рабочая программа по опк 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

копейка лидия юрьевна

рабочая программа по опк включает в себя поянительную записку, контрольно-измерительные материалы, тематическое планирование по опк 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opk_2klass.zip62.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 2 класс ОПК .

Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерной программой школы на 2012-2013 учебный год, действующим учебным планом, с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и основана на авторской  программе по ОПК  Л.Л.Шевченко

  1.      Данная программа  предназначена для работы по учебнику Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год  обучения: Книга первая, вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.,включенному в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего  образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год.

 Курс рассчитан на 35 часов в год (по 1часа в неделю

Октябрьский район является областной пилотной площадкой по преподаванию учебного предмета «Основы православной культуры», входящего в государственные стандарты второго поколения Приказ Министерства общего и профессионального

образования Ростовской области от 06.06.2008. №1563\.

Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России Документы ФГОС\,

Примерного содержания по учебному предмету «Православная культура» Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16

 письма Министерства образования Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов, осуществляющих управления в сфере образования от 08.07.2011 №МД-883/03

08.07.2011 №МД-883\03;

областного закона № 441-ЗС от 15.06.10г. «О духовно-нравственном воспитании и

развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области»,

муниципальной целевой программы «За духовное и нравственное здоровье 2010 -2014 г.г.»

        „        п п

концепции и программы учебного предмета «Православная культура» Л.Л.Шевченко \Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. Москва.2008 г \ •

программы «Социокультурные Истоки» и УМК «Истоки». Москва.Истоки.2010.

Учебные пособия, используемые в образовательной деятельности рекомендованы Министерством образования Ростовской области \приказ №600 от

06.07.2010г\.

Содержание учебных пособий носит культурологический характер, позволяющий изучать христианскую православную культуру (духовно-нравственную культуру) в государственной системе образования в социокультурном контексте истории России, с учетом возможностей современных школьников вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Оно носит личностно-ориентированный, развивающий характер и объединено общей темой «Духовно-нравственная (православная) культура и жизнь человека». Содержание включает 8 образовательных линий Примерного содержания по предмету «Православная культура», представленного Министерством образования Российской Федерации. Структура учебной программы, построена на принципах содержательных концентрумов, что позволяет ввести детей в мир отечественной культурной традиции, постепенно открывая мир православной культуры: от красоты внешней к красоте духовного преображения человека. Подбор материала осуществлен на основе принципов отечественной дидактики, принципов христианской антропологии и позволяет решать широкий круг задач духовно-нравственного образования школьников с учетом ценностей отечественной духовно-нравственной культуры.

Учебно-методический комплект «Православная культура (духовно- нравственная культура)» Л.Л. Шевченко разработан в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М„ 2002 г.) и экспериментальной программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры»). Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников.

Цель предмета отражает высшую цель образования, обоснованной в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 Основные задачи:

  • приобщение к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
  • развитие представлений о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формирование представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
  • формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
  • укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального, основного общего и полного образования;
  • смягчение негативных последствий кризиса подросткового возраста.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Предмета, а также в соответствующей системе межпредметных связей обеспечивает реализацию единых требований к результатам освоения содержания:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
  • формирование представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
  • развитие мотивации к реализации творческого потенциала в учебной, предметно- продуктивной и общественной деятельности на основе традиционных моральных норм, нравственных установок и идеалов;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, убежденность в необходимости поддержания межэтнического мира и согласия;
  • формирование представлений и уважительного отношения к традиционным религиям;
  • знание основных норм морали, религиозных заповедей; понимание их значения для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека;
  • сформированность умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе тради ционных нравственных ценностей и моральных норм.

Содержание программы 1 года обучения

Общая тема: «Мы и мир Божий вокруг нас».

Темы четвертей:

1 четверть -  Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красо та в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски кра сивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - люби мое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Прави ла жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звуча нии. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.

2 четверть:   В ожидании Рождества — самого красивого события зимы.

Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Нака зание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родите лей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окру жающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состо яния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благоче стивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли чело век побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования пе чали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Пес нопения и величания.

 3 четверть:  Праздники-радости.     Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рож дество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как хри стиане понимали праздники? Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Ди митрий Донской.

4 четверть:  Пасха: цвета и звуки весны.

     Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Побе ды. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою по ложивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победо носец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная ответ ственность. За что могу отвечать я?

Требования к уровню подготовки учащихся

           Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с примерным содержанием образования по учебному предмету».

        В результате изучения предмета «Православная культура» в рамках 1 года обучения учащиеся должны:

знать/понимать

  • первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира;
  • базовые понятия христианской морали («любовь», «красота», «доброта», «милосердие», «сострадание», а также неприятие негативных понятий, противоположных данным);
  • краткую историю и традиции главных православных праздников;
  • православные семейные ценности; свое отношение к наиболее значительным историческим событиям и истокам православной культуры.

уметь

  • вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный или музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя;
  • видеть красоту мира;
  • давать нравственную оценку поступкам людей;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для  расширения кругозора, обогащения жизненного опыта, восприятия художественных образцов православной архитектуры, литературы,  искусства.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины  и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном  российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Формы и средства контроля

Результатами  изучения православной культуры школьниками являются:

- критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),

-критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и

 - критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

 Формы контроля могут быть вариативными, включая

- анкетирование,

- тестирование,

- анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и  т. д.).

  Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  • Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с.
  • Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год  обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
  • Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год  обучения: Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

Дополнительная литература

  1. Богородица: полная энциклопедия жизни и  чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).
  2. Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.
  3. Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд.РООССА. 2010.
  4. Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007
  5. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
  6. Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.  «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
  7. Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий.-М.? Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.
  8. Шевченко, Л.Л. Православная культура  : Методическое пособие для учителя: 1-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007
  9. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»:  1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.-112 с.
  10. Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).
  11. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.
  12. http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Магнитофон, (музыкальный центр) -  даёт возможность    

          непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы  

          окружающего мира.

Литература

1.Богородица: полная энциклопедия жизни и  чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).

2.Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.

3.Ионина Н.А. Православные святыни.  Изд.РООССА. 2010.

4.Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007

5.Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

6.Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец.  «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.

7.Шевченко, Л.Л. Православная культура  : Методическое пособие для учителя: 1-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007

8.Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»:  1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.-112 с.

9.Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).

10.Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.

1 четверть

Коллективная творческая работа  «Наш красивый мир». 

Дети делятся на шесть творческих групп. Каждая группа рассказывает об одном дне сотворения Богом мира. демонстрация выставка – панно 2наш красивый мир».

2  четверть

Творческие  работы по теме:  «Рождество самое красивое событие зимы».

3 четверть

Тестирование по теме:  «Праздники-радости».

  1.  Какого числа празднуется Рождество Христово?

А) 19 января

Б)  7 января

  1. Чему посвящен праздник Рождества?

          А) Рождению Спасителя

           Б) Рождению Богородицы  

  1. Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа?

          А) Солнце

          Б) Вифлеемская звезда

  1. Кто такие волхвы?

         А) Путешественники

         Б) Умные, богатые люди

  1. Назови день празднования Крещения?

         А) 19 января

         Б) 21 сентября

  1. Кто крестил людей?

         А) Иоанн Креститель

           Б) Моисей

  1. Когда отмечается день защитника Отечества?

          А) 1 января

          Б) 23 февраля

  1. За что надо просить прощение в прощеное воскресение?

     А) За причиненные обиды      Б) За любовь

4 четверть

Защита проектов «Родословие моей семьи»

Проектная  работа по теме: «Родословие моей семьи».

 Нарисуй родословное древо своей семьи и расположи на веточках имена всех известных тебе родственников (в синих клеточках – родственников со стороны отца, в красных – со стороны матери).

    Я и мои братья и сёстры.    Папа. Мама.

    Папина линия: дедушка; бабушка; прадедушка (папа дедушки); прабабушка (мама дедушки); прадедушка (папа бабушки); прабабушка (мама бабушки);

   Мамина линия:  дедушка; бабушка; прадедушка (папа дедушки); прабабушка (мама дедушки); прадедушка (папа бабушки); прабабушка (мама бабушки);

Итоговая контрольная работа за 1 год обучения.

Закончи предложение: «Православная культура – это …».

Что Бог поручил в раю Адаму и Еве?

За что должны были отвечать Адам и Ева?

Какие правила Бог дал людям для жизни?

Остался ли Адам жить в раю?

Кто такие Каин и Авель?

За что Бог сохранил Ноя и его семью?

Какое обещание Бог дал людям?

Для чего пришёл в мир Иисус Христос?

Кто подсказывает человеку, как надо поступить правильно?

Кто оберегает человека от зла?

Подчеркни слова, с которыми связано слово «послушание»:  своевольничать – гулять – слушать – слышать – исполнять.

Вставь пропущенные слова: «храм Покрова на …», «собор Василия…», «Святые равноапостальные … и Мефодий», «Святой благоверный князь Димитрий …», «Святой преподобный Сергий   …».

Закончи предложение: «В начале сотворил Бог …».

Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?

Что означает слово «Богоявление»?

Какой самый главный и красивый христианский праздник?

Когда, кем и по какому поводу были сказаны слова: «Богородица Дева, радуйся!»?

Допиши предложения:

«Человека называют добрым, когда …»;

«Семья – это …»;

«К праздникам Православной Церкви относятся: Рождество Христово, …»;

«Храм – это …»;

«Книга, в которой рассказано о сотворении мира, называется …»;

«Православная вера – это …».

Объясни слова: «Не в силе Бог, а в правде». Кому они принадлежат?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...