Образовательная программа "Азбука здоровья"
рабочая программа (1 класс) по теме

Байчурина  Людмила Павловна

Образовательная программа "Азбука здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_azbuka_zdorovya.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

              Автор: Байчурина Людмила Павловна, учитель нач. классов

              МОУ СОШ №4 г. Оленегорск

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет

Срок реализации: 1 год

г. Оленегорск

2011 год

Пояснительная записка

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит?  Взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. кроме того, у самих взрослых не сформирована культура здоровья и они не придают этому серьёзного значения в воспитании детей..

         Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс.

Занятия проводятся в форме эвристической беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума. Обязательным этапом занятий является ресурсный круг /приветствие, дающее эмоциональный заряд/.

Цели данной программы:

формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.

Задачи:          

  1. формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  2. формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
  3. заложить предпосылки для формирования основ здорового образа жизни;
  4. расширение коммуникативных способностей детей.

Необходимым звеном в организации воспитания  здорового образа жизни в условиях школы является как урок, так и  внеклассная работа, включающая мероприятия данной  направленности.

Важным аспектом оздоравливания учебного процесса является использование в нём активных форм обучения организации игровой деятельности, спортивных праздников с привлечением родителей.

Программа составлена на основе следующих документов:

  1. Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. - М.: Дрофа, 2007;
  2. Сборник нормативных документов. Начальная школа.  Примерные программы для начальной школы. – М.: Дрофа, 2008.

Программа является модифицированной и имеет общеразвивающую направленность.

Проанализировав программы по окружающему миру,  (авторы: А. А.Плешаков, О. Т. Поглазова,В. Д. Шилин,  Н. Ф. Виноградова, ), ОбЖ   

 ( авторы: А. А. Усачёв, А. И. Березин),  в которых закладываются знания в области здоровья,  и разработан мной данный курс таким образом, чтобы он позволял   дополнять их и расширять представления детей об окружающем мире с позиции здоровьесбережения.

        Программа решает современные образовательные задачи с учетом запроса будущего. Основные принципы этой работы:

- принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность;

- принцип целостного представления о мире тесно связан с дидактическим методом научности. Он предполагает личностное отношение обучающихся к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности;

- принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения;

- принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

- принцип вариативности предполагает понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов;

- принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретения ими собственного опыта творческой деятельности.

Программа факультативного курса «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся в возрасте 6-7 лет и рассчитана на 1 год (66 часов). Занятия проводятся всем составом 2 раза в неделю по 1 часу.

  Программа  данного курса ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через  сотрудничество семьи и школы.

Программа ориентирует обучающихся на дополнительное образование, позволяет расширить кругозор, активно развивать познавательные психологические процессы, дает возможность построить работу с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные способности.

Формы и методы обучения

В учебно-воспитательном процессе используются различные формы занятий: традиционные, индивидуальные, комбинированные и практические занятия; работа в парах; лекции, игры, праздники, экскурсии, выпуск стенгазет и бюллетеней, конкурсы, соревнования и другие. 

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  1. исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  1. В результате обучения по данной программе  у обучающиеся

к концу 1-го класса у  учащихся

 должны  быть сформированы следующие представления:

  1. что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;

знать

  1. части своего тела и их функции;
  2. правила поведения в природе;
  3. что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
  4. что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  5. знать правила хорошего тона;
  6. способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
  7. правила для слушающего;
  8. правила для собеседников;
  9. гигиенические требования к организации сна;
  10. культуру питания;
  11. правила гигиены полости рта;
  12. сформировать полезные привычки; 
  13. знать коллективные игры .
  14. Учащиеся должны уметь:
  1. составить свой режим дня;
  1. использовать в своей речи вежливые слова;
  2. соблюдать правила поведения в школе;
  3. слушать и слышать;
  4. принимать участие в организации подвижных игр;
  5. выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
  6. выполнять правила поведения за столом во время еды;
  7. обладать навыками самоконтроля.

Контроль над освоением программы осуществляется в ходе опроса, дидактических игр, тестирования, выполнения творческих, исследовательских и практических работ.

Методическое обеспечение:

- специальная и учебная литература;

- учебные презентации.

Материально-техническое обеспечение:

- учебный класс;

- цветные бумага и картон, клей, ножницы, краски, ватман;

- мультимедийное оборудование;

- компьютер.

Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Цели и задачи курса. План работы на год. Техника безопасности на занятиях.

1

1

-

1.

Уроки  Мойдодыра

21

10

11

2.

Уроки Айболита

21

7

14

3.

Уроки Знайки

22

4

18

Заключительное занятие

1

-

1

Итого:

66

22

44

Содержание программы


п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Цели и задачи курса. План работы на год. Техника безопасности на занятиях

1

1

-

1.

Уроки  Мойдодыра

21

10

11

1.1

Путешествие начинается.

Чистота-залог здоровья.

1

1

-

1.2

Умывание и купание.

1

-

1

1.3

Уход за руками и ногами.

1

-

1

1.4

Забота о коже.

1

1

-

1.5

Слух. Гигиена слуха.

1

1

-

1.6

Гигиена зрения. Гимнастика для глаз.

1

-

1

1.7

Правила просмотра телепередач и работы на компьютере.

1

1

-

1.8

Обоняние. Гигиена носа.

1

1

-

1.9

Красивая осанка-основа здоровья.

1

1

-

1.10

Для чего нужны зубы?  Уход за зубами.

1

-

1

1.11

Смена молочных зубов. Жевательная резинка.

1

1

-

1.12

Экскурсия в  школьный стоматологический  кабинет.

Диагностика полости рта.

1

-

1

1.13

Как следует питаться. Вредные продукты.

1

1

-

1.14

Витамины и их значение в жизни человека.

1

1

-

1.15

Практическое занятие в столовой. Культура приёма пищи.

1

-

1

1.16

Сон. Его польза.

1

1

-

1.17

Закаливание. Простейшие правила.

1

-

1

1.18

Режим дня.  Как всё успевать?

1

-

1

1.19

Занятие-праздник «Режиму дня – мы друзья»

1

-

1

1.20

Игра по группам «Чистота вокруг нас»

1

-

1

1.21

Занятие-игра «В гостях у Мойдодыра»

1

-

1

2.

Уроки Айболита 

21

7

14

2.1

Что такое здоровье? Что значит быть здоровым?

1

1

-

2.2

Я и моё здоровье.  Двигательная активность.

1

-

1

2.3

Психическое( душевное ) здоровье. Улыбка. Эмоции человека и его здоровье.

1

-

1

2.4

 Что такое болезнь? Почему мы болеем?

1

-

1

2.5

Кто нас лечит. Встреча с врачами узких специальностей.

1

1

-

2.6

Экскурсия в  школьный медкабинет. Встреча со школьным медицинским работником.

1

1

-

2.7

Всё о лекарствах. Экскурсия в аптеку.

1

-

1

2.8

Болезни грязных рук.

1

-

1

2.9

Прививки и болезни. Выпуск стенгазеты.

1

-

1

2.10

Грипп .Как не заболеть.

1

-

1

2.11

Занятие –игра «Безопасность при любой погоде.»

1

-

1

2.12

Отравления и как их избежать.

1

1

-

2.13

Правила обращения с огнём. Экскурсия в пожарную часть.

1

-

1

2.14

Предостережения  при обращении с животными. Знакомство с профессией ветеринара.

1

1

-

2.15

Правила поведения в школе на переменах. Подвижные игры.

1

-

1

2.16

Утренняя зарядка. Разучивание комплексов.

1

-

1

2.17

Школьная обувь. Правильный выбор.

1

1

-

2.18

Школьный ранец. Каким он должен быть.

1

-

1

2.19

Чистота помещений. Организация дежурства в классе.

1

-

1

2.20

Твоя семья.. Взаимопомощь в семье. Обязанности членов семьи.

1

1

-

2.21

Коммуникативные навыки и умения.

Правила хорошего тона.

1

-

1

3.

Уроки Знайки

22

4

18

3.1

Человек- часть природы Моё место в природе.

1

-

1

3.2

Экскурсия в природу. Игра

 « Пантомима  » (изображение животных)

1

-

1

3.3

Взаимодействие  человека с  природой.

1

1

-

3.4

Влияние  загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

1

1

-

3.5

Как устроен человек. Основные части тела. Рисуем  себя.

1

-

1

3.6

Двигательная система человека.

1

-

1

3.7

Растяжения, вывихи, ушибы и первая помощь.

1

-

1

3.8

Занятие-игра «Полезные и вредные привычки»

1

-

1

3.9

Дыхательная система. Чихание и икота.

1

-

1

3.10

Аллергия. Виды и лечение.

1

1

-

3.11

Кровеносная система. Как работает сердце. Первая помощь при кровотечении.

1

-

1

3.12

Мозг и нервы. Самомассаж.

1

-

1

3.13

Иммунитет. Как его повысить.

1

1

-

3.14

Влияние занятий спортом и физкультурой на здоровье.

 «Весёлые старты»

1

-

1

3.15

Необходимость отдыха и развлечений для здоровья. Конкурс фотографий «Отдыхаем всей семьёй»

1

-

1

3.16

Презентация  проекта: « Папа, мама и я – спортивная семья».

1

-

1

3.17

Занятие-путешествие «В стране  невыученных уроков»

1

-

1

3.18

Занятие-КВН «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

1

-

1

3.19

Занятие-игра «От утренней зарядки  до спортивных побед»

1

-

1

3.20

Занятие-ролевая игра «В гостях у Знайки»»

1

-

1

3.21

Занятие-игра «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

1

-

1

3.22

Праздник «Я выбираю здоровье»

1

-

1

Заключительное занятие

1

-

1

Список литературы для педагога:

  1. Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
  2. Алфёрова В. П. Как вырастить здорового ребёнка. Л., 1991.
  3. Андреев В. И. Тест - анкета для изучения ориентации на здоровый образ жизни. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, эдоровьесберегающего обучения. Казань 2000.
  4. Беринич И., Белоусова О.Е. «Вредным привычкам – нет!» – Биол. В школе, 2004, № 7

  1. Братусь Б. С. Аномалии личности .М.1988
  2. Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
  3. Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
  4. Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
  5. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
  6.  Зяблова Е.В. Курить или не курить? – Хим. В школе, 2002, №7
  7. Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
  8. Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
  9. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Латохина Л. И. Творим здоровье для души и тела. – СПб., 1997.
  11. « Мониторинг здоровья и здорового образа  жизни детей». Методические разработки ОЦДЮТ 200-2001
  12. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
  13. Сетко Н. П., Абзалилова Н. Н.. Влияние факторов антропогенного загрязнения окружающей среды на детский организм / Международный   медицинский конгресс «Экология и здоровье населения» Сочи 1998
  14. Соловьев А.Л. Навыки жизни. М., 2000
  15. Феофанов В. Н. Мотивация детей на здоровый образ жизни./Медико- педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников) Оренбург, 2001.
  16. Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 200
  17. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М. П., 1986

Программу составила: Байчурина Л.П. учитель нач. классов МОУ СОШ №4 г. Оленегорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"

Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...

Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека,  представление о функциональном назначении...

Образовательная программа."Здоровье". Авторская разработка.

Образовательная программа «Здоровье» составлена  заместителем директора по здоровью.Одна из основных потребностей современного общества заключается в новой организации образовательного про...

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...

КОНСПЕКТ Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания (образовательная область Здоровье)

Задачи: дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает воздух. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута» и воздух свежий.Выделять роль комна...