«Методика ведения проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения»
статья по теме

Руднева Валентина Тимофеевна

 

«Методика ведения проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issled_deyat.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

Тема:    «Методика ведения проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения»

 

                                                  учитель начальных классов

                                                             Руднева В.Т.

г. Старый Оскол

 

 Известно, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении.

   Формирование исследовательской культуры учащихся, развитие творческих начал личности школьников, навыков проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы.

   При организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Поэтому выделяются следующие принципы работы с учащимися:

  1. сотрудничества – творческое объединение усилий педагогов начальной школы, учащихся и их родителей, в котором первые совершенствуются в организации проектно-исследовательской деятельности, вторые – получают навыки совместной творческой деятельности, крепнет взаимопонимание детей и родителей;
  2. межпредметности – взаимопроникновение, взаимосвязь различных учебных дисциплин формирует правильное мировоззрение ребенка, показывает связь учебных предметов с окружающей жизнью;
  3. научности – проектная или исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной литературы, дети на доступном им уровне знакомятся с научными методами работы.

   Как известно, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Проектная деятельность предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

   Методика организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников предполагает последовательное «погружение» детей в проектирование или исследование, поэтапную работу в течение четырех лет обучения в начальной школе:

  1. 1-й класс: знакомство с техникой проведения исследования: проведение специальных игр и занятий, позволяющих активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающих осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований; проведение уроков-тренингов, на которых дети учатся собирать всю доступную информацию и обрабатывать её.
  2. 2-й класс: формирование умений по отдельным элементам проектно-исследовательской деятельности у школьников (таких, как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, времени и ресурсов, координирование деятельности и т.д.);
  3. 3-й класс: проведение одного проекта или исследования (как правило, во II полугодии);
  4. 4-й класс: проведение двух проектов или исследований (по одному в каждом полугодии).

   В организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников можно выделить следующие направления работы:

  1. учебная деятельность. Реализация метода проектов является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям детей этого возраста. Благоприятным фактором для организации проектной деятельности учащихся на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Наивысшая степень активности учеников, большой объём отработанного материала также доказывает, что использование проектно-исследовательского метода не только возможно, но необходимо и эффективно в начальной школе. Урок предоставляет равные стартовые возможности включиться в проектно-исследовательскую деятельность всем учащимся. Создание проблемных ситуаций на уроке достигается учителем с помощью следующих дидактических средств: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссия, мозговой штурм. Учебные исследования выполняются учащимися также и в процессе выполнения домашнего задания: проведение наблюдения, постановка опыта, творческие работы, презентации. Творческие домашние задания часто перерастают в исследовательские и проектные работы.
  2. внеклассная работа как логическое продолжение урочной деятельности, часто тесно связанная с изучаемым предметом. Внеурочная деятельность в виде работы над коллективными проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Проекты получаются очень разнообразные  по видам (практико-ориентированные, информационные, творческие, исследовательские), организации исследования, формам защиты (презентации, фильмы, литературно-музыкальные композиции) и итоговым «продуктам деятельности» (альбомы, плакаты, рисунки, макеты, поделки, сказки, пособия, фотоальбомы). Среди них «Праздник чая», «Слово «мама» - особое слово», «Моя семья – моя радость», «Школьный двор», «Волшебная книга сказок», «Четыре года шла война», «Орден в моем доме» и др. Работа над проектами во многом способствует личностному росту учащихся, подготовке к дальнейшей самостоятельной исследовательской работе, а коллективный характер работы, тесный контакт между детьми позволяет сделать результаты исследования предметом гордости, что порождает атмосферу личностной значимости в коллективе, атмосферу «успеха». Положительно также то, что в разработке и защите проектов просматривается тесное сотрудничество учителя, учащихся и родителей.
  3. дополнительное образование. Во многом способствует развитию познавательных потребностей детей, способностей мыслить нестандартно, творчески, вовлечению в проектно-исследовательскую деятельность работа факультативов.

Обучение младших школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектных работ, происходит через работу кружков. Цель данных занятий – формирование и развитие у младших школьников умений и навыков исследовательского поиска.

Одним из главных результатов работы считаю создание атмосферы творческого научного поиска, формирование культуры исследовательской деятельности учащихся, развитие познавательных интересов, выходящих за пределы школьной программы. Кроме этого, важной составляющей проектно-исследовательской деятельности младших школьников является их социально-психологическая адаптация, саморазвитие и самореализация одаренных детей, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методики постановки произношения на начальном этапе обучения

Возраст детей младших классов предполагает включение процесса обучения произношению в контекст игровой деятельности. Поэтому необходимо использовать в работе следующие методики постановки произно...

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

В статье обобщен опыт учителя начальных классов, Кудряшовой С.В., по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учитель ...

Методика ведения проектно- исследовательской деятельности на начальном этапе обучения и воспитания в условиях ФГОС.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвует в различных исследовательских работах.Успех исследования зависит от его организации.Исследовательская ра...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

В данной статье описаны вопросы методики организации проектно – исследовательской деятельности в начальной школе....

«Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...