сторонах щитов, затем щиты прикрепляются на доску)

    - Древнейшие рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить опасный удар.

    - Фон щита окрашивался в разные цвета, но славяне – наши предки предпочитали красный. Возможно это цвет крови.

    - У воинов разных народов существовал обычай перед боем окрашивать щит собственной кровью, так как считалась она могущественным лекарством, способным отвести удар врага.

    - Щиты изготавливались из металла, кожи, дерева.

    - Щитами наши предки клялись.

    - Щит оберегался законом. Тот, кто осмелился испортить, изломать щит или украсть должен был заплатить большой штраф.

    - Потеря щитов (а их бросали при бегстве) означала полный разгром в бою.

    Не случайно щит, как один из символов воинской чести, стал и символом победоносного государства.

    - Вот теперь наш богатырь и силён и могуч и себя защитит и людей освободит, да за Русь святую постоит.

    6. Проверка знаний и итог урока.

    ТДЦ: проверка знаний, умений, навыков, дать анализ успешности овладения знаниями, способами деятельности.

    - Прочитайте ещё раз тему урока.

    - Кто же такие богатыри?

    - Как называются песни, сказания об их подвигах? (былины)

    - На столах лежат карточки. Выберите, какие качества воинов прославлял народ в былинах?

    (на доске карточка)

    Качества воинов

    отвага

    смелость

    хвастовство

    сила

    мужество

    мудрость

    слабость

    трусость

    ловкость

    лень

    Преданность родной земле

    - Какие из этих качеств нужны в наше время? (все необходимы)

    - Что это ? (звучит музыка)

    -Это наш сундучок! Что он хочет сказать?

    - (магнитафонная запись) Ах, какие молодцы.

    Благодарю вас ребята за работу.

    Славно вы потрудились, знания, умения свои показали.

    - Да.. Много можно ещё рассказать о былинах, что прославляли богатырей русских, землю – матушку, которая рождала таких воинов могучих.

    Сквозь все тяготы и страдания, горе великое, пронёс народ веру в силу свою и величие, помогает эта вера выжить в самое трудное время.

    - Вот вам и сундучок! Не простой, а с секретом!

    - От меня, ребята, вам спасибо. Рада я вашей работе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Богатыри земли русской"

    Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....

    "Богатыри земли Русской"

    Презентация может быть использована на внеклассном мероприятии, уроке чтения в 3-4  классахъ при изучении темы Кто такие богатыри. В материале используются репродукции картин В. Васнецова,  ...

    классный час на тему : Богатыри Земли Русской

    Можно увидеть доспехи, оружие....

    "Славна богатырями земля русская"

    Занятие по ознакомлению детей с картиной Виктора Михайловича Васнецова "Витязь на распутье"....

    Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»

    Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....

    сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"

    Праздник - подведение итогов работы над проектом "Богатыри земли русской" 2 класс...

    сценарий праздника - презентации проекта "Богатыри земли русской"

    Праздник- подведение итогов работы по проекту "Богатыри земли русской"...


     

    Комментарии

    Екатерина Михайловна Ильина

    К сожалению не скачались фотографии, только текст