История культбазы
материал по теме

Яр Татьяна Павловна

история культбазы в Гыде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_istoriya_kulbazy.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Тема занятия. История Гыданской  кульбазы

Цели: познакомить детей с историей Гыданской  кульбазы и их функциях; встреча со старожилами  села  Гыда

Ход  занятия

  1. Рассказ  педагога

      Своеобразным   учреждениями  хозяйственной  и культурно-просветительной  работы  на Севере   стали  Красные  чумы и культурные базы.  Они  должны  были внести  значительные изменения в культуру  и быт северных народов.  В  1925г. Комитет  Севера  разработал Положение о кульбазах и их функциях.  В  деятельности этих учреждений должны  были сочетаться  образование,  медицинское  обслуживание,  помощь  в ведении хозяйства.  В  кульбазу входили:  школа  с интернатом,  больница  с аптекой, клуб, ветеринарный и зоотехнический пункты, магазины и другие службы быта.  Особая роль  отводилась Красным чумам. Отношение населения к кульбазам  были непросты, лишь к концу 30-х годов эти пункты  культуры смогли окрепнуть и организовать  свою работу при поддержке местного населения. Первые  кульбазы  появились в нашем  крае в  начале 30-х годов.  С  1930 года  теплоход  «Анастас  Микоян»  брал  на  буксир  15-20  барж с 18-20 тыс.  тонн  грузов  и буксировал  их  в  различные  отдалённые  пункты, вплоть  до Гыдоямо.  Появилась и  расширялась  возможность строительства  факторий  в  самых  дальних  точках  округа.

     В  1933г. в составе  Гидрографического управления Главсевморпути было  создано Западно-Сибирское географическое  управление, которое вело активное  исследование Обской  губы.  На факториях, кульбазах, совхозах подчинявшихся Главсевморпути, щла большая работа по подготовке специалистов из коренного населения  Севера.

    Фактории,  кульбазы  организуя ряд курсов взрослого населения, подготовляют через них технически грамотных людей: мотористов, бригадиров-оленеводов, бригадиров – охотников, счетоводов, строителей и медсестёр,  руководителей первичных производственных объединений  и т.д. вовлекаются в факторийный аппарат на постоянную  работу кадры  из местного национального населения.

     Первые  учителя,  работники культурных  учреждений,  специалисты, приезжающие  на север, стали  проводниками  новой  культуры, нового быта. Они  решали  не только  задачу  ликвидации  неграмотности, но и способствовали  развитию  литературы,  искусства,  внедряли  новые обычаи  и традиции.

     С  1935 г. в  Хальмер- Седее  стала  работать Тазовская  кульбаза,  охватывающая  значительный  район Ямало-Ненецкого  округа.  В  конце  30-х годов  школы  при кульбазах  были  переданы в ведение местных органов образования, а при кульбазах были открыты школы для взрослых.

    В  конце  августа  1936 года к месту  основания  будущего посёлка  Гыда (Нэдя ям)- Гыдо-Яма,  где   с  1932года стоял  единственный  дом полярной  станции,  причалил  пароход  «Анастас Микоян».  Он  привёз 4 домика, 4 лошади и корм для них.  Первые  4 дома построили  сосланные заключённые.

    В  1937 году был организован  колхоз «Заря  коммунизма». Построено здание почты, образована  Гыдоямская  кульбаза.

Первыми её  руководителями  были Иван  Антонович  Юганпелик и Яптунай  Иван.

  На основании  Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 августа 1944 года образован Гыдоямский  район в составе Ямало-Ненецкого национального округа.  В  район  вошли 2 сельсовета из Тазовского района: Гыдоямский  и Таранский.

    На  территории  Гыдоямского  сельсовета  имеется  всего один пункт – Гыдоямо, в котором  размещается  Гыдоямская  кульбаза (  управление кульбазы, участковая больница  на 10 коек, сельский клуб  на 100 мест, семилетняя школа-интернат, зооветучасток, Красный  чум).

     Указом  Президиума  Верховного   Совета РСФСР  от  4 июля 1946 года район  упразднён,  территория  вновь вошла в  состав  Тазовского  района.

  Трудно пришлось  гыданцам в годы  Великой  Отечественной  войны  (1941-1945).  Основную  работу по организации  помощи  фронту проводила  Гыдоямская  кульбаза.   По  тундре  кочевал  Красный  чум.  Заведующий его  был  Харючи  Николай  Максимович.  Три  года  кочевал он  по бескрайним просторам  Гыданской  тундры. Он  проводил большую  работу  среди населения по оказанию помощи  фронту. Рассказывал  о событиях, происходящих    на фронте.  Когда  Н.М.Харючи  заболел, вместо него отправили  Гурьянову  Наталью Ивановну. После  окончания  Салехардского нацпедучилища Гурьянова Н.И. по направлению попала  в  Хальмер-Седе.

   В  апреле 1944 года была  направлена заведующей  Гыданским  Красным чумом.   В  связи   с 20-летием  округа государственными наградами  были отмечены  работники  гыдоямской  кульбазы- Г.М. Волохов и  И.А. Юганпелик.  В  начале  60-х гг. в  округе работало  18  домов  культуры,  39  клубов,  53 библиотеки, 25  Красных  чумов, кульпросветучилище, детская  музыкальная  школа,  музей  окружной  дом  народного творчества, Гыдоямская  кульбаза.

    Из  воспоминаний Клавдии  Степановны Жариновой: «Крюков  был,начальник кульбазы  в  Гыде… (Крюков  Василий  Александрович)

     Красный  чум  занимался  книгами, показывали кино. Возили  ненцам буквари, ручки, карандаши, тетради. Это всё  раздавали…

Ликвидировали неграмотность:  учили ненцев  писать свою  фамилию.  А  потом им  читаешь книги.  После  этого приезжает  киномеханик.  Ненцы  ждали  приезда  Красного чума. Особенно ждали кинокартину. Любили  особенно военные  картины. где  воюют,  где  стреляют -  такие  картины просили они. Больше всех  возили им кино «Чапаев».  (В.Н.Гриценко  «Река  таз  и окружающая  тукдра.  До  середины  20века» стр.79)

   В  1961 году сгорело  здание  кульбазы,  в кульбазе  сгорели  все архивы.

  1. Рассказы  старожилов о Гыданской  кульбазе
  2. Сбор материала  о кульбазе
  3. Практическое занятие.Оформление  альбома

Список  использованной  литературы:

1В.Н.Петрова, Г.П.Харючи  Ненцы  в  истории Ямало-Ненецкого автономного  округа. Изд-во Томского  ун-та, Томск,1999г

2. В.Н.Гриценко. Река  Таз и окружающая  тундра, до середины 20 века,

Тобольск,  2000г

3. Ю.Б.Симченко. Зимний  маршрут  по Гыдану. Изд-во «Мысль», М., 1975г

4. Историческая  справка. История  Гыды  (с чего всё  начиналось), сост. Яр И.П.

5.  Н.Ф. Дудников. Ледовый  материк, Москва, «Вилад», 2000г.  

6. .  Материал  собран и подготовлен вед. методистом ЦНК п. Гыда  Ядне Т.Я.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

Конспект интегрированного урока математики и истории по теме "Решение задач. История Древней Греции"

     На интегрированном  уроке математики и истории учащиеся совершили виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, чтобы продолжить знакомство с историей и культурой этой удивительной страны.  На уроке ...

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Исследовательский проект " История МБОУ СОШ №2 им.А.С. Пушкина в истории города Моздока".

Исследовательский проект учеников 4 кл.  Тема была выбрана неслучайно. В 2013 году школе исполняется  100 лет....

Творческий проект "История Великой Отечественной войны в историях наших семей"

Творческий проект«История Великой Отечественной войны в историях наших семей»Цель нашего творческого проекта:   Воспитать любовь к Родине через знакомство с историей участия своих родных в с...