Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс предназначена для учителей начальных классов, а так же воспитателям группы продлённого дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39 им. П.Н.Самусенко»

Утверждено: Приказ №        от   «__»_________   2013 г. 

Директор  

_________  /Л.П.Сусорева /

ФИО

Согласовано: Заместитель директора по УВР ____________/Л.В. Селюгина/

ФИО

Рассмотрено на заседании

Протокол №    от   «__»_______   2013 г. 

Руководитель ШМО ______/Давыдова И.В. /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир оригами»

для обучающихся 3 Б класса

Разработала: Глеба Наталья Вячеславовна

учитель начальных классов,

вторая квалификационная категория

                         

     

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                     

                     

2013 год

Пояснительная записка

                                                                                    Таинственный мир превращения бумаги.

                                                                                    Здесь все чародеи, волшебники, маги.

                                                                                    Творят они сказки своими руками.

                                                                                     И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

Данная программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематический план, содержание учебного предмета, средства контроля и график контрольных работ, список литературы.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

• Воспитывать интерес к искусству оригами.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Название, автор и год издания конкретной программы, на основе которой разработана рабочая программа

Данная программа разработана на основе авторской программы: «Волшебный мир оригами» Гребенюковой О.В.

Количество учебных часов, в том числе количество часов для проведения контрольных работ, экскурсий, проектов

Программа рассчитана на учащихся 3 классов. Количество часов в учебном году – 34 -1 раз в неделю. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 8 лет.

Содержание программы соответствует учебному плану. Разработана для учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе

Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

• «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

• «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по пятибалльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им Требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

      Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн, характеристики  движения   (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

          Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  

.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы внеурочной деятельности.

          Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по кружку «Волшебный мир оригами»

        уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

        понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

        сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

        сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

        овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

        умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

        умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

        овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

        овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

        использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

        умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

        умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

         Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

        знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

        понимание образной природы искусства;

        эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

        применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

        способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

        умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;  

        способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

        умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

        освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

        умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

         Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС  отражают:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Перед учащимися ставятся цели и задачи внеурочной деятельности. В тексте каждой темы используются условные знаки, рубрики, конкретные инструкции намечают основное направления поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

В ходе работы над темами  учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций  в дополнительных и вспомогательных источниках необходимую информацию, производят сопоставления, делают умозаключения, решают проблемы творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Достижению этого результата служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд.

Тематический план   (34часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

0,5

0,5

2.

Диагностика обученности учащихся

0,5

0,5

3.

Чудесные превращения бумажного листа

7

7

4.

Модульное оригами

0,5

6,5

7

5.

Оригами на праздничном столе

4

4

6.

Валентинки из оригами

1

1

7.

Объёмные цветы к празднику 8 Марта

2

2

8.

Оригами - почта!

2

2

9.

Базовая форма «Дом»

4

4

10.

Впереди – лето!

5

5

11.

Итоговое занятие

0,5

0,5

1

ИТОГО:

1,5

24,5

34

Содержание (34 часа)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Кол-во час

Да та

По факту

Деятельность учащихся

Формирование   УУД

1

Вводное занятие

1 ч.

История развития искусства оригами.

Входная диагностика.

Познавательные: - формулирование познавательной цели;- поиск и выделение информации;

Личностные: - мотивация учения;

Коммуникативные: -построение речевых высказываний;

Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование;

2

Чудесные превращения бумажного листа

7 ч.

Закладки.

Коробки.

Изготовление и оформление подарков.

Познавательные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем; - творческого и поискового характера;

Личностные: - мотивация учения;

Коммуникативные: -построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование;

3

Модульное оригами

7ч.

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.  

Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

Познавательные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - моделирование; - знаково-символические;

Личностные: - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные: -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные: - целеполагание; - контроль и коррекция; - волевая саморегуляция;

4.

Оригами на праздничном столе

4ч.

Правила этикета.

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Познавательные : - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - анализ и синтез;

Личностные: - мотивация учения;

Коммуникативные: -построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование;

5.

Валентинки из оригами

1 ч.

Изготовление валентинок.

6.

Цветы к празднику 8 Марта

2 ч.

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

7.

Оригами – почта

2 ч.

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).

8.

Базовая форма «Дом»

4 ч.

Знакомство с новой базовой формой.

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

Познавательные: - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные: - постановка вопросов; - оценка действий партнера;

Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;

Личностные: - нравственно- этическое оценивание;

9.

Впереди – лето!

5 ч.

Складывание самолетов и истребителей.

Летные соревнования моделей.

10.

Итоговое занятие

1 ч.

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами 

Познавательные: - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

Регулятивные: - целеполагание; - оценка;

Личностные: - самоопределение;

Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы по данному курсу не предусмотрены.

Список литературы для учителя

Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2006.

Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю.  Игрушки из бумаги [Текст]   /     Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 2009.

Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой     [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2003.

Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты      [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2007

Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами      [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 2009

Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение.    Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.

Долженко,  Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.-  Ярославль: Академия холдинг, 2007.

Коротеев,  И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 2007

Сержантова,  Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]:  книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2008

Сержантова,  Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]:  книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2007

Соколова,  С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/  С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007

Соколова,  С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/             С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2005

Соколова,  С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/             С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2009

Список литературы для обучающихся

1.    Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]:  экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 2009.

2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс

Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1класс

Курс Очумелые ручки «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность ...

рабочая программа по внеурочной деятельности " Оригами" для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами"

Данный курс предусматривает занятия по изобразительной и художественной деятельности с детьми младшего школьного возраста. В основу каждого занятия положено использование нетрадиционной техники работы...