« Воспитание милосердия у подрастающего поколения » ( из опыта работы )
статья по теме

Копеина Людмила Васильевна

Выступление на курсах ОПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_y_s_t_u_p_l_e_n_i_e_na_kursah_opk_-_03.05.2011_g.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              В Ы С Т У П Л Е Н И Е  

                                перед  слушателями  курсов  по  ОПК

                                                     03.05.2011 г.

Тема:  « Воспитание  милосердия  у  подрастающего  поколения »

            ( из  опыта  работы )

                     1.  Школа  малокомплектная:  1,  2,  3,  4 –ые  классы  объединены  в  1 – н  класс – комплект.  Занятия  по  ОПК  проходят  в  рамках  кружковой  работы  по  1  часу  в  неделю,  т.к.  в  учебном  плане  часы  на  эти  занятия  не  предусмотрены.  Цель  занятий  кружка  состоит  в  том,  чтобы  дети  прониклись  важностью  и  необходимостью  всем  сердцем  принять  Господа  нашего  Иисуса  Христа,  возлюбить  его  всем  сердцем  и  всею  душою,  всем  разумением; и  перенести  эту  любовь  на  ближнего  своего.  Русские  люди  -  православные.  А  православные  должны  жить  по  заповедям  Господа,  что  непросто.

                    2.  Каждый  учитель  хочет,  чтобы  его  ученики  не  просто  хорошо  овладели знаниями,  умениями  и  навыками,  но  и  выросли  нравственными  людьми.  Поэтому  в  своей  работе  я  стараюсь  привить  ученикам  потребность  в  общении  с  Господом  нашим,  прося  его  помочь  в  учебе.  Для  этого  я  рассказала  им  о  молитвах  о  духовном  просвещении  и  успехах  в  учении  детей:  Молитва  пред  учением  ко  Господу,  Молитва  о  детях,  которым  трудно  дается  учение,  Молитва  пред  иконой  Божией  Матери  « Прибавление  ума ».  К  сожалению,  родители  моих  учеников  редко  ходят  в  Церковь  или  совсем  не  ходят.  Чтобы  дети  получали  как  можно  больше  сведений  о  жизни  Церкви,  Церковных  праздниках,  о  святых  великомучениках,  я  ежедневно  перед  уроками  ( в  8 – 15 )  читаем  молитву  Отче  наш,  Символ  веры,  Заповеди  Божии,  рассказываю  им  о  том,  какой  сегодня  день  с  точки  зрения  Церковной  летописи,  используя  для  этого  информацию  СМИ,  Православные  календари  на  каждый  день,  составленные  по  благословению  Архиепископа  Новгородского  и  Старорусского  Льва  и  Архиепископа  Костромского  и  Галичского  Александра,  приобретаемых  в  Богоявленском  Соборе,  и  др.  источники.  Особые  Церковные  праздники  я  вывешиваю  на  стенде  в  виде  листов  календаря  и  подробно  рассказываю  о  том  или  ином  событии.      

                     3.  Суть  Заповедей  Господа  Иисуса  Христа  и  особенность  малокомплектной  школы  определила  одно  из  направлений  работы  с  детьми  -  воспитание  милосердия  ко  всем  окружающим  их  людям:

-  милосердие  по  отношению  друг  к  другу;

-  милосердие  по  отношению  к  старым  немощным  людям,  живущим  рядом;

-  милосердие  по  отношению  к  животным.

                     4.  Милосердие  по  отношению  друг  к  другу  -  это  постоянная  работа  с  детьми:  беседы  о  дружбе,  взаимовыручке,  о  сострадании  к  тем,  у  кого  случились  в  семье  неприятность,   беда,  несчастье.  Большим  подспорьем  в  воспитании  милосердия  явилась  для  меня  книга  Наталии  Сухининой  « Где  живут  счастливые? »,  каждый  рассказ  которой  вызывал  у  детей  живой  отклик  на  жизненную  ситуацию,  в  которой  оказывались  герои  ее  произведений.  Они  сочувствовали,  сопереживали,  предлагали  свою  помощь.  Н. Сухинина  учит  Православию,  православному  постижению  жизни  на  простых  житейских  примерах.  Не  все  истории  можно  было  читать  ребятам  младшего  школьного  возраста.  Что – то  я  передавала  в  своем  изложении,  что  бы  смягчить  ситуацию.  И  когда  в  нашем  школьном  коллективе  случалось  непредвиденное,  чрезвычайное,  я  убеждалась,  что  моя  работа  не  пропала  даром.    Во  2 – ом  классе  учится  девочка,  у  которой  мама  живет  своей  жизнью  в  другом  городе.  Для  ребенка  это  нестандартная  ситуация  -  стресс.  Ребята  стараются  не  напоминать  ей  об  этом,  часто  приглашают  ее  к  себе  в  гости,  выручают,  если  она  забыла  дома  школьные  вещи  или  еду.  На  перемене  они  никогда  не  забывают  пригласить  ее  в  свою  компанию,  поделятся  новостями.  Во  время  Масленицы  3 – классник  Ваня  обварил  руки  кипятком  из  кипящего  самовара  и  до  12  апреля  не  мог  ни  одеться,  ни  писать,  ни  принимать  самостоятельно  пищу.  Мы  каждый  день  справлялись  у  мамы  о  его  здоровье,  навещали  его,  носили  домашнее  задание,  чтобы  он  мог  выполнять  его  устно  ( мальчик  волновался,  боялся,  что  отстанет  от  своих  товарищей ).  В  школе  учатся  дети  разных  национальностей,  вероисповеданий.  Моя  задача  заключается  в  том,  чтобы  донести  до  школьников  основную  мысль  православия  -  возлюби  ближнего  своего  как  самого  себя:  ведь  все  мы  Божьи  создания.    

                     5.  Милосердие  по  отношению  к  старым  людям,  живущим  рядом  -  это  тоже  повседневная  работа  с  родителями  и  учениками.  В  школе  на  стенде  и  в  альбоме  имеется  список  ветеранов  ВОВ  и  труда.  Мы  хорошо  знаем  каждого  из  них.  Акция  « Свет  в  окне »,  которая  проводилась  в  прошлом  году,  у  нас  проводится  уже  11  лет  ( называлась  « Помоги  ветеранам » )  постоянно.  Нет  ни  одного  праздника,  на  котором  не  присутствовали  бы  представители  этой  категории  из  числа  жителей  деревень  Колонтаево,  Марьино,  Меленки  и  Кашино.  Они  не  просто  зрители.  Они  активные  участники  наших  мероприятий  (  по  мере  сил,  конечно ).  Их  рассказы  о  военных  буднях  помогают  мне  в  работе,  направленной  на  патриотическое  воспитание  детей.  После  таких  встреч  дети  пишут  сочинения  о  своих  прабабушках  и  прадедушках  ( Игуменова  Ульяна,  Воробьев  Никита,  Корнилова  Анастасия,  Борисов  Александр  и  другие ).  Ветераны  приглашают  ребят  к  себе  домой,  поят  их  чаем,  угощают  конфетами.  А  дети  в  свою  очередь  интересуются  состоянием  их  здоровья.  После  уроков  ученики  с  удовольствием  остаются  в  школе,  чтобы  приготовить  ветеранам  сувениры  и  поздравительные  открытки,  поздравляя  их  со всеми  праздниками  ( государственными  и  православными ).  Вместе  с  родителями  убираются  на  лестничной  площадке,  доставляют  из  магазина  или  от   фермера  продукты,  ухаживают  за  комнатными  растениями.  Особое  чувство  испытывают  дети  во  время  проведения  митингов,  посвященных  годовщине  Победы  в  ВОВ.  Целый  месяц  мы  готовимся  к  этому  дню:  убираем  у  Часовни  Георгия  Победоносца  и  памятника  погибшим  во  время  ВОВ  жителям  деревни,  учим  стихи,  песни,  чтобы  достойно  выступить  перед  собравшимися.  И  не  случайно  то,  что  и  Часовня  и  Памятник  расположены  на  одной  площадке:  « Россия  верою  сильна »  и  жить  с  верою  хорошо  и  легко.  В  последние  годы  мы  взяли  шефство  над  отдыхающими  в  д/о « Колонтаево ».  Весной  там  собираются  на  лечение  и  отдых  ветераны  войны  и  труда.  Мы  навещаем  их,  общаемся  и  рассказываем  о  нашей  школе,  читаем  стихи,  поем  песни.  

                    6.  Константин  Романов  (  брат  Николая  11 )

                                     

                                   Молитва  о  любви

Научи  меня,  Боже,  любить  всем  умом  Тебя,  всем  помышлением,

Что  б  и  душу  Тебе  посвятить,  и  всю  жизнь  с  каждым  сердца  биением.

 

Научи  Ты  меня  соблюдать  лишь  Твою  Милосердную  волю,

Научи  никогда  не  роптать  на  свою  Милосердную  долю.

Научи  меня,  Боже,  скорбеть  о  моих  пред  тобой  согрешениях,

В  молитвах,  в  святых  песнопениях  о  несчастных  душою  скорбеть.

Всех,  которых  пришел  искупить  Ты  Своею  Пречистою  кровью,

Бескорыстной  глубокой  любовью  научи  меня,  Боже,  любить.