Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
рабочая программа (4 класс) по теме

Москаленко Мария Витальевна

Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_orkse.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Читаевская основная общеобразовательная школа»

Утверждено:

Директор МОУ «Читаевская ООШ»

              __________________   Шаглеев Е.Г.

«____»_________________2012год.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Светская этика»

4 класс

Срок реализации -  2012-2013уч.год

Составлена на основе  требований Стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения) и рекомендованным пособиям КРИРО и ПК

Составитель   - Москаленко Мария  Витальевна, учитель  ОРКС

с. Читаево

2012 год.

Пояснительная записка

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Курс имеет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер.

Реализация  рабочей учебной программы  строится на основании учебно-методического комплекса  «Школа России».

Учебный модуль является культурологическим  и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель:   Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении  традиций религиозных культур многонационального народа России.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  3. Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  4. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической  многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В содержание учебного материала дополнительно включены вопросы, отражающие культуру и  традиции коми народа.

При реализации программы используются различные формы, методы и технологии обучения.

Особое место в данном курсе отводится работе с родителями. Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение ребенка к членам  своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители и члены семей учеников обязательно принимают участие в итоговом мероприятии завершающем курс.  Они становятся не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Данный курс предполагает безотметочное обучение.

Тематический  план

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

IV класс

В том числе практические занятия

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

8

3.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

6

3.

Духовные традиции многонационального народа России

5

5

Итого

34

20

Пояснение: Практическая работа на  уроках  ОРКСЭ - это наиболее предпочтительная форма учебной работы, которая подразумевает такие виды деятельности как: творческая работа, работа в группах, интервьюирование, театрализация и т.д.

Требования к результатам освоения учебного курса:

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России;

- формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-- наличие мотивации к труду, работе на результат; бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы  в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать  причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений  о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Список литературы:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2012.-63 с.: ил.
  2. М.Т.Студеникин. Основы светской этики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса «Физическая культура»

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. УМК " Школа 2100" Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина...

Рабочая учебная программа по физической культуре в 4 классе

Представлена рабочая программа по физической культуре  для 4 класса  (основная программа, по которой занимается класс  "Гармония", программа по физкультуре В.И. Лях),  занимающегос...

Рабочая учебная программа по физической культуре для 1-4 классов

Разработана на основе Комплексной программы физического воспитания В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Программа соответствует требованиям ФГОС, содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного пр...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По физической культуре Для 1 класса

При разработке рабочей программы использованы:- примерная программа начального общего образования;- авторско-составительская  программа В. И. Ляха,  А. А. Зданевича-УМК (учебно-методический ...

Рабочая учебная программа по физической культуре для 2 общеобразовательного класса

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, соверше...

Рабочая учебная программа по физической культуре.

Рабочая учебная программа 1-4 классы....

Рабочая учебная программа по Физической культуре для 1-4 классов

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М.,: ...