пртокол по ОРКи СЭ
материал (4 класс) по теме

«Введение нового курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protokol_orkse.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ

родительского собрания 3-в класса

МБОУ «СОШ №2»

от  14.032012 года.

 Присутствовали: 20 человек

 Тема собрания: «Введение нового курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

ПОВЕСТКА:

1. Выступление классного руководителя  Халиковой А.Х. о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2. Выступление родителей

 3. Выбор родителями модуля и написание заявлений

 По первому вопросу выступил классный руководитель Халикова А.Х.

1. Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?        

К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.

2. Какие документы регламентируют введение данного курса?        

Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:

·  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.

·  Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.

·  Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Какие модули включает в себя комплексный курс, все ли они одинаковые по объёму часов?        

Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики».

Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 35 уроков, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.

4. Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения?        

Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

5. Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?        

Столько, сколько выберут родители.

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

6. Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы?         

В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

7. Можно ли изучать одновременно несколько модулей?        

Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

8. Каковы основные принципы преподавания курса?        

Светский характер.

Культурологический подход.

Преобладание воспитательного аспекта.

Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.

Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

9. В чём воспитательная составляющая данного курса?        

Освоение курса должно обеспечить:

·  понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;

·  знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;

·  формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

·  формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

·  знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;

·  укрепление духовной преемственности поколений.

10. Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?        

Все модули курса носят культурологический, светский характер. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

11. Кто может вести курс ОРКСЭ?        

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

12. Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?        

В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

13.В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?        

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

14. Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы?        

Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.

15. Будет ли школа обеспечивать учебниками по курсу ОРКСЭ или их следует приобретать родителям самостоятельно?        

Все школы  будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

16. Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ?        

Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.

Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.

17. Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?        

Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.

18. Могут ли родители присутствовать на уроках по курсу ОРКСЭ?        

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

19. Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?        

Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.

20. До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?        

Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.

Но желательно все же определиться пораньше, например, в мае-июне, чтобы учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.

2. Выступления родителей обучающихся 4-х классов.

 Были заданы вопросы об учебниках, о преподавателях, которые будут вести этот курс. Родители в своих выступлениях взяли на себя обязательства осуществлять контроль за посещением четвероклассниками нового курса.

 3. Выбор родителями модуля и написание заявлений

Результаты выбора родителей 4-х классов на  14.03.2012г :

Модули

Результаты выбора

1. Основы православной культуры

0 чел

2. Основы исламской культуры

0 чел

3. Основы буддийской культуры

0 чел

4. Основы иудейской культуры

0 чел

5. Основы мировых религиозных культур

19 чел.

6. Основы светской этики

0 чел

После представленного материала родители заполнили заявления.

Решение РК:

 1.Ввести курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в процесс обучения 4 класса, начиная с 1четверти 2012-2013 учебного года по модулю «Основы мировых религиозных культур»

2. Классному руководителю 4-го класса провести ученическое собрание и разъяснить цели и задачи нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», вести контроль за посещением учащимися нового курса, своевременно ставить родителей о пропусках.

 3. Родителям осуществлять контроль за подготовкой своих детей к урокам, за посещением нового курса.

Председатель родительского собрания:  _______ Янаева Л.В.

 Секретарь родительского собрания:  _________ Ханова Л.В.



Директору МБОУ  «  СОШ №2»        

Г.Н.Панковой                                      

_____________________________________________

(Ф.И.О. родителя (законного представителя))

проживающего по адресу:

_____________________________________________

_____________________________________________

                                                               

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ___________________________________________________________________________, извещен о том, что мой сын  (дочь) _____________________________________________________________________________ пройдет обучение в  4 классе по программе  комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Для изучения мной выбран один из модулей комплексного учебного курса «Основы

религиозных культур и светской этики»:  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

Подпись родителей   (законных представителей):

_____________  /____________________________/

_____________  /____________________________/

 Дата заполнения заявления:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКи СЭ, модуль "Светская этика" (Пособие А.Я. Данилюка)

     Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе Примерной программы основного общего образо...