Осторожно - Мать-Мудрость!
методическая разработка (2 класс) на тему

Булашова Екатерина Николаевна

 

Осторожно - Мать - Мудрость!    

Цель: формирование понятий о правилах поведения на водоемах в летний и зимний периоды.

   Задачи:

- изучить правила поведения на воде, обеспечивающие сохранение здоровья и жизни детей;

- развивать индивидуальные творческие способности, умение работать в команде;

- воспитывать сознательное отношение к сохранению жизни.

   Предполагаемый результат:  применение учащимися                     полученных знаний и  навыков о поведении на водоемах в летний и зимний периоды на практике, осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.

  Оборудование: телевизионный экран, запись песни «Веселые путешественники», стихотворения М. Бартенева, С. Маршака, предметы для игры «На  реке родной не будь дурной», ребусы, тесты, карточки-памятки.

  Ход урока.

  I. Организация класса.

(Исполняется песня «Веселые путешественники», музыка Старокадомского, слова Михалкова.)

  Учитель-ведущий: Здравствуйте, ребята! Начинаем нашу телепередачу для младших школьников «Моя безопасность».

 II. Работа над новым материалом.

Учитель:  Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить в нашей передаче.

                          Ваня шел купаться…

Ваня шел купаться с другом

И с большим красивым кругом.

Ваня плавал на кругу –

Друг стоял на берегу.

Думал друг: « А если вдруг

Лопнет круг – утонет друг!

Подниму-ка лучше лай:

«Далеко не заплывай!»

«Не волнуйся, Дружок,

Выхожу на бережок!»

                              (М. Бартенев)

- Наша передача посвящена…

   Дети:  Правилам безопасного поведения на воде.

  Учитель: В старину все города строили на берегу рек. Реки были главными торговыми дорогами. Летом по рекам плавали на кораблях и лодках, а зимой ездили по льду на санях. Поэтому и в старину, и сейчас люди стараются выполнять правила безопасного поведения на водоемах.

        Самое главное правило – во время купания в водоеме рядом с вами обязательно должны быть взрослые.

         Второе правило – не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно упасть в воду. Ими могут быть край пристани, мост, крутой берег.

         Третье правило – никогда не ныряйте в незнакомых местах. Под водой могут оказаться камень, коряга, бревно и другие опасные предметы.

          Существует еще несколько правил:

1. Нельзя заплывать за буйки, потому что есть опасность угодить под какой-нибудь катер или моторную лодку.

2. Когда купаешься вместе с друзьями, обязательно хочется поиграть. Но даже в шутку не стоит тянуть друг друга под воду, бороться, «топить». Это глупая и совсем не безопасная  шутка – ведь человек может просто захлебнуться и утонуть.

3. Не следует плавать на надувных матрасах и камерах.

  Учитель: Так, у нас есть прямое включение. На связи наш корреспондент Ахметшин  Артур. Слушаем тебя, Артур.

   Корреспондент: (читает  стихотворение С. Маршака  «Три мудреца»):

        Три мудреца в одном тазу

        Пустились по морю в грозу.

        Будь попрочнее старый таз,

        Длиннее был бы мой рассказ.

Учитель: Спасибо, Артем. Ребята,  чем опасны матрасы и резиновые камеры?

(Дети обсуждают, высказывают свои соображения).

III. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Наша рубрика «Смекай, отгадывай, играй».

 - Отгадайте ребусы:

 

IV. Физкультминутка.

Маленький спортсмен.

                                   Занимайся волейболом,

Греблей, плаваньем, футболом,

                                   Змеев пестрых запускай,

                                   На коньках зимой гоняй,

                                   Езди на велосипеде

                                   И всегда стремись к победе.

Сильным будь на радость всем,

  Славный, маленький спортсмен!

 (Е. Багрина)

V. Продолжение работы над новым материалом.

Учитель: А у нас на связи снова наш Корреспондент. (Читается  стихотворение «Чудаки, или правила безопасности на воде»).

У большой и глубокой реки

Жили-были одни чудаки.

Был у них непослушный характер:

Выплывали они на фарватер,

В незнакомых ныряли местах,

На непрочных катались плотах,

И дырявую лодку качали,

И не знали тревог и печали.

* * *

А однажды, во вторник как раз,

Разноцветный надули матрас

И заплыли на нем за буйки…

Больше нет чудаков у реки!

Учитель: Спасибо за сообщение. Какие правила поведения на воде нарушили чудаки?

(Обсуждение и ответы детей)

Учитель: Наверное, многие из вас любят зимой кататься на коньках по льду. Существуют правила безопасности на льду.

           Первое правило -  лед считается прочным, если его толщина составляет не менее семи сантиметров. Такой лед может выдержать человека. Но если идти по льду группой, то его толщина должна быть не  менее двенадцати сантиметров.

           Непрочным считается лед около стока воды  возле заводов и фабрик, вблизи кустов, деревьев, камышей.

                    «В тех местах, где бьют ключи,

                      И бегут в реку ручьи,

                      Или где стоит завод –

                     Значит, там непрочен лед!»

           Особенно опасен лед во время оттепели. Прежде чем ступить на лед, посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов – лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить маршрут так, чтобы избежать тех мест, где может быть слабый лед.

          Следует взять с собой крепкую палку и с ее помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лед появилась вода, нужно сразу же возвращаться к берегу.  Причем надо стараться скользить по льду, не отрывая подошв ото  льда.

         «Как бы ни было нам сложно,

           Будем крайне осторожны,

           На лед слабый не пойдем

           И друзей не поведем.

           Будем очень осмотрительны,

           Чтоб не знать беды губительной!»

VI. Закрепление материала.

  Учитель: Пришло время  рубрики-практикума «Не только знай, но и соблюдай» (командная работа)

 Задание 1.

 Игра «На реке родной не будь дурной»

     На столе в беспорядке лежат предметы: лыжная палка, солнцезащитные очки, веревка, зонт, деревянная палка, маска,  трубка для подводного плавания, грелка…

   -   Какие вещи вы возьмете с собой при переходе через реку по льду?

(Представитель от каждой команды должен подойти и выбрать только один предмет и объяснить, почему он выбрал именно его.)

      Задание 2.

     Расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан на коде, а затем все полученные слоги сложить. Получатся слова, из которых состоит заданное выражение.

1 – 1

творог, ящик

1 – 1 – 1 – 2

берег, зола, пастух, крайность

В

2

натворил + их

1+3

Руины, закладках

(Ответ: Твоя безопасность в твоих руках.)

 

Задание 3.

Соедини рисунки с подписями.

 

 

 

 

 

 

               

         

 

 

 

 

 

 

Не ныряй вниз головой в незнакомом месте.

Не заплывай за оградительные буйки.

Не плавай на надувных матрасах далеко от берега.

Не купайся в грозу и не плавай в реке с быстрым течением.

Не купайся при высоких волнах.

Не ходи по тонкому льду.

VII. Итог урока.

Тест «Проверь себя»

Учитель: Я читаю предложения, если вы согласны со мной, то ставьте знак «+», если не согласны, то знак  «-».

1.     Нельзя приходить к воде без взрослых.

2.     Нельзя купаться в незнакомых местах или местах, где купание запрещено.

3.     Можно купаться сразу после того, как вы поели или долго загорали на солнце.

4.     Можно ловить рыбу у края полыньи.

5.     Выходить на лед нужно только тогда, когда без этого не обойтись при переправе, рыбной ловле и, конечно, когда надо оказать помощь.

6.     Нужно спускаться на лед там, где нет промоин или вмерзших кустов.

Взаимопроверка, взаимооценка.

  Учитель: Думаю, наша передача вам понравилась и была полезной. Спасибо за внимание.

               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

         1.Девяткина Г. Дидактическая игра на занятиях ОБЖ // Основы безопасности жизни. – 2001. - № 2. – с. 59-62.

2. Лекманов А. Тонет ребенок// Здоровье детей. – 2004. - №14. – с. 12-13

3. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2-4 кл. В 3 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 88 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostorozhno-_mat-mudrost.doc1.12 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Огонь – твой друг. Но, осторожно! Шутишь с огнём – беда возможна».

Целью данного занятия была пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; знакомство с причинами возникновения пожаров; систематизация знаний учащихся о причинах и последствиях пожара; актив...

Осторожные сказки и поучительные истории

Разработка для уроков ОБЖ в начальной школе. Книга содержит темы: правила дорожного движения, электробезопасность, пожарная безопасность, "Один дома", "Осторожно, незнакомец!". Список литературы....

Осторожно! Огонь!

Правила безопасного поведения. Привитие интереса к чтению, практическое применение своих знаний....

презентация ученицы 3 класса "Чтобы в наши дома не пришла беда, будем с огнём осторожны всегда!"

В данной презентации ученица 3 класса предлагает разобрать причины возникновения пожара, на наглядных примерах показывает необходимость соблюдения правил обращения с огнём и электроприборами.В презент...

Урок окружаюшего мира. Тема "Осторожно,-животные!

Урок окружающего мира  с применением мультимедийных средств в 3 классе. УМК "Школа 2100"...

Осторожно! Телемания!

Телевизор в жизни ребенка - это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы ...

Осторожно, водоём! Презентация по ОБЖ.

В презентации рассматриваются основные правила безопасного поведения и действия при возникновении угрозы для жизни на водоёмах....