Урок по ОРКСЭ Основы Православия "Защитники Отечества"
методическая разработка (4 класс) по теме

Разработка урока по курсу ОРКСЭ . Модуль Основы Православия . Тема "Защитники Отечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx33.26 КБ
Файл rabochiy_list_uchenika.docx16.89 КБ
Файл kopiya_prezentaciya_chast_2.pptx596.67 КБ
Файл prezentaciya_chast_1.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Православные воины - защитники Отечества

Тип урока: урок-презентация.

Цель: на основе христианской истории воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность. Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.  

Задачи урока: 

  1. познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
  2. способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  3. Развивать познавательную активность, пополнять словарный запас, развивать устную речь учащихся.
  4. Повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой, прививать интерес к истории родного государства.

Оборудование:

  1. компьютер, проекционная аппаратура;
  2. презентация « Святые православные воины».

Основные термины и понятия: Отечество, справедливая война, законы милосердия и справедливости на войне

Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, учебный диалог, исследовательская работа.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Чтение учителем стихотворения «Письмо к Богу»

Учитель Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма.  Слайд 1,2

Учитель Кто мог написать его? (Ответы детей).

 Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено  не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

Послушай, Бог.

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

 Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Учитель Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)

 Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры?

Дети Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.   Слайд 3 

III. Изучение нового материала

1.Работа над значением слова «Отечество»

Учитель Объясните, что такое Отечество?

 В рабочих листах у вас есть несколько определений понятия Отечество. Какое вам ближе и понятнее.?

  1. Отечество, отчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
  2. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения». То есть Родина – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Близки по значению понятия «любовь к Родине», «защита Родины» и «защита Отечества».
  3. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Учитель Кто такие защитники Отечества?  От чего защищали Отечество воины?

 IV. Построение проекта открытия нового знания.

Чтение статьи учебника стр.89.

Беседа по прочитанному.

  1. Какая война считается справедливой?

Справедливая война                                                          

(оборонительная)

 Цель: защитить свою семью,

 Родину и её святыни                                   

Несправедливая война 

Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру.

Когда православный человек вправе взяться за оружие? (Если надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.)

- Каких первых воинов  вы знаете? Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей?  (Киевская Русь).   Слайд 4

Русь святая…Земной удел Богородицы… Много врагов было у нашей Родины. Как же любили и защищали Русь святую наши предки? Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. Каких христианских воинов знаете вы, что нового и интересного  узнали о них в ходе исследования.

  1. 1.Илья Муромец. Первая группа подготовила и расскажет сообщение об одном герое былины.  Слайд 5

         Это Илья Муромец, который родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость. Слайд 6 Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».Слайд 7-8 Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года. Слайд 9-16

Наша группа  считает, что жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой  православной земли.

  1. 2.Александр Невский.   Слайд 17

Учитель: На наших уроках мы много раз говорили о том, как любил  Родину Александр Невский.  Он был не только защитником нашего православного Отечества, но мудрым  и храбрым человеком. Слайд 18

 Имя Александра Невского тесно связано с историей Владимирского края. Здесь он княжил 11 лет.

Родился Александр Ярославович в 1220 году в городе Переяславле. Город расположен на берегу большого и живописного озера. За высокие плещущие волны оно когда – то получило название Плещеево.

Детство и юность Александр провел в Новгороде. Здесь княжил вместе со своим братом Федором под руководством двух суздальских бояр. Достигнув 16 лет, Александр стал править самостоятельно. Молодого правителя отличала видная внешность: высок ростом, красив, силен, к тому же обладал сильным голосом, «гремевшим перед народом, как труба».

 В тяжелую пору заступил Александр на княжение в Великом Новгороде. Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.

Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Поддерживая мир, Александр добился доверия хана и разрешения на правление во Владимире. Сам исправно возил хану подарки (откуп).

 Народ кипел от гнева, не желая жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен и сожжен.

Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия.

Не смотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло.

Осуществить свои планы князь не успел. Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Умер в пути, в городе Городце на Волге. Прах князя был перевезен во Владимир и с почестями захоронен в Рождественском соборе.  Слайд 19

Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению России от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" - говорили на Руси. После его смерти остались жена и дети. Младший сын - Даниил Московский сохранил веру и благочестие отца, и возвысил Москву до столицы. Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского. Слайд 20-21

3. О Дмитрии Донском. Слайд 22

        -  В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. Слайд 23

        - И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь). Слайд 24

- Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча. Слайд 25- 26

В битве на Куликовом поле Дмитрий Донской показал себя выдающимся полководцем. Память о великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на великое дело – защиту  земли Русской. Впервые русский народ выступил против  монголо- татарской орды и нанес  ей  сокрушительное поражение. Слайд 27-29

4. О Фёдоре Ушакове.    Слайд 30

        - Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков.Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.  Слайд 31

 - А как вы думаете, есть ли святые воины  в современной России?

5. О Евгении Родионове

Презентация и рассказ учителя. Слайд 32-42

V. Закрепление.

Подготовьте рабочие листы

Когда война может быть оправдана?

  1. Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.
  2. Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
  3. Когда целью войны служит обогащение воюющих.

Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости?

В чем они заключаются?

  1. Нельзя добивать раненых
  2. Нельзя трогать безоружных
  3. Нельзя грабить местных жителей.
  4. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

  1. Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.
  2. Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
  3. Русским только дай повод, сразу начнут войну.

Что никогда нельзя делать при помощи оружия?

  1. Навязывать другим свою веру.
  2. Защищать свою Родину.
  3. Защищать свою жизнь.

VI. Подведение итогов.  Слайд 43

- Как православная церковь относится к воинам? Почему?

Закончить наш урок я хочу такими строками:

Защитники Отечества – поэты,

Хранители сердечного тепла.

Архангелы кладут, как эполеты,

На плечи им небесные крыла.

И воинство небесное готово

Вести извечный бесконечный бой.

И веру, и Отечество, и слово

Во мгле кромешной заслонить собой.

Всем воинам, в бою неравном павшим,

Стоять в небесном воинском строю.

А всем, стихов при жизни не читавшим,

Быть предстоит поэтами в раю.

Господь на золотые эполеты

Кладёт им негасимый горний свет…

Защитники Отечества – поэты!

Других у Бога не было и нет.

Евгений Семичев

VII. Домашнее задание.

С. 88 -91 учебник,  ответить на вопросы рабочего листа.

Литература:

  1. Стихотворение Е.Семичева
  2. http://litzona.net/show_2399.php  портрет Жени 
  3. http://bibikun.ru/answer/evgenij_rodionov_v_chechne_kak_ego_ubili_video/ сл №2 
  4. http://wararu.ru/films/4616-ryadovoy-evgeniy-rodionov-2008-dvdrip.html маленький женя 
  5. http://pioner007-87.ya.ru/replies.xml?item_no=7864 присяга 
  6. http://www.pkrest.ru/n-10/10-14.html Рядовой Евгений РОДИОНОВ, сержант Андрей ТРУСОВ, рядовой Игорь ЯКОВЛЕВ и рядовой Александр ЖЕЛЕЗНОВ 
  7. http://kirillfrolov.livejournal.com/1967933.html Картина Максима Фаюстова "Русский мученик Евгений Родионов" 
  8. http://www.rv.ru/content.php3?id=8694 памятник Жени
  9. Учебник «Духовное краеведение Подмосковья», автор – Л.Л. Шевченко
  10. http://svetoch-opk.ru/
  11. http://vmeste-front.ru/zhenya_rodionov._voin-muchenik
  12. http://www.voskres.ru/army/spirit/petrova.htm
  13.   С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. -  М.: Просвещение, 1991.
  14.    С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
  15.      В.Борисенков. Бессмертные подвиги молодежи. -  М.: Знание,1959
  16.   Н.Борисов. Они повторили подвиг Сусанина. -  М.: Просвещение,1987
  17.   В.Володин, Л.Левченко. Недаром помнит вся Россия.-  М.: Молодая гвардия, 1987
  18.     История Отечества. Справочник школьника.  - М.: Слово, 1996
  19.   Школьная энцеклопедия «История Росии XX век». -  М.: Олма-Пресс образование,2003
  20. О.М.Потаповская. Самые главные праздники. Москва «Планета 2000». 2004 г.
  21. Л.Л.Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва 2007 г..
  22. http://www.nauka-slovo.ru/node/159 
  23. Учебник «Основы православной культуры» 4 – 5, А. В. Кураев. М.: Просвещение. 2012 г.
  24. http://azbyka.ru
  25. http://esotery.net/human/ilia-muromets
  26. В. О. Ключевский  «Былинный герой или реальная историческая личность?» Курс русской истории. Лекция 16.
  27. С. Тригуб Илья Муромец – чудотворная легенда.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Святые православные  воины – защитники Отечества.                ЛИСТ № 1

  1. Отечество, отчизна – родная страна. Понятие Отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к Отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
  2. В  «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения, то есть страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
  3. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар  Божий надо беречь».

Справедливая война                                                _____________________

Цель:_______________                                            _____________________

____________________                                           _____________________

____________________        _____________________

Когда война может быть оправдана?

  1. Когда целью войны  становится завоевание новых территорий для государства.
  2. Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
  3. Когда целью войны служит обогащение воюющих.

          Должны ли действовать на войне законы милосердия и     справедливости? В чем они заключаются?

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

Как вы понимаете слова великого    русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

  1. Воевать надо всегда, так как только мечом можно  убедить другого  в своей правоте.
  2. Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
  3. Русским только дай повод, сразу начнут войну.

 Что нельзя делать при помощи оружия?

  1. Навязывать другим свою веру
  2. Защищать свою Родину
  3. Защищать свою жизнь

Тема урока: Святые православные  воины – защитники Отечества.                ЛИСТ № 2.

  1. Этот удивительный святой  упокоен в Киево-Печерской лавре, считается покровителем ракетных войск и пограничной службы.
  2. Кто из  знаменитых российских флотоводцев был канонизирован?
  3. Этот святой был почитаем  Петром Великим, для императора святой являлся  символом и его собственных побед.
  4. В честь этого святого воина композитор С. Прокофьев написал кантату на основе своей музыки к одноимённому  фильму.
  5. Имя воина, сошедшегося в поединке богатырей перед Куликовской битвой  с преподобным Александром Пересветом .
  6. Какой святой воин изображён на гербе столицы России?
  7. Какие ордена и медали названы именами русских адмиралов?
  8. Сколько сражений проиграл адмирал Ф. Ф. Ушаков?
  9. Какой великий полководец стал первым и единственным в стране четырежды Героем Советского Союза , какое звание он носил?
  10. Кому посвящены строки Кондратия Рылеева:

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим моголов и, как бремя,

Ярмо Мамая  сбросим с плеч.

  1.  О каком воине эти строки:

               Крестным знаменьем пред битвой
               Троекратной осенясь, -
               Меч в руке, уста с молитвой, -
               Побеждал великий князь!
               Закрывали тучи солнце...
               Кровь струилась по траве...
               Бил он рыцарей - тевтонцев,
               Бил он шведов на Неве.
               Сотни лет прошли с той были,
               Многие ушли - как дым...
               А вот князя не забыли –
               Он великим стал святым!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евгений Родионов

Слайд 2

Женя был обыкновенным ребёнком

Слайд 3

Присяга

Слайд 4

Их захватили в плен у селения Галашки на чечено-ингушской границе. Женю и еще троих солдат, всего полгода прослуживших в армии и только месяц назад прибывших на эту заставу, отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

Слайд 5

Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов, вооруженных до зубов. Завязался бой между сорокалетними побывавшими на войне громилами и безусыми неопытными, почти ничем не защищенными мальчиками. Силы были не равны. Бандиты схватили солдатиков, затолкали в машину. Никто не пришел к ним на помощь. Так начался мученический путь четырех русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену .

Слайд 6

Рядовой Евгений РОДИОНОВ, сержант Андрей ТРУСОВ, рядовой Игорь ЯКОВЛЕВ и рядовой Александр ЖЕЛЕЗНОВ

Слайд 7

Разные были ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было не просто. От момента, когда они остановили машину, набитую боевиками, и до своего смертного часа ­ были вместе.

Слайд 8

Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался.

Слайд 9

Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они решили отрезать ему голову. Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия .

Слайд 10

Так было предопределено, чтобы на рубеже тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос.

Слайд 11

Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Чувашии, Украины ... из-за рубежа. Его любят солдаты, его помощи просят в Чечне, в тюрьмах и там, где трудно ...О нем знают в Америке, Японии, Германии. В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) 4 класс

Урок по новому предмету в рамках ФГОС....

Анализ урока по ОРКСЭ "Основы светской этики"

Подробный анализ урока по теме "Основа светской этики "по предмету ОРКСЭ в 4 классе....

Урок по ОРКСЭ (Основы православной культуры)

Тема урока. Чудо в жизни христианина....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ: основы православной культуры по теме "Заповеди". 4 класс

Тип урока: изучение нового материала. Ставятся цель урока, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, описываются ожидаемые результаты. Содержание урока включает УУД с указанием конкретных действи...

Технологические карты к 4 урокам курса ОРКСЭ. Основы светской этики,4 класс.

В данном проекте даны технологические карты к 4 урокам курса" ОРКСЭ. Основы светской этики "(4 класс). Темы уроков:" Россия-наша Родина"," Добро и зло", "Стыд,вина,извинение","Совесть"....

Урок по ОРКСЭ (ОПК) "Защитники Отечества"

Урок был выполнен в программе Core и проводился на платформе Zoom...