Пояснительные записки по программе "Начальная школа XXI века"
методическая разработка (3 класс) по теме

Пояснительные записки по предметам 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnye_2.docx106.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа учебного предмета «Русский язык » разработана учителем Гераскиной Е.А в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе  авторской программы С.В. Иванова, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой « Русский язык» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

   Программа по предмету «Русскому языку » разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Логика изложения и содержание авторской программы  полностью соответствует требованием Федерального компонента государственного стандарта начального образования.  

     В авторскую программу изменения не внесены.

Программа рассчитана на 170 часов: 145 часов по темам учебника и 25 часов – резервные уроки, на которых осуществляется повторение, закрепление изученного материала, а так же проверка знаний учащихся.

  Данная программа в наибольшей степени подходит для изучения курса русского языка, соответствует уровню развития и подготовки учеников 3 «В» класса.

  Программа курса «Русский язык» реализует основные положения  концепции лингвистического образования младших школьников.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладения умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка.  

   В  3 «В»классе 28 учащихся: девочек – 13, мальчиков – 15. Уровень развития и способности у детей разные. С высоким уровнем развития – 2 учащихся, 16 учащихся со среднем уровнем развития и 10 учащихся имеют уровень развития  ниже среднего. Уровень подготовки учащихся  позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

 Я считаю, что программа по русскому языку обеспечивает формирование  у младших школьников умения учиться, способствует развитию практических навыков  полученных во 2 классе, продолжается, начатая во 2-ом классе работа,  над структурой текста:

-озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям;

- корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; -- составление плана текста, написание текста по заданному плану;

- определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа;

- знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста)

и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанром письма;

- создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с

учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с

опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе);

- использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов,

заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

 Усвоенные в начальном курсе русского языка знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения русского языка  и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Целями программы    начального обучения русскому языку являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

       Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

    Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека.  Формируя навыки   безошибочного   письма,   и   развивая   письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

  Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:        

  1. грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  2. навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);

•разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

 Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это  реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.  Поэтому  программой предусмотрена работа учащихся с текстом,  его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования   и  корректировки   различных текстов.  В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке  пишущем»   (взрослом)   нельзя   формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных психологических особенностей у младших школьнице сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли,  контроль за безошибочным  письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности.  

      В данном классе ведущими методами обучения по предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно- исследовательское обучение, электронные ресурсы.

Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (170 ч)

Содержание учебного курса

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом

классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в

словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)

1.4. Синтаксис (18 ч)

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

1.5. Морфология (40 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи.

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род

неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам.

Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог:

образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи.

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

 приставки, оканчивающиеся на з, с;

 соединительные гласные о, е в сложных словах;

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

 буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

 буквы и, ы после ц в различных частях слов;

 суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;

 мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных

 буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

 безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

 знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения)  написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (35 ч)

3.1. Устная речь.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе:

озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста)

и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанром письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с

учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с

опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе):

использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов,

заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

IV. Проверочные и контрольные уроки  (16 ч)

Тема

Количество часов

Фонетика

3

Состав слова

4

Синтаксис

18

Морфология

40

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

54

Развитие речи

35

Проверочные и контрольные уроки

16

В примерной рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:

         Виды контроля

Диагност.

Контрольный

    1

диктант

-

7

    2

словарный диктант

3

1

(в конце года)

    3

контрольная работа

3

2

(за I и  II  полугодие)

   4

 контрольная работа (тест)

2

1

   5

списывание

-

2

   6

Изложение (обучающие)

6

-

   7

Сочинение (обучающие)

2

-

   

итого

16

13

         

 Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны: различать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

- предложения с однородными членами;

Выделять, находить:

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);

Решать практические задачи:

-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)

-составлять план текста (при помощи учителя);

Применять правила правописания:

-падежных окончаний имен существительных;

-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;

-падежных окончаний имен существительных;

- словарных слов, определенных программой;

-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методическое обеспечение курса «Школа XXI века»

1. Иванов С.В.  Русский язык: 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. Издательский центр  «Вентана-Граф», 2012.

2.Кузнецова М. И. Пишем грамотно: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Издательский  центр «Вентана-Граф», 2012.

3. Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». Издательский центр « Вентана-Граф» 2010.

4. Иванов С. В.., Кузнецова М. И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. Издательский центр « Вентана-Граф»,2010.

Пояснительная записка

     Программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана учителем Гераскиной Е.А в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе  авторской программы Л.А. Ефросининой « Литературное чтение 1-4 класс»

(Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

 Программа по предмету «Литературное чтение » разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Логика изложения и содержание авторской программы  полностью соответствует требованием Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Программа «Литературное чтение» соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения, рассчитана на 102часа (3 часа в неделю), в том числе 2 часа на комплексные контрольные работы. Формами итоговой проверки сформированности учебной и читательской деятельности являются диагностический тест, проверка техники чтения (молча и вслух). Для контроля за формированием системы знаний и оценки уровня подготовки учащихся используются следующие формы: текущие проверки навыков чтения вслух и молча, проверка выразительности чтения, начитанности и читательских умений, литературные диктанты.

Данная программа в наибольшей степени подходит для изучения курса литературного чтения, соответствует уровню развития и подготовки учеников 3 «В» класса. В классе 28 учащихся: девочек – 13, мальчиков – 15. Уровень развития и способности у детей разные. С высоким уровнем развития – 9 учащихся, 17 учащихся со среднем уровнем развития и 3 учащихся имеют уровень ниже среднего. По итогам диагностики навыков чтения во 2 классе выявилось, что многие дети читаю выше положенной нормы, дети, которые вычитывают норму и два учащихся, которые читают ниже нормы.

 Я считаю, что программа по литературному чтению играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться, способствует развитию практических навыков выразительного  чтения, чтения наизусть, различными видами работы над текстом. Продуманно и грамотно построена система по развитию логических мышлений, имеются задания для разного уровня  подготовки учащихся.

  Изучая литературное чтение, дети  овладевают навыками правильного, беглого, сознательного чтения. Расширяют читательский кругозор, знакомятся и учатся определять жанр произведения.  Знакомятся с выразительными средствами  языка. Учатся анализировать, овладевают различными видами пересказа, учатся составлять  план пересказа ( простой и сложный),  составлять характеристику и словестные портреты героев.  Выделять основную мысль произведения.

  Усвоенные в начальном курсе литературного чтения знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения литературного чтения (литературы)  и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Основными образовательными линиями курса являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

На основном этапе формирования читательской деятельности главным принципом является художественно-эстетический, используются жанровый и авторский принципы, осуществляется принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения, а также учтены общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

Учитывая особенности учащихся 3 «В» класса, некоторые темы программы по литературному чтению дополнены материалами, развивающими интерес младших школьников к литературному чтению, позволяющими сформировать основы читательской самостоятельности, обогатить читательский опыт, вовлечь читателя в диалог с текстом совершенствовать навык чтения третьеклассников, вести дифференцированное обучение с учетом уровня подготовки каждого ученика, что способствует развитию мышления, чувства слова, познавательных и творческих способностей, обогащению речи. Они отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (102 ч)

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, к творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст  произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  1. самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
  2. отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
  3. самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

  1. с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
  2. с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
  1. с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
  2. с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

Тема

Количество часов

Устное народное творчество

12

Басни

3

Произведения А.С. Пушкина

7

Стихи русских поэтов

4

Произведения Л.Н. Толстого

8

Произведения Н.А. Некрасова

6

Произведения А.П. Чехова

4

Сказки зарубежных писателей

3

Стихи русских поэтов

5

Произведения Д. Мамина - Сибиряка

6

Произведения А.И. Куприна

5

Стихи С. Есенина

6

Произведения К. Г. Паустовского

10

Произведения С. Я. Маршака

3

Рассказы Л. Пантелеева

4

Произведения А.П. Гайдара

4

Произведения М. Пришвина

5

Произведения зарубежных писателей

7

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  1. читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
  2. знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  3. выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  4. определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
  5. пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  6. самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;

•        пользоваться библиотечным фондом;

•        отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, но авторской принадлежности;

•        пользоваться справочной литературой.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)

  1. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. - (Начальная школа XXI века)

  1. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 112 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)

  1. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: Тетрадь-пособие для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2005.-84 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 256 с.

  1. Сборник «Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 416 с. (Оценка знаний).
  2. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 56 с.

Пояснительная записка

 Программа учебного предмета « Математика» разработана учителем Гераскиной Е.А. в соответствии требованиям компонента государственного стандарта начального образования, на основе  авторской программы В.Н.Рудницкой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

 Программа рассчитана на 136 учебных часов в год (4 часа в неделю).

 Программа по предмету «Математика» разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Логика изложения и содержание авторской программы  полностью соответствует требованием Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

 Данная программа в наибольшей степени подходит для изучения курса математики, соответствует уровню развития и подготовки учеников 3 «В» класса.

 В классе 28 учащихся: девочек – 13, мальчиков – 15. Уровень развития и способности у детей разные. С высоким уровнем развития – 3 человека, 18 учащихся со среднем уровнем развития и 7 учащихся имеют уровень ниже среднего. У многих детей не развито пространственное представление, слабо развито логическое мышление.  Есть дети, которые очень трудно переключа-ются с одного вида деятельности на другой.

 Я считаю, что программа по математике играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться, способствует развитию практических навыков устного счета, умственной деятельности.          Продуманно и грамотно построена система по развитию логического мышления, имеются задания для всех типов учащихся. Изучая математику, дети усваивают определенные знания и способы действий, умеют применять различные формы работы на практике.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

  Программа курса содержит сведения из различных математических дисциплин: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии.
 Особенностью структуры программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдаётся письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приёмы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.
В программу 3 класса включены письменные приёмы выполнения умножения и деления. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап - научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением, ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное неоднозначное число (второй этап)
 Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продол-жительных интервалов времени.В третьем классе вводится километр и миллиметр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.
Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближённом значениях величины.
Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.
В программе чётко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости , а также формированию графических умений построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.)  Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.
При выборе методов изложения программного материала приоритете отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

   

   Целями программы начального обучения математики являются:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников;

- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний;

- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения.

  Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира,  усвоение общего приема решения задач, как универсального действия, умение выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых  действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в 3 классе.

 В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

 Для развития интереса используются электронные образовательные  ресурсы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (136 ч)

Элементы арифметики:

Тысяча

  1. Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
  2. Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
  3. Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «>» и «<».
  4. Сложение и вычитание в пределах 1000.
  5. Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
  6. Сочетательное свойство сложения и умножения.
  7. Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
  8. Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько  скобок.
  9. Числовые равенства и неравенства.
  10. Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
  11. Решение составных арифметических задач в три действия.

Умножение  и  деление на однозначное число в пределах 1000

  1. Умножение суммы на число ( распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10, 100.
  2. Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
  3. Нахождение однозначного частного.
  4. Деление с остатком.
  5. Деление на однозначное число.
  6. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Умножение  и  деление  на  двузначное число  в пределах  1000

  1. Умножение вида 23х40
  2. Умножение и деление на двузначное число.

Величины

  1. Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
  2. Соотношения  между единицами длины: 1км=1000м, 1см = 10 мм
  3. Вычисления длины ломаной.
  4. Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г.  Соотношения: 1кг=1000г.
  5. Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
  6. Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка
  7. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1ч=60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут = 24 ч, 1 век = 100 лет,  1 год = 12 месяцев.
  8. Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
  9. Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.

Алгебраическая пропедевтика

  1. Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

Логические  понятия

                     Примеры верных  и неверных высказываний.

Геометрические   понятия

                     Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и

                      незамкнутая ломаная. Построение ломаной. Деление окружности на   6 одинаковых частей с помощью циркуля.

                     Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через   одну  и через две точки.

                    Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.

Тема

Количество часов

Нумерация многозначных чисел

6

Величины и их измерение

5

Геометрические фигуры

6

Величины и их измерение

7

Сложение и вычитание трёхзначных чисел.

13

Законы сложения

6

Законы умножения

6

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

3

Геометрические фигуры

3

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

8

Верные и неверные высказывания

3

Числовые равенства и неравенства. Геометрические фигуры

6

Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное

10

Геометрические фигуры

3

Умножение  на однозначное

8

Величины и их измерение

4

Умножение и деление.

35

Повторение изученного в 3 классе.

4

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

называть:

•    единицы длины, массы, вместимости, времени, скорости, площади;

различать:

•   знаки < и > ;

•    прямую и отрезок. сравнивать:

•   трехзначные числа; воспроизводить по памяти:

•   соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм;  

     массы: 1 кг = 1000 г; времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сут. = 24 ч, 1  

    век =100 лет, 1 год =12 мес.;

   приводить примеры:

•    числовых равенств и неравенств; устанавливать связи и зависимости:

•   между компонентами и результатами арифметических действий  

    (суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.);

•    между известными и неизвестными величинами при решении  

     арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

•    выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;

•    выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на  

     однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не  

     превышает 1000;

•   решать арифметические текстовые задачи в 3 действия (в различных  

    комбинациях);

•   применять правила порядка выполнения действий в выражениях со  

    скобками и без них;

•   применять зависимости между величинами (скоростью, путем и временем  

    прямолинейного равномерного движения; ценой, количеством и  

    стоимостью товара) при решении разнообразных математических задач.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

     Учебник «Математика » для 3 класса (авт.: Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.) –М.:Вентана – Граф, 2009.-Ч.1,2

    Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс (в двух частях). Рудницкая В. Н. , Юдачёва Т. В. – М, : Вентана- Граф, 2011.

Литература для учителя.

Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Методика обучения,  3 класс –М, : Вентана – Граф, 2010.—176с.- (Начальная школа 21 века)

Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы.- М.Вентана –Граф, 2007 -(Оценка знаний)

Рудницкая В.Н  «Математика»- методическое пособие для учителя

Контрольно – измерительные материалы «Математика»,3 класс – М.:ВАКО,2010

        

Литература для учащихся.

Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс (в двух частях). Рудницкая В. Н. , Юдачёва Т. В. – М, : Вентана- Граф, 2011.

Проверочные тестовые работы. 3 класс. Авторы: Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. –М, : Вентана- Граф, 2011.

Пояснительная записка

  Программа учебного предмета « Окружающий мир » разработана учителем Гераскиной Е.А. в соответствии требованиям компонента государственного стандарта начального образования, на основе  авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

 Программа по предмету «Окружающий мир » разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Логика изложения и содержание авторской программы  полностью соответствует требованием Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Данная программа в наибольшей степени подходит для изучения курса окружающего мира, соответствует уровню развития и подготовки учеников

 3«В» класса.

В классе 28 учащихся: девочек – 13, мальчиков – 15. Уровень развития и способности у детей разные. С высоким уровнем развития – 12 учащихся, 14 учащихся со среднем уровнем развития и 2 учащихся имеют уровень ниже среднего.

 Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Главной направленностью программы  является  включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познаватель-ных процессах, отличии от высших животных и др.).

 Я считаю, что программа по окружающему миру  играет важную роль в формировании у младших школьников умения познавать себя и окружающий мир, способствует развитию практических навыков , умственной деятельности. Продуманно и грамотно построена система по развитию логического  мышления, имеются задания для всех типов учащихся.

Изучая окружающий мир, дети усваивают определенные знания и способы действий, умеют применять различные формы работы на практике.

Усвоенные в начальном курсе окружающего мира  знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения окружающего мира ( природоведения, географии) и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

 «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;
  2. осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В программе представлены следующие содержательные линии:

- человек как биологическое существо;

- человек и другие люди;

- человек и мир природы;

- человек и общество;

- история родной страны.

Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения. В авторскую программу внесены изменения: на изучение темы «Грибы» отводится 2 часа, добавляется ещё 1 час на тему «Бактерии» (изменения в учебнике 2010 г.), на изучение темы «Земля – наш дом» - 9 часов. Учитывая особенности класса, считаю необходимым дополнить темы материалами, позволяющими расширить кругозор третьеклассников, формировать элементарную эрудицию, общую культуру, овладеть знаниями, превышающими минимум содержания образования. Эти материалы отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.

Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать  и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Формой итоговой проверки знаний учащихся является тестирование.

Тема

Количество часов

Введение

1

Земля – наш общий дом

6

Человек изучает Землю

2

Бактерии и грибы

2

Растительный мир Земли

13

Животный мир Земли

13

Наша Родина: от Руси до России

7

Как жили наши предки

9

Как трудились наши предки

12

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)

  1. Введение (1 ч), авторская программа – 1 час

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

  1. Земля — наш общий дом (6 ч),  авторская программа – 6 часов.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.

Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.

ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

  1. Растительный мир Земли (13 ч), авторская программа – 13 часов.

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

  1. Грибы (2 ч), авторская программа – 2 часа

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

  1. Животный мир Земли (13 ч), авторская программа – 13 часов

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (9 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

  1. Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (21 ч), авторская программа – 21 час.

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Рыболовство и охота на Руси и в России.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):

  1. тела живой и неживой природы;
  2. планеты Солнечной системы (2-3);
  3. свойства воздуха, воды;
  4. состав почвы;
  5. древние города и их достопримечательности;
  6. имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
  7. причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

  1. год, век, арабские и римские цифры;
  2. названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
  3. растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
  4. животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
  5. приспособления животных к среде обитания;
  6. особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
  7. понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  1. объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
  2. объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
  3. характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
  4. характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
  5. раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
  6. составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
  7. соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
  8. характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
  1. рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
  2. сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
  3. работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
  1. высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 144 с.: ил. – (Начальная школа XXI века);
  2.  Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2010. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
  4. Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.

Пояснительная  записка

Программа учебного предмета « Технология » разработана учителем Гераскиной Е.А. в соответствии требованиям компонента государственного стандарта начального образования, на основе  авторской программы Е.А.Лутцевой  «Технология» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф).

 Учебный план по данному предмету отводит на изучение технологии в

3 «В» классе по 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в учебном году.

  Программа по предмету «Технология » разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Логика изложения и содержание авторской программы  полностью соответствует требованием Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Данная программа в наибольшей степени подходит для изучения курса технологии, соответствует уровню развития и подготовки учеников 3 «В» класса.

В классе 28 учащихся: девочек – 13, мальчиков – 15. Уровень развития и способности у детей разные. С высоким уровнем развития – 9 учащихся, 16 учащихся со среднем уровнем развития и 3 учащихся имеют уровень ниже среднего.

 Я считаю, что программа по технологии  наиболее приемлема для творческого развития моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными творческими способностями и  хорошим эстетическим вкусом.

 В программе  наиболее удачно отражен  вид  творческой деятельности людей, имеется практическая  направленность. В работе дети используют различные виды материалов  для создания изделий, композиций, макетов, схем.

 Продуманно и грамотно построена система по развитию логического мышления, элементов технологического конструкторского мышления, по воспитанию  экологически разумного отношения к техническому процессу, по расширению  жизненно-практического опыта в области профессиональной деятельности людей.  Изучая технологию, дети усваивают определенные знания и способы действий, умеют применять различные формы работы на практике. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно,  а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.

Усвоенные в начальном курсе технологии   знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения курса технологии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на решение следующих задач:

- развитие личностных качеств ( активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей ( основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными, обобщенными, технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры. О роли техники и жизни человека.

            Учебники "Технология. Ступеньки к мастерству" и рабочие тетради "Учимся мастерству" содержат практические задания, развивающие исследовательские возможности учеников в познании действительности.

В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

 Для развития интереса используются электронные образовательные  ресурсы.

 Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

Тема

Количество часов

Из истории технологии

4

Материалы и их свойства

4

Конструкция изделий

7

Технология обработки материалов

20

Растения в твоем доме (секреты агротехники)

6

Технология использования энергии. Технологические машины и механизмы

11

Информация и ее преобразования

11

Из истории технологии

5

ИТОГО

68

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)

Содержание курса структурированно по двум основным содержательным линиям.

  1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
  2. Из истории технологии.

Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырьё, получение, применение.

Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Основы технологических знаний и умений

•  Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

•   Сборка изделия. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой через край.

•   Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т. д.

•  Агротсхполотческие приёмы: пересадка и перепалка растений, размножение растений отпрысками и делением куста.

•   Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Информационная среда: основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).

Из истории техники и технологии

 Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века. Использование энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения  в 3 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

•  о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальном и духовном),

о качествах человека-созидателя;

о производительности труда (не вводя термин);

о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;

о способах получения искусственных и синтетических материалов;

о передаче вращательного движения;

о принципе работы парового двигателя;

о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.

Знать:

•   сведения о древесине как сырье для получения искусственных материалов;

•   названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, ткани);

•   простейшие способы достижения прочности конструкций;

•  последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

•  линии чертежа (осевая и центровая);

•   правила безопасной работы канцелярским ножом;

•  косую строчку, её варианты, назначение;

•  агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений, размножение растений отпрысками и делением куста;

•   назначение технологических машин;

•   несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);

•  основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы;

•  правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;

•  профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.

Уметь:

•   под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

•   читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

•  соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов — к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;

•  выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;

•  изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

•  подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

•  выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;

•   оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;

•  осуществлять перевалку и пересадку растений;

•  выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;

•  собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;

•  безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.

Владеть общетрудовыми и общеучебными имениями

Самостоятельно:

•  анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;

•  обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

•  выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

•  формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы решения проблем.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
  2. Технология: учебник для 3 кл.   Лутцева Е. А., – М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Лутцева Е. А.  Рабочая тетрадь "Технология: учимся мастерству". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  4. Технология: 3 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков /  Лутцева Е. А. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана Гераскиной Е.А  на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов первого поколения и  программы «Изобразительное искусство» Савенкова  УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой (М.: Вентана-Граф 2010г.)  

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Я считаю, что данная программа наиболее приемлема для творческого развития детей моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом. Данная программа наиболее удачно отражает вид художественного творчества людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные художественные материалы и техники. В программе прослеживается связь с народным искусством, что служит развитию индивидуальности, самовыражению детей. У учеников более полно развиваются художественные способности, художественные виды, творческое воображению изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  1. воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  1. развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  1. освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  2. овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  3. развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

  На  третьем  году  обучения учащиеся  осваивают  общие  для  различных  искусств художественно-выразительные  особенности  образного  языка:  ритм  и  настроение,  движение, композицию,  пространство;  раскрывают  взаимосвязь  элементов  композиции  (музыкальной, изобразительной,  архитектурной,  декоративной  и  др.),  получают  представление  о композиционном центре. У детей формируется понятие культуры как целостного явления: человек - природа - культурная  среда; развиваются представления об особенностях родной культуры, ее роли в мировой культуре.

   На уроках изобразительного искусства у детей происходит:

1.  Развитие  пространственного  мышления  и  представлений  о  пространстве  в искусстве и окружающей действительности. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов).

Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека.

2.  Развитие  представлений  о форме  в  искусстве  и окружающей  действительности. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.

3. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет в  декоративно-прикладном  искусстве.  Наблюдения  за  природой:  цветовое  разнообразие природных  ландшафтов,  населенных  разными  народами.  Разнообразие  видов  народного творчества.

4.  Освоение композиционных задач в искусстве.  Смысловая взаимосвязь элементов в декоративной  композиции:  ритм  пятен,  линий.  Знакомство  с  орнаментом:  особенности национального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни человека:

оформление костюма, жилища, домашней утвари; изделия декоративно-прикладного искусства.

Тема

Количество часов

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

17

Развитие фантазии и воображения

11

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства

6

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (34ч)

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму:
  1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
  2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
  3. Разнообразие природных объектов в творчестве  художника: воздушное пространство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир ( горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).
  4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве. Каждый предмет имеет свое строение ( конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе ( суша, возвышенности, моря, реки, океаны).
  5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
  6. Перспектива как способ передачи пространства на картинке с помощью планов. Воздушная перспектива.
  7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
  8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
  9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
  10. Передача объема в живописи и графике.
  11. Понятие стилизации. Использование приема стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.
  12. Контраст и нюанс в скульптуре ( форма, размер, динамика, настроение, характер, материал).
  13. Передача динамики в объемном изображении – лепка по памяти фигуры человека в движении.
  14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины, с помощью каркаса из проволоки и палочек.
  15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
  16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.
  17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы – одно из чудес подводного мира: бурые, зеленые, желтые, малиновые, голубые.
  18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».

 

  1. Развитие фантазии и воображения
  1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции ( музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
  2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость  между форматом и материалом.
  3. Самостоятельное решение поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства ( на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
  4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь  урока с литературным чтением.
  5. Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
  6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.
  7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации ( содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства ( эскиза): решение уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре ( путешествие « Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель – сказочник ( время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
  8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
  9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
  10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения.
  11. Разнообразие художественно – выразительного языка  в декоративно- прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески.

  1. Восприятие искусства
  1. Выразительные средства изобразительного искусства ( живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства): форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
  2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно – эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
  3. Художественная форма произведения изобразительного искусства ( общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
  4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой,  натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж ( Санкт – Петербург), Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина ( Москва), музеи находящиеся в регионах.
  5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно – прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
  6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения  в 3 классе учащиеся должны:

  1. знать/понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

  1. уметь:

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных
работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по
вседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении

выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

  1. Называть:

виды изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура).

  1. Кратко характеризовать:

- народные промыслы;

- работу художников театра;

- гербы старинных городов России;

  1. Приводить примеры художественных произведений разных видов искусств.
  2. Решать учебные и практические задачи:

- выполнять рисунки, наброски и зарисовки живой и неживой природы с натуры и по памяти;

- создавать несложные симметричные и несимметричные композиции;

- рисовать предметы в перспективе;

- составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур или стилизованных изображений растений;

- создавать эскизы элементов интерьера и экстерьера (витраж, мозаика и пр.);

         - выделять главное в сюжете рисунка через размер и цвет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1 – 4 кл. – М.: Вентана – Граф, 2012 г
  2. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Методическое пособие. – М.: Вентана –Граф, 2012 г
  3. Савенкова Л.Г, Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство. 3кл . Учебник – М.:Вентана – Граф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"

Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой...

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа 21 века"

Рабочая программа по окружающемму миру в 4 классе по программе "Школа 21 века" Виноградовой.      Пояснительная  записка по окружающему миру и ОБЖ....

пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"

пояснительная записка по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"...

Календарно - тематическое планирование + пояснительная записка (технология) УМК "Школа 2100" 1 класс

Календарно - тематическое планирование (технология) УМК "Школа 2100" 1 класс Учебник: Технология. («Прекрасное рядом с тобой») 1 класс (авторы Куревина О. А., Лутцева Е. А.) Пояснительная записка (...

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области Примерной основной обр...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике 1-4 класс Начальная школа 21 века

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...