« ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
статья (1 класс) на тему

Рудометова Ирина Ивановна

В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:

  • должен обеспечивать:

–  единство образовательного пространства Российской Федерации;

– преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;

  • включает в себя требования к:

– структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

– условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

– результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет.

Утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов предусмотрено, что введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также внесение в него изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

  • до 31 декабря 2010 г. прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения;
  • прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается
    30 декабря 2010 г.;
  • обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г. в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям (см. Приложение 1): 

  • создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
  • создание организационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Мероприятия реализуются в соответствии:

  •  с федеральным планом – графиком (см. Приложение 2);
  •  с региональными планами-графиками (сетевыми графиками, дорожными картами и др.), разработанными на основании федерального плана-графика.

Региональные планы-графики  должны предусматривать мероприятия по  обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.

Для обеспечения введения ФГОС могут быть созданы  координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС.

Такие координационные органы могут быть созданы:

  • на федеральном уровне (федеральный совет по ФГОС, федеральный оператор введения ФГОС и др.);
  • на уровне субъектов Российской Федерации (региональный координационный совет, региональный координационный центр и др.);
  • на местном уровне (муниципальный координационный совет, муниципальный координационный центр и др.).

Координационные органы соответствующего уровня создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по решению федеральных, региональных и муниципальных органов, осуществляющих  управление в сфере образования.

Функции координационного органа (в случае его создания) при реализации мероприятий по обеспечению введения ФГОС определяются соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования.

Введение ФГОС  является сложным и многоплановым  процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. 

При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.

Эта работа должна проводиться на федеральном, региональном, местном и институциональном уровнях с привлечением средств массовой информации, общественных и иных организаций, заинтересованных в  введении ФГОС. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его  требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС.  При этом первоочередное внимание следует уделить обучению педагогов,  руководителей образовательных учреждений, а также работников органов, осуществляющих управление в сфере  образования.

Особое внимание должно быть уделено повышению квалификации методического корпуса.

При повышении квалификации работников образования должны применяться формы и методы, в том числе основанные на использовании информационных  коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки.

При введении ФГОС должны быть обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур,  эффективный государственный и общественный контроль за введением ФГОС.

Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т. п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  • разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

Приложение 1

Мероприятия

по обеспечению введения  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

 

Направления

мероприятий

Мероприятия

Федеральный

уровень

Региональный

уровень

 

Институциональный

уровень

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка примерной основной образовательной  программы начального общего образования

Участие в разработке на основе ФГОС  примерной основной образовательной  программы начального общего образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей

 

Разработка на основе примерной основной образовательной  программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы.

Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и др.).

Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерации.

Подготовка инструктивно-методического письма Минобрнауки России о порядке введения ФГОС начального общего образования.

Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в субъекте РФ

Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении.

 

Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС.

Утверждение федерального перечня учебников под ФГОС начального общего образования

 

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

 

Разработка федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Установление при необходимости  для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

 

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС

Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих  введение ФГОС начального общего образования:

внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования.

внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях.

 

Подготовка нормативных правовых актов (представительного или исполнительного органа власти региона), определяющих (устанавливающих):

нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования;

новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования

Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.

Заключение дополнительных  соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

Создание организационного обеспечения введения ФГОС

Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования.

Подготовка и проведение Всероссийских семинаров-совещаний по вопросам введения ФГОС общего образования.

Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем.

Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС начального общего образования и организация проведения данного мониторинга

Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам  введения ФГОС общего образования второго поколения.

Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения»

 

 

Создание органов, координирующих  деятельность по подготовке к введению ФГОС общего образования в субъекте РФ (региональный координационный совет и др.).

Создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров (в том числе в дистанционном режиме), по вопросам введения ФГОС общего образования на базе учреждений дополнительного профессионального образования, вузов, инновационных общеобразовательных учреждений.

Организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС общего образования второго поколения.

Координация взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся.

Формирование регионального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования.

Создание региональной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Обеспечение образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой под ФГОС начального общего образования.

Разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку к введению ФГОС начального общего образования в субъекте РФ.

Организация деятельности  пилотных (апробационных) площадок введения ФГОС начального общего образования (в том числе на базе образовательных учреждений – победителей приоритетного национального проекта «Образование»)

Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования.

Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности. 

Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования.

Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования.

 

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС

Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС общего образования.

Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС общего образования.

Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС начального общего образования.

Обеспечение повышения квалификации всех учителей начальных классов по вопросам ФГОС и готовности руководителей образовательных учреждений  к введению ФГОС начального общего образования

 

Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС.

Разработка (корректировка) плана  научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования.

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения

Создание информационного обеспечения введения ФГОС

Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования  с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др.

Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения  ФГОС с регионами, участниками введения ФГОС.

Широкое информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.

Организация публичной отчетности образовательных учреждений региона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования.

Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы начального общего образования.

Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования.

Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения.

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

Разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса.

 

Установление при необходимости  для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Разработка локальных актов, устанавливающих требования   к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например,  положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре,  об учебном кабинете и др.)

 


Приложение 2

 

План-график мероприятий федерального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

 

 

Направления мероприятий

Мероприятия

Срок

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС

Разработка примерной основной образовательной  программы начального общего образования.

февраль 2010 г.

Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерации.

февраль 2010 г.

Подготовка инструктивно-методического письма Минобрнауки России о порядке введения ФГОС начального общего образования.

март 2010 г.

Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС.

март 2010 г.

Разработка федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья обучающихся.

апрель 2010 г.

Утверждение федерального перечня учебников под ФГОС начального общего образования.

декабрь 2010 г.

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС

Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих  введение ФГОС:

внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования;

внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях.

сентябрь 2010 г.

Создание организационного обеспечения введения ФГОС

Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования.

2010–2011 гг.

Подготовка и проведение Всероссийских семинаров-совещаний по вопросам введения ФГОС начального общего образования.

февраль, ноябрь  2010 г.

Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем.

апрель 2010 г.

Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС и организация проведения данного мониторинга.

июнь 2011 г.

Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам  введения ФГОС.

июнь 2011 г.

Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения»

2010–2011 гг.

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС

Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС.

сентябрь 2010 г.

Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС.

сентябрь 2010 г.

Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС.

январь–июнь 2011 г.

Создание информационного обеспечения введения ФГОС

Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования  с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др.

 

2010–2011гг.

Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения  ФГОС общего образования с регионами, участниками введения ФГОС.

2010–2011 гг.

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

Разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса

июнь 2010 г.

 

 



            [1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

               [2] Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.  №3266-1 «Об образовании».

 

             [3]Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации.–2009.–№  9.  Ст. 1110.

          [4] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).

          [5] Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»  

 

             [6] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 424н  «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме».

               [7] Данная позиция имеет место, если переход на ФГОС начального общего образования осуществляется в 2010 г.

                [8] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Введение ФГОС138 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Материалы

Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации

«Обеспечение  порядка  введения  федерального государственного  образовательного  стандарта начального  общего  образования»

Москва  2010

В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования[1].

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»[2] федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:

  • должен обеспечивать:

  единство образовательного пространства Российской Федерации;

 преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;

  • включает в себя требования к:

 структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

 условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

 результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет.

Утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов[3] предусмотрено, что введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также внесение в него изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373[4].

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» [5]:

  • до 31 декабря 2010 г. прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения;
  • прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается
    30 декабря 2010 г.;
  • обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г. в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям (см. Приложение 1):  

  • создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
  • создание организационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Мероприятия реализуются в соответствии:

  •  с федеральным планом – графиком (см. Приложение 2);
  •  с региональными планами-графиками (сетевыми графиками, дорожными картами и др.), разработанными на основании федерального плана-графика.

Региональные планы-графики  должны предусматривать мероприятия по  обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.

Для обеспечения введения ФГОС могут быть созданы  координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС.

Такие координационные органы могут быть созданы:

  • на федеральном уровне (федеральный совет по ФГОС, федеральный оператор введения ФГОС и др.);
  • на уровне субъектов Российской Федерации (региональный координационный совет, региональный координационный центр и др.);
  • на местном уровне (муниципальный координационный совет, муниципальный координационный центр и др.).

Координационные органы соответствующего уровня создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по решению федеральных, региональных и муниципальных органов, осуществляющих  управление в сфере образования.

Функции координационного органа (в случае его создания) при реализации мероприятий по обеспечению введения ФГОС определяются соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования.

Введение ФГОС  является сложным и многоплановым  процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.  

При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.

Эта работа должна проводиться на федеральном, региональном, местном и институциональном уровнях с привлечением средств массовой информации, общественных и иных организаций, заинтересованных в  введении ФГОС. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его  требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС.  При этом первоочередное внимание следует уделить обучению педагогов,  руководителей образовательных учреждений, а также работников органов, осуществляющих управление в сфере  образования.

Особое внимание должно быть уделено повышению квалификации методического корпуса.

При повышении квалификации работников образования должны применяться формы и методы, в том числе основанные на использовании информационных  коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки.

При введении ФГОС должны быть обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур,  эффективный государственный и общественный контроль за введением ФГОС.

Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т. п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  • разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

Приложение 1

Мероприятия

по обеспечению введения  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

Направления

мероприятий

Мероприятия

Федеральный

уровень

Региональный

уровень

Институциональный

уровень

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС

Разработка примерной основной образовательной  программы начального общего образования

Участие в разработке на основе ФГОС  примерной основной образовательной  программы начального общего образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей

Разработка на основе примерной основной образовательной  программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы.

Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и др.).

Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерации.

Подготовка инструктивно-методического письма Минобрнауки России о порядке введения ФГОС начального общего образования.

Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в субъекте РФ

Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении.

Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС.

Утверждение федерального перечня учебников под ФГОС начального общего образования

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

Разработка федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья обучающихся.

Установление при необходимости  для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС

Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих  введение ФГОС начального общего образования:

внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования.

внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях.

Подготовка нормативных правовых актов (представительного или исполнительного органа власти региона), определяющих (устанавливающих):

нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования;

новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования

Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования.

Заключение дополнительных  соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками[6]

Создание организационного обеспечения введения ФГОС

Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования.

Подготовка и проведение Всероссийских семинаров-совещаний по вопросам введения ФГОС общего образования.

Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем.

Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС начального общего образования и организация проведения данного мониторинга

Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам  введения ФГОС общего образования второго поколения.

Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения»

Создание органов, координирующих  деятельность по подготовке к введению ФГОС общего образования в субъекте РФ (региональный координационный совет и др.).

Создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров (в том числе в дистанционном режиме), по вопросам введения ФГОС общего образования на базе учреждений дополнительного профессионального образования, вузов, инновационных общеобразовательных учреждений.

Организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС общего образования второго поколения.

Координация взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся.

Формирование регионального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования.

Создание региональной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Обеспечение образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой под ФГОС начального общего образования.

Разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку к введению ФГОС начального общего образования в субъекте РФ.

Организация деятельности  пилотных (апробационных) площадок введения ФГОС начального общего образования (в том числе на базе образовательных учреждений – победителей приоритетного национального проекта «Образование»)[7].

Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования.

Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.  

Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования.

Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования.

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС

Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС общего образования.

Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС общего образования.

Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС начального общего образования.

Обеспечение повышения квалификации всех учителей начальных классов по вопросам ФГОС и готовности руководителей образовательных учреждений  к введению ФГОС начального общего образования

Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС.

Разработка (корректировка) плана  научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования.

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения[8].

Создание информационного обеспечения введения ФГОС

Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования  с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др.

Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения  ФГОС с регионами, участниками введения ФГОС.

Широкое информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты.

Организация публичной отчетности образовательных учреждений региона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования.

Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы начального общего образования.

Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования.

Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения.

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

Разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса.

Установление при необходимости  для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Разработка локальных актов, устанавливающих требования   к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например,  положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре,  об учебном кабинете и др.)


Приложение 2

План-график мероприятий федерального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

Направления мероприятий

Мероприятия

Срок

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС

Разработка примерной основной образовательной  программы начального общего образования.

февраль 2010 г.

Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерации.

февраль 2010 г.

Подготовка инструктивно-методического письма Минобрнауки России о порядке введения ФГОС начального общего образования.

март 2010 г.

Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС.

март 2010 г.

Разработка федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья обучающихся.

апрель 2010 г.

Утверждение федерального перечня учебников под ФГОС начального общего образования.

декабрь 2010 г.

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС

Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих  введение ФГОС:

внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования;

внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях.

сентябрь 2010 г.

Создание организационного обеспечения введения ФГОС

Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования.

20102011 гг.

Подготовка и проведение Всероссийских семинаров-совещаний по вопросам введения ФГОС начального общего образования.

февраль, ноябрь  2010 г.

Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем.

апрель 2010 г.

Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС и организация проведения данного мониторинга.

июнь 2011 г.

Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам  введения ФГОС.

июнь 2011 г.

Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения»

20102011 гг.

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС

Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС.

сентябрь 2010 г.

Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС.

сентябрь 2010 г.

Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС.

январьиюнь 2011 г.

Создание информационного обеспечения введения ФГОС

Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования  с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др.

20102011гг.

Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения  ФГОС общего образования с регионами, участниками введения ФГОС.

20102011 гг.

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

Разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса

июнь 2010 г.

Обеспечение порядка введения ФГОС


[1]             Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

[2]                Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.  №3266-1 «Об образовании».

[3]             Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации.2009.  9.  Ст. 1110.

[4]           Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).

[5]           Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»  

[6]              Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 424н  «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме».

[7]                Данная позиция имеет место, если переход на ФГОС начального общего образования осуществляется в 2010 г.

[8]                 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593.