Тема: «Формирование культуры здоровья личности в современном образовании» (опыт МОУ СОШ №3 г. Морозовска Ростовской обл.).
статья по теме

 

        Сегодня  много говорят о здоровье нации как основном условии существования развитого государства. Нормой  жизни и поведения каждого человека должно быть ответственное отношение к здоровью как к личному и общественному достоянию. Здоровье оказывает огромное влияние на производительность общественного труда и динамику экономического развития общества. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из факторов, определяющих уровень цивилизации.         

             Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья,  как части общей культуры человека - осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Важное место в механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения, воспитания ценностных ориентаций на здоровьетворение занимает современная система образования.

         Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья детей, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропагандированию здорового образа жизни нашли отражение в различных нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», Президентская программа «Дети России», Закон «Об охране окружающей среды», «Семейный кодекс РФ», «Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и других.

      Формирование культуры здоровья  состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые. Различные социальные институты и группы решают при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения. Субъектами формирования культуры здоровья личности в современном образовании  являются:  наука, администрация, учитель, врач, психолог, семья, ученик.

      Образовательное учреждение ставит перед собой цель: сохранение психического и физического здоровья, одним из основных направлений его деятельности является воспитание потребностей здорового образа жизни.  Сохранность детского здоровья представляет собой довольно сложную и многогранную проблему. Она включает великое множество мало изученных вопросов, требующих настоятельного решения. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач сегодняшнего  образования.

        Так и в нашем образовательном учреждении возникла необходимость создания системы формирования культуры здоровья, которая дает положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышения качества образования и воспитания школьников.

Основными задачами деятельности нашего педагогического коллектива по формированию культуры здоровья личности  являются:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие интересов и способностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
  • воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
  • привитие навыков гигиены и соблюдение режима дня;
  • организация совместной деятельности педагогов и разновозрастных групп учащихся, родителей.

В нашей школе созданы все условия обучения, когда ребенку комфортно и психологически, и физически; когда к каждому ученику применяется индивидуальный подход,  минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. На настроение, состояние ребенка во время учебных занятий большое влияние оказывает благоприятная психологическая среда. Основная деятельность в школе – это учеба. Расписание составлено таким образом, что письменные предметы чередуются с творческими, где можно сидеть свободно, походить, да и просто встать. Для профилактики переутомления проводим различные физминутки, динамические паузы. Большое внимание уделяем организации перемен, позволяющих учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма. Ученики дежурных классов приходят к малышам и организовывают подвижные игры.

В учебном плане школе  такие предметы, как физическая культура,  ОБЖ, «Окружающий мир», элективные курсы: «ЗОЖ», «Химия в быту», «Экологический мониторинг окружающей среды» учат адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, т.к. неадекватное поведение может привести к утрате здоровья.

В 2010-2011 учебном году на I и II ступени обучения введено по третьему часу физической культуры. Учителями  физкультуры  Колесниковой О.Ю. и Сизякиной Н.С. ежегодно проводится мониторинг уровня физической подготовленности учащихся, отслеживается уровень развития физических качеств - диаграммы по результатам медицинского осмотра обучающихся.

Дополнительное  образование также направлено на формирование культуры здоровья учащихся на разных ступенях обучения.

Повышение  эффективности формирования культуры здоровья  учащихся в условиях дополнительного образования обеспечивается  при моделировании следующего комплекса педагогических условий:

1) здоровье учащихся определяется и рассматривается как целостное единство структурно-функциональных, физико-химических и психологических, эмоциональных, духовных компонентов;

2) в условиях дополнительного образования обеспечивается формирование у подростков понятий, мотивации и навыков здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями, ценностными ориентациями, морально-волевыми установками и уровнем образованности;

3) в практику дополнительного образования учащихся внедряется методика, обеспечивающая формирование информационной компетентности подростков, включающей:

- обучение методам ведения здорового образа жизни;

- воспитание ответственного отношения к своему здоровью как к общественному достоянию, высшей социальной ценности;

- выработку основных гигиенических психо-физиологических навыков;

- ознакомление с основными видами современных заболеваний и мерами их профилактики.

Дополнительное образование представлено кружками…(     ),

Хореография.(приложение)

Работают в школе 4 спортивные секции:

  • Волейбол (руководитель Ходеев Г.А – тренер ДСЮШОР).
  • Футбол (руководитель Макаров А.Д. – тренер ДСЮШОР).
  • Туризм (Сулименко А.А. – преподаватель ДДБ).
  • Секции ДОП клуба «Олимп».
  • Учащиеся нашей школы обучаются  в школе МЧС.

(приложение – фото, грамоты, результат)

Во всех классах начальной школы проводится практикум «Час здоровья», который имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Занятия направлены на воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, повышение уровня воспитанности учащихся, создание комфортных условий для учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей учащихся, сплочение коллектива.

В школе действует отряд Юных инспекторов движения, который занимается пропагандистской деятельностью по соблюдению правил дорожного движения пешеходами и водителями. Его члены осуществляют рейды к наиболее опасным местам проезжей части в районе школы, сотрудничают с работниками ГИБДД и других правоохранительных органов, проводят конференции, беседы, рейды, режимные линейки, выпускают газету «Перекрёсток», участвуют в городских соревнования «Безопасное колесо».

Одной из основных  задач воспитательной работы нашего образовательного учреждения является воспитание  потребности в здоровом образе жизни (Забавы богатырские, Всемирный День Здоровья).     Проведение Всемирного Дня здоровья проводится в 2 этапа: 1-это сценарий о вреде табакокурения, о вреде наркотиков, о правильной осанке и т. д. (в разработке сценария участвуют школьники), 2-спортивные эстафеты.

      Работа с родителями: родительский всеобуч ( Роль семьи в сохранении здоровья школьника, Психофизические особенности подростков, Формирование нравственного здоровья и т.д., по просьбе родителей были проведены общешкольные родительские собрания: «Как помочь ребенку во время «переходного возраста»», «Гиперактивный ребенок, как ему помочь?»          

    Важна роль медработников в формировании культуры здоровья учащихся. Проводится диагностика состояния здоровья, плановые медицинские осмотры учащихся. Частые беседы с учащимися медработником также помогают решать задачу формирования культуры здоровья личности в нашей школе.

Правильное питание – залог здоровья

Конечно же,  обучение, воспитание, закаливание невозможно без правильно организованного питания. Ученики младших, средних и старших классов, дети из групп продленного дня с удовольствием приходят на обед, где их ждут сбалансированные блюда, овощные салаты, соки, разнообразная выпечка, заботливо приготовленные школьными поварами. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена постановлением Правительства Российской Федерации в Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации. О правильном питании ведется разговор на уроках окружающего мира, биологии и химии, физики, технологии, литературы и истории, где учащиеся знакомятся с разными кухнями, учатся этикету. Во время классных часов проводим много бесед о правильном питании, о гигиене. Изучаем правила хорошего тона, закрепляем здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости).

Ежегодно в нашей школе работает оздоровительный лагерь. Организация  отдыха и оздоровления детей во время каникул располагает необходимым количеством квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для выполнения своих обязанностей и руководствующихся в своей работе принципами любви и доброжелательности. Коллектив проявляет к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывает физическое и психическое состояние каждого ребенка.

        Решая задачи по формированию культуры здоровья личности, педагогический и ученический коллективы находятся в постоянном творческом поиске. Следует отметить, что наиболее эффективно её задачи решаются при тесном сотрудничестве и взаимопонимании всех сторон педагогического процесса: учителей, учащихся и их родителей. Большую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказывают внешкольные организации: спортивные школы, медицинские учреждения, правоохранительные органы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование культуры здоровья личности в современном образовании»

(опыт МОУ СОШ №3

г. Морозовска Ростовской обл.).

Титовец Марина Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3.

        Сегодня  много говорят о здоровье нации как основном условии существования развитого государства. Нормой  жизни и поведения каждого человека должно быть ответственное отношение к здоровью как к личному и общественному достоянию. Здоровье оказывает огромное влияние на производительность общественного труда и динамику экономического развития общества. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из факторов, определяющих уровень цивилизации.        

             Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья,  как части общей культуры человека - осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Важное место в механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения, воспитания ценностных ориентаций на здоровьетворение занимает современная система образования.

         Задачи сохранения, укрепления и развития здоровья детей, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропагандированию здорового образа жизни нашли отражение в различных нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», Президентская программа «Дети России», Закон «Об охране окружающей среды», «Семейный кодекс РФ», «Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» и других.

      Формирование культуры здоровья  состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые. Различные социальные институты и группы решают при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения. Субъектами формирования культуры здоровья личности в современном образовании  являются:  наука, администрация, учитель, врач, психолог, семья, ученик.

      Образовательное учреждение ставит перед собой цель: сохранение психического и физического здоровья, одним из основных направлений его деятельности является воспитание потребностей здорового образа жизни.  Сохранность детского здоровья представляет собой довольно сложную и многогранную проблему. Она включает великое множество мало изученных вопросов, требующих настоятельного решения. Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач сегодняшнего  образования.

        Так и в нашем образовательном учреждении возникла необходимость создания системы формирования культуры здоровья, которая дает положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышения качества образования и воспитания школьников.

Основными задачами деятельности нашего педагогического коллектива по формированию культуры здоровья личности  являются:

  1. пропаганда здорового образа жизни;
  2. формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  3. развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
  4. воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  5. развитие интересов и способностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом;
  6. воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
  7. привитие навыков гигиены и соблюдение режима дня;
  8. организация совместной деятельности педагогов и разновозрастных групп учащихся, родителей.

В нашей школе созданы все условия обучения, когда ребенку комфортно и психологически, и физически; когда к каждому ученику применяется индивидуальный подход,  минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. На настроение, состояние ребенка во время учебных занятий большое влияние оказывает благоприятная психологическая среда. Основная деятельность в школе – это учеба. Расписание составлено таким образом, что письменные предметы чередуются с творческими, где можно сидеть свободно, походить, да и просто встать. Для профилактики переутомления проводим различные физминутки, динамические паузы. Большое внимание уделяем организации перемен, позволяющих учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма. Ученики дежурных классов приходят к малышам и организовывают подвижные игры.

В учебном плане школе  такие предметы, как физическая культура,  ОБЖ, «Окружающий мир», элективные курсы: «ЗОЖ», «Химия в быту», «Экологический мониторинг окружающей среды» учат адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, т.к. неадекватное поведение может привести к утрате здоровья.

В 2010-2011 учебном году на I и II ступени обучения введено по третьему часу физической культуры. Учителями  физкультуры  Колесниковой О.Ю. и Сизякиной Н.С. ежегодно проводится мониторинг уровня физической подготовленности учащихся, отслеживается уровень развития физических качеств - диаграммы по результатам медицинского осмотра обучающихся.

Дополнительное  образование также направлено на формирование культуры здоровья учащихся на разных ступенях обучения.

Повышение  эффективности формирования культуры здоровья  учащихся в условиях дополнительного образования обеспечивается  при моделировании следующего комплекса педагогических условий:

1) здоровье учащихся определяется и рассматривается как целостное единство структурно-функциональных, физико-химических и психологических, эмоциональных, духовных компонентов;

2) в условиях дополнительного образования обеспечивается формирование у подростков понятий, мотивации и навыков здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями, ценностными ориентациями, морально-волевыми установками и уровнем образованности;

3) в практику дополнительного образования учащихся внедряется методика, обеспечивающая формирование информационной компетентности подростков, включающей:

- обучение методам ведения здорового образа жизни;

- воспитание ответственного отношения к своему здоровью как к общественному достоянию, высшей социальной ценности;

- выработку основных гигиенических психо-физиологических навыков;

- ознакомление с основными видами современных заболеваний и мерами их профилактики.

Дополнительное образование представлено кружками…(     ),

Хореография.(приложение)

Работают в школе 4 спортивные секции:

  1. Волейбол (руководитель Ходеев Г.А – тренер ДСЮШОР).
  2. Футбол (руководитель Макаров А.Д. – тренер ДСЮШОР).
  3. Туризм (Сулименко А.А. – преподаватель ДДБ).
  4. Секции ДОП клуба «Олимп».
  5. Учащиеся нашей школы обучаются  в школе МЧС.

(приложение – фото, грамоты, результат)

Во всех классах начальной школы проводится практикум «Час здоровья», который имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Занятия направлены на воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, повышение уровня воспитанности учащихся, создание комфортных условий для учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей учащихся, сплочение коллектива.

В школе действует отряд Юных инспекторов движения, который занимается пропагандистской деятельностью по соблюдению правил дорожного движения пешеходами и водителями. Его члены осуществляют рейды к наиболее опасным местам проезжей части в районе школы, сотрудничают с работниками ГИБДД и других правоохранительных органов, проводят конференции, беседы, рейды, режимные линейки, выпускают газету «Перекрёсток», участвуют в городских соревнования «Безопасное колесо».

Одной из основных  задач воспитательной работы нашего образовательного учреждения является воспитание  потребности в здоровом образе жизни (Забавы богатырские, Всемирный День Здоровья).     Проведение Всемирного Дня здоровья проводится в 2 этапа: 1-это сценарий о вреде табакокурения, о вреде наркотиков, о правильной осанке и т. д. (в разработке сценария участвуют школьники), 2-спортивные эстафеты.

      Работа с родителями: родительский всеобуч ( Роль семьи в сохранении здоровья школьника, Психофизические особенности подростков, Формирование нравственного здоровья и т.д., по просьбе родителей были проведены общешкольные родительские собрания: «Как помочь ребенку во время «переходного возраста»», «Гиперактивный ребенок, как ему помочь?»          

    Важна роль медработников в формировании культуры здоровья учащихся. Проводится диагностика состояния здоровья, плановые медицинские осмотры учащихся. Частые беседы с учащимися медработником также помогают решать задачу формирования культуры здоровья личности в нашей школе.

Правильное питание – залог здоровья

Конечно же,  обучение, воспитание, закаливание невозможно без правильно организованного питания. Ученики младших, средних и старших классов, дети из групп продленного дня с удовольствием приходят на обед, где их ждут сбалансированные блюда, овощные салаты, соки, разнообразная выпечка, заботливо приготовленные школьными поварами. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена постановлением Правительства Российской Федерации в Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации. О правильном питании ведется разговор на уроках окружающего мира, биологии и химии, физики, технологии, литературы и истории, где учащиеся знакомятся с разными кухнями, учатся этикету. Во время классных часов проводим много бесед о правильном питании, о гигиене. Изучаем правила хорошего тона, закрепляем здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости).

Ежегодно в нашей школе работает оздоровительный лагерь. Организация  отдыха и оздоровления детей во время каникул располагает необходимым количеством квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для выполнения своих обязанностей и руководствующихся в своей работе принципами любви и доброжелательности. Коллектив проявляет к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывает физическое и психическое состояние каждого ребенка.

        Решая задачи по формированию культуры здоровья личности, педагогический и ученический коллективы находятся в постоянном творческом поиске. Следует отметить, что наиболее эффективно её задачи решаются при тесном сотрудничестве и взаимопонимании всех сторон педагогического процесса: учителей, учащихся и их родителей. Большую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказывают внешкольные организации: спортивные школы, медицинские учреждения, правоохранительные органы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"

Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....

Презентация к педсовету на тему:« Формирование культуры здоровья младших школьников».

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность при...

Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"

Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...

«Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи»

Выступление на ШМО по физической культуре на тем "Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи" ....

Деловая игра "Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве"

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных    запросов, которые предъявляются современному обществу.•         Изменения во...

Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он действует, работает, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Ж.Ж.Руссо...