Программа кружка "Мир профессий" 3 класс
элективный курс (3 класс) по теме

Полонская Елена Владимировна

Программа кружка "Мир профессий" 3 класс. Основана на проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_professiy_3_klass_2012-2013.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Мир профессий»

Общеинтеллектуальное направление

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. (Издательство «БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г.).

О множестве профессий школьники  практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий  начинается в начальной школе.

Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности начального  общего образования.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: 

  1. познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  2. организовать последовательную деятельность в рамках отношения «Я и мир профессии взрослых людей»;
  3. формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии, различных сферах человеческой деятельности;
  4. развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
  5. воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к современным профессиям;
  6. формировать активную жизненную позицию.

Содержание   определяется возрастными особенностями младших школьников. Программа курса предназначена для обучающихся 3 класса.

Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Основной метод изучения материала – метод учебного проекта.

Типология проектов в курсе «Мир профессий»

  1. Исследовательский проект
  2. Информационный проект
  3. Творческий проект
  4. Ролевой проект

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный.
  2. Организационный:
  1. Актуализация знаний.
  2. Плановые работы.
  3. Исследовательская деятельность.
  4. Результаты и выводы
  5. Представление готового продукта.
  6. Оценка процессов и результатов работы.

Организованные виды совместной деятельности:

  1. экскурсии;
  2. чтение литературы;
  3. просмотр фильмов;
  4. поисковая деятельность;
  5. исследовательская деятельность;
  6. беседы с представителями различных профессий;
  7. ролевые игры;
  8. дидактические игры;
  9. работа с семьей;
  10. праздники;
  11. изобразительная деятельность;
  12. создание книг-самоделок.

Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
  1. что я знаю об этой профессии;
  2. что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  3. какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  4. что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
  1. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с             рассматриваемой способностью и профессией.
  2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Объем программы:

 На  реализацию курса «Мир профессий» в  3  классе  отводится  34 ч  в год  (1  час в  неделю).

Ожидаемые результаты прохождения курса

Личностные результаты изучения курса «Мир профеесий»

У ученика будут сформированы:

  1. положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  2. осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  3. умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У ученика могут быть сформированы:

  1. стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  2. стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  1. организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
  2. принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  3. планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  4. действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
  5. контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  6. оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик  получит возможность научиться:

  1. оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  2. ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
  3. проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  1. адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  1. осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  2. осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  3. понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  4. применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  5. наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
  6. использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
  7. осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик  получит возможность научиться:

  1. сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
  2. обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
  3. дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
  4. осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  2. аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
  3. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  4. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик  получит возможность научиться:

  1. оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
  2. планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
  3. проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  4. уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
  5. участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Мир профессий» младший школьник должен

Знать:

  1. Основные сферы профессиональной деятельности человека;
  2. Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
  3. Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
  4. Основные приемы выполнения учебных проектов.

Уметь:

  1. Оперировать основными понятиями и категориями;
  2. Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
  3. Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
  4. Выполнять учебные проекты.

Учебно-тематический план (34 ч)

Раздел

Учебная тема

Количество часов

«Человек-человек»

Наше питание

3

Формирование здорового образа жизни

5

«Человек-природа»

Мы – часть природы

2

Знакомство с растительным и животным миром

2

«Красная книга». Проблемы экологии

4

«Человек-техника»

Знакомство с профессиями

2

Предприятия нашего края

2

«Дневник путешествия с Самоделкиным»

4

«Человек-художественный образ»

Что такое архитектура?»

2

Знакомство с новостройками района

1

Знакомство с достопримечательностями района и области

5

Зачет

Презентация результатов работы

2

Всего

34

Содержание и поурочно-тематическое планирование курса в 3 «А классе

Дата

№ п\п

Тема занятия

Этап работы над проектом

«Наше питание»

03.09

1

Развивающее занятие: «повар».

Выбор темы

10.09

2

Познавательная игра «Русская хозяюшка».

17.09

3

Урок-аукцион «Скатерть-самобранка».

«Формирование здорового образа жизни»

24.09

4

Экскурсия в кондитерский цех.

Сбор и структурирование информации

01.10

5

Экскурсия в школьную столовую.

08.10

6

Пробуем себя в роли кулинаров.

Подготовка и презентация информационного проекта «Книга кулинарных рецептов»

15.10

7

Презентация проекта «Осенние посиделки».

22.10

8

Презентация проекта «Осенние посиделки».

«Мы – часть природы»

29.10

9

Развивающее занятие «Сказочный мир подводного царства».

Выбор темы

12.11

10

Развивающее занятие «По заповедным местам Кавказа»

«Знакомство с растительным и животным миром»

19.11

11

Экскурсия по родному краю.

26.11

12

Экскурсия в поселковую библиотеку.

«Красная книга». Проблемы экологии»

03.12

13

КТД «Мой четвероногий друг».

Подготовка и презентация информационного проекта «Мой четвероногий друг»

10.12

14

КТД «Мой четвероногий друг».

17.12

15

Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы».

24.12

16

Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы».

Знакомство с профессиями типа «человек-техника»

14.01

17

Развивающее занятие «Профессия водителя»

Выбор темы

21.01

18

Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени»

Предприятия нашего края

28.01

19

Экскурсия на птицефабрику.

04.02

20

Экскурсия на кирпичный завод.

«Дневник путешествия с Самоделкиным»

11.02

21

КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель).

Подготовка и презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиным»

18.02

22

КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель).

25.02

23

Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века».

04.03

24

Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века».

Что такое архитектура?

11.03

25

Развивающее занятие «профессия строителя».

Выбор темы

18.03

26

Викторина «Мой край».

Знакомство с новостройками района

01.04

27

Экскурсия на стройку.

Сбор и структурирование информации

Знакомство с достопримечательностями района и области

08.04

28

Урок-путешествие «Октябрьский район – мой край родной».

Подготовка и презентация творческого проекта «Город будущего»

15.04

29

Урок-путешествие «Достопримечательности Ростовской области».

22.04

30

КТД Макет «Город будущего».

29.04

31

КТД Макет «Город будущего».

06.05

32

Презентация проекта «Город будущего».

Презентация результатов работы

13.05

33

Праздник «Парад профессии».

Презентация творческих проектов

20.05

34

Зачетный урок «Страна, в которой я живу».

Содержание и поурочно-тематическое планирование курса в 3 «Б классе

Дата

№ п\п

Тема занятия

Этап работы над проектом

«Наше питание»

06.09

1

Развивающее занятие: «повар».

Выбор темы

13.09

2

Познавательная игра «Русская хозяюшка».

20.09

3

Урок-аукцион «Скатерть-самобранка».

«Формирование здорового образа жизни»

27.09

4

Экскурсия в кондитерский цех.

Сбор и структурирование информации

04.10

5

Экскурсия в школьную столовую.

11.10

6

Пробуем себя в роли кулинаров.

Подготовка и презентация информационного проекта «Книга кулинарных рецептов»

18.10

7

Презентация проекта «Осенние посиделки».

25.10

8

Презентация проекта «Осенние посиделки».

«Мы – часть природы»

08.11

9

Развивающее занятие «Сказочный мир подводного царства».

Выбор темы

15.11

10

Развивающее занятие «По заповедным местам Кавказа»

«Знакомство с растительным и животным миром»

22.11

11

Экскурсия по родному краю.

29.11

12

Экскурсия в поселковую библиотеку.

«Красная книга». Проблемы экологии»

06.12

13

КТД «Мой четвероногий друг».

Подготовка и презентация информационного проекта «Мой четвероногий друг»

13.12

14

КТД «Мой четвероногий друг».

20.12

15

Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы».

27.12

16

Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников природы».

Знакомство с профессиями типа «человек-техника»

10.01

17

Развивающее занятие «Профессия водителя»

Выбор темы

17.01

18

Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени»

Предприятия нашего края

24.01

19

Экскурсия на птицефабрику.

31.01

20

Экскурсия на кирпичный завод.

«Дневник путешествия с Самоделкиным»

07.02

21

КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель).

Подготовка и презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиным»

14.02

22

КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель).

21.02

23

Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века».

28.02

24

Торжественная церемония награждения «Мастеренок 21 века».

Что такое архитектура?

07.03

25

Развивающее занятие «профессия строителя».

Выбор темы

14.03

26

Викторина «Мой край».

Знакомство с новостройками района

21.03

27

Экскурсия на стройку.

Сбор и структурирование информации

Знакомство с достопримечательностями района и области

04.04

28

Урок-путешествие «Октябрьский район – мой край родной».

Подготовка и презентация творческого проекта «Город будущего»

11.04

29

Урок-путешествие «Достопримечательности Ростовской области».

18.04

30

КТД Макет «Город будущего».

25.04

31

КТД Макет «Город будущего».

02.05

32

Презентация проекта «Город будущего».

Презентация результатов работы

16.05

33

Праздник «Парад профессии».

Презентация творческих проектов

23.05

34

Зачетный урок «Страна, в которой я живу».

Используемая литература:

  1. Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Кассные часы, игры, конкурсы. 1-4 классы: Волгоград, 2009 г.
  2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008 г
  3. Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В. /: Москва, «Гардарика» 1998г.
  4. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  5. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  6. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.: Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
  7. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»: Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...