проект "самовар"
проект (4 класс) по теме

Тупикова Таисия Владимировна

проектная работа  учащихся 4 класса "Самовар" и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovar.rar2.46 МБ
Файл proekt_samovar.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Задачи:

2. Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта.

3.Изучить историю возникновения самовара, сохранение и укрепление семейных традиций .  

3.Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.

Гипотеза: Самовар является  не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме.

   Актуальность:

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение ,вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются  символом и примером  объединения семьи, гармонии и общения.

Тип проекта:

Проект « Самовар» является информационно-практико-исследовательским.

Срок реализации проекта:

Проект является краткосрочным, так как рассчитан на один месяц.

Участники проекта:

Учащиеся 4 класса, родители,учитель.                   

Этапы реализации проекта

1 этап

Подготовительный

Цель:

Создать у детей положительную мотивацию к работе над темой проекта. Выявить имеющиеся знания детей о самоваре, совместно с детьми спланировать деятельность по реализации проекта. Побудить интерес к совместной исследовательской деятельности о самоваре.

Методы и приёмы:

1.Опрос учащихся на тему: Что вы знаете о самоваре?

2. Создание творческих групп по подготовке материала  для проекта.

3.Разработка идей и выбор лучшего решения по созданию проекта.

2 этап

Основной

Цель:

1.Познакомить детей с историей появления самовара в русской культуре и   особенностями его строения.

2. Расширить представления детей о традициях русского чаепития через картины известных русских художников.

План

1История возникновения  самовара на Руси

2.Формы самовара и его устройство.

3. Семейная  традиция чаепития в картинах русских художников.

История самовара на Руси

Форма самоваров и его устройство

Видов самоваров насчитывалось огромное количество, каких только форм и размеров их ни выпускали. Однако только фабрика Баташева, продукция которой считалась самой качественной и красивой, изготовляла аж 54 формы самоваров. Конечно, далеко не все они получили признание.

Наиболее популярными видам самоваров были стандартные формы, такие как самовар-рюмка, самовар-банка. Их конструкция отличалась лаконичностью и изяществом, к тому, процесс их производства был предельно прост. Это были недорогие приборы, рассчитанные на массового потребителя, и их внешний вид, несмотря на различную внешнюю отделку, был неизменен на протяжении нескольких десятилетий. Чаще все их покрывали никелем, а более дорогие варианты для аристократии расписывались вручную (керамические самовары) и золотились.

Дорожные самовары были тоже востребованы, в отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами. Формы самоваров были очень разнообразны: от куба до цилиндра. В начале двадцатого века появились новые самовары "Паричко", медные с боковой трубой, со съемным кувшином, самовары на керосине с емкостью для топлива. Последние особенно распространились на Кавказе, где керосин был нипочем.

Самыми востребованными видами самоваров были:

  1. -самовар-банка,
  2. -самовар-рюмка,
  3. -самовар-ваза,
  4. -самовар-желудь,
  5. -самовар-дуля,
  6. -самовар-репка,
  7. -самовар-репка,
  8. -самовар-яйцо,
  9. -самовар-пламя,
  10. -самовар-кувшин и т. д.

Объем самоваров мог быть различен: от поллитровой чашки до 20-литрового гиганта. В зависимости от назначения выделялись следующие виды самоваров:

  1. -самовары-кофейники,
  2. -самовары-кухни,
  3. -статические самовары,
  4. -дорожные самовары т.д.

В девятнадцатом веке самовар обзавелся модными чайными аксессуарами, такими как бульотка (небольшая емкость на подставке со спиртовкой для поддержания воды в горячем состоянии),

  1. кофейник со спиртовкой,
  2. модные холодильники (емкость для охлаждения напитков на ножках без крышки с колотым льдом внутри),
  3. поднос-подставка (чтобы стол не нагрелся от раскаленного самовара),
  4. полоскательница (для выливания остатков воды и чая),
  5. заварочный чайник.

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:

  1. Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
  2. Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
  3. Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
  4. Шейка (низ самовара)
  5. Поддон (основание самовара)
  6. Ручки
  7. Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
  8. Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
  9. Конусный кран
  10. Донышко
  11. Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
  12. Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
  13. Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
  14. Тушилка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)

Итак, самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай

                                                3 этап

                              Заключительный   

Цель:

Обобщить полученные детьми знания о самоваре, его появлении в  истории  русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире  самовар объединяет близких людей и является другом семейного очага.

Результат проекта:

1 Презентация проекта для учащихся начальной школы.

2. Выпуск буклета на тему «От сбитенника к самовару»

3. Оформление стенда с работами  учащихся.

4. Подведение результатов социологического опроса среди учащихся Комсомольской средней школы на тему: «Жив ли в семьях самовар?»

Вывод:

Проект «Самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи,  являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Дети вместе с родителями почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.

Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная выставка индивидуальных и коллективных детских работ «Русь самоварная».

Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.