Роль методического объединения в системе оценке достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования
статья по теме

Фурдилова Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Фурдилова О.И.,

руководитель МО учителей начальных классов,

учитель начальных классов, методист РО

Выступление на педагогическом совете лицея

«Роль методического объединения в системе оценке достижений планируемых результатов освоения основной образовательной  программы начального образования»

Второй год начальная школа лицея работает по новым образовательным стандартам. В этом учебном году перед методическим объединением учителей начальных классов была поставлена следующая задача:

- освоить и внедрить систему оценивания достижений планируемых результатов основной образовательной программы на начальной ступени.

В результате работы появился проект программы, который систематизировал всю деятельность педагогов начальной школы.

Первым шагом в работе МО учителей начальной школы было создание творческой группы, в состав которой вошли все педагоги 1-4 классов. Далее изучили следующие документы:

- стандарты второго поколения раздел «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе»;

- систему заданий по формированию системы  оценки планируемых результатов;

- методические рекомендации Министерства образования РФ о системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Весь коллектив учителей начальных классов был разбит на мини-группы (по параллелям) и определены задачи каждой.

Учителя 1-х классов работали над освоением и внедрением педагогической диагностикой «Мой школьный старт», учителя 2-х классов осваивали технологию мониторинга образовательных достижений учащихся, не остались без внимания и педагоги 3-4 классов, опыт которых был реализован в создании портфеля достижений.

В результате этой работы были сформулированы

направления  программы:

  1. сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  2. сориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
  3. обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
  4. представить систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования), позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Планируемые результаты:

  1. обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы
  1. уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки
  1. являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы.

Возможности :

Система оценивания в лицее позволяет:

    устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

    давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения;

  отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

   обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

       отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Определены задачи каждого субъекта образовательного процесса:

- для учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях;

-  для родителей – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка;

- для учителей– оценить успешность собственной педагогической деятельности.

При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат.)

Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат.)

Определена и прописана система оценки

  1. Система оценки личностных результатов
  2. Система оценки метапредметных результатов
  3. Оценка предметных результатов

Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений

Наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является портфель достижений, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  3. развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

Выработаны различные виды оценки:

В системе оценивания используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:

  1. внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
  2. Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
  3. Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
  4. Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
  5. Самоанализ и самооценка обучающихся.

Прописаны условия, средства, методы и формы оценивания образовательных результатов, используемые в учебно-воспитательном процессе

Система оценивания образовательных результатов

Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

 личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)

Характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

Определены обязательные  формы и методы контроля

Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа. Посещение уроков по программам наблюдения.

Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы  

Иные формы учета достижений:

Урочная деятельность - анализ динамики текущей успеваемости;

Внеурочная деятельность - участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях,

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

Определены виды контроля и учета достижений обучающихся

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.

Текущий контроль предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов).

В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся.

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности разработаны  листы индивидуальных достижений.

Для использования перечисленных выше методов оценивания выработали инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения.

Каждый из педагогов познакомит конкретно с наработанными материалами.

Вывод:

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Это только начало  в кропотливой работе по внедрению Стандартов Второго поколения. Далее необходимо освоить  систему работы по проведению и подготовке комплексной работы на межпредметной основе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....