Внеурочная деятельность "Юный исследователь"
материал (1 класс) на тему

Программа «Юный исследователь» предназначен для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-2 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию , мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальный район «Горный улус» РС(Я)

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маганинская СОШ им.С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»

СОГЛАСОВАНО:                                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

Экспертный совет                                                                                 Зам.директора по УВР:

МБОУ ДПОП НИМЦ:                                                                          

___________________                                                                          ___________________

«___»___________2012г.                                                                             /Осипова М.И./

Программа внеурочной деятельности

по  направлению проектной деятельности

«Юный исследователь»

2012 – 2013 учебный год

                                                                                             

                                                                                            Учитель начальных классов:

                                                                                                 Васильева Нюрбина Ивановна

с.Орто-Сурт, 2012г.

Пояснительная записка

     Программа «Юный исследователь» предназначен для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-2 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию , мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

     Программа рассчитана на 67 часов.

Педагогическая целесообразность: данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к  организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,  планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных  характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Юный исследователь» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам и в индивидуальном темпе.

     Актуальность   программы обусловлена тем, что особое значение приобретает деятельность по освоению  социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени  детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные  направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных  видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Юного исследователя», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных,  социальных и духовных  потребностей, т.к. цели  и задачи  исследовательской деятельности учащихся определяются  как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность  обучающихся в рамках реализации данной программы  направлена не только на развитие их способностей , но и на создание продукта. Имеющего  значимость  для  других, и этим данная программа отличается от имеющихся. Исследовательская деятельность учащихся в рамках  программы организуется  таким образом,  чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с группами  одноклассников, учителей и т.д.   В рамках программы обеспечено сочетание  различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет  для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр  возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-8 лет.

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.

Задачи программы:

- Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

- Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для  

  Проведения самостоятельных исследований.

- Φормирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков

   исследовательского поиска.

- Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими

  Людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

Содержание программы представлено 4 сквозными модулями: «Познавательные процессы», «Исследовательские умения», «Коллективное творчество», «Наблюдения, опыты и эксперименты».

Задачи программы по модулям:

Модуль 1. «Познавательные процессы»:

- совершенствование познавательных процессов;

- развитие познавательной сферы;

Модуль 2 «Исследовательские умения»:

- обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;

- формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;

Модуль 3 «Коллективное творчество»:

- развитие у детей способностей творчески работать в коллективе;

Модуль 4 «Наблюдения, опыты и эксперименты»:

- формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;

- формирование и развитие умений экспериментировать;

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса

«Юный исследователь» в 1-2 классе

Познавательные УУД:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
  • Классификация объектов;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • Понимание о принятии учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • Основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Личностные УУД:

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание  своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему  способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению -  приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

     Воспитательные результаты программы представлены в трех уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьников опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьников опыта  самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 2 занятия в неделю с продолжительностью 35 минут – 1 класс, 45 минут – 2 класс каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другое.  В каникулярное время проводятся, по мере  необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятеьность обучающихся.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьников социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с  разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьников опыта самостоятельного  социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида  общения к другому; опыт индивидуальной  самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами  в открытой  общественной среде; опыт самоорганизации.

Φормы подведения итогов реализации программы:

Модули

Φорма предъявления результата

Φорма контроля

Инструмент для оценки

Познавательные процессы

Общественный смотр достижений

Батарея тестов

Психологические тесты

Исследовательские умения

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию.

Мониторинг исследовательских умений

Критерии написания исследования

Коллективное творчество

Коллективная творческая работа

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

Наблюдения, опыты и эксперименты

Отчет о проведении опыта. Протокол эксперимента

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

         

Учебно-тематический план в 1 классе

Наблюдение модулей и тем

Количество часов

Теоретич./практич.

Дата

Познавательные процессы

1

Включи память!

1

п

2

Секрет порядка

1

п

3-4

Стань лучшим!

2

п

5

В гости к пчелам

1

п

6

Полцарства за ковер!

1

п

7

Следопыты на месте не сидят!

1

п

8

Шпионы опять шпионят

1

п

9

К настоящим волшебникам

1

п

Исследовательские умения  

1

Что такое исследование

1

т

2

Наблюдение  и наблюдательность

1

т,п.

3

Острый взгляд

1

т,п

4

Что такое эксперимент

1

т

5

Экспериментирование

1

п

6

Гипотезы и провокационные идеи

1

т,п

7

Учимся вырабатывать гипотезы

1

п

Коллективное творчество

1

Игра «Зоопарк»

1

П

2

Игра «Подготовка к состязаниям»

1

П

3

Игра «Гуляющие цыплята»

1

П

4

Игра «Пиктографическое письмо»

1

П

5

Игра «Сочинение рассказов»

1

П

6

Игра «Фабрика игрушек»

1

П

7

Игра «Наша любимая сказка»

1

П

8

Игра «Сказочный поезд»

1

П

9

Игра «Подводное царство»

1

П

Наблюдения, опыты и эксперименты

1

Опыт «Бездонный бокал»

1

Т,п

2

Опыты «На что способен наш мозг»

1

Т,п

3

Опыт «Надорванная полоска»

1

Т,п

4

Опыт «Почему не выливается»

1

Т,п

5

Опыт «Вареное и крутое яйцо»

1

Т,п

6

Опыт «Лимон надувает воздушный шар»

1

Т,п

7

Опыт «Может ли кипеть холодная вода»

1

Т,п

8

Резервный урок

1

П

Итого

33 часа

Учебно-тематический план во 2 классе

Наблюдение модулей и тем

Количество часов

Теоретич/практич.

Ауд/з

Неауд/з

Дата

план

факт

Познавательные процессы

1

Задания для агента 007

1

п

1

2

Верни все на свои места

1

п

1

3

Раз словечко, два словечко

1

п

1

4

Все в Цифропарк!

1

п

1

5

В стране вымышляндии.

1

п

1

6

Наколдуй себе сказку!

1

п

1

7

Фокусы с числами и буквами

1

п

1

8

Черные и белые

1

п

1

9

В стране Звуков и Цветов

1

п

1

Исследовательские умения

1

Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя.

1

т

1

2

Методы исследования.

1

Т,п

1

3

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов

1

1

4

Учимся работать с книгой

1

п

1

5

Учимся работать с научным текстом

1

Т,п

1

6

Учимся работать с научно-познавательной литературой

1

Т,п

1

7

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса

1

п

1

Самостоятельная исследовательская практика

1

Мини-курс «Тайны великих открытий»

1

Т,п

1

2

Мини-курс «Тайны великих открытий»

1

Т,п

1

3

Мини-курс «К царице всех наук»

1

т

1

4

Мини-курс «Там на неведомых дорожках»

1

т

1

5

«От древнего человека до наших дней»

1

т

1

6

Учимся работать с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования

1

п

1

7

Учимся работать с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов исследования

1

п

1

8

Как подготовить защиту исследовательской работы

1

п

1

9

Презентация результатов исследования

1

п

1

10

Научно-практическая конференция младших школьников

1

п

1

Наблюдения, опыты и эксперименты

1

Опыт «Невидимые чернила»

1

Т,п

1

2

Опыты «Картофельные штампы»

1

Т,п

1

3

Опыт «Как проткнуть воздушный

1

Т,п

1

4

Опыт «Пуговица – погремушка»

1

Т,п

1

5

Опыт «Цветы лотоса»

1

Т,п

1

6

Опыт «Как выйти сухим из воды»

1

Т,п

1

7

Опыт «Чудесные спички»

1

Т,п

1

8

Резервный урок

1

п

1

Итого

34

12

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность

Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....

планирование работы по внеурочной деятельности объединения "Я - исследователь"

Ктп  по работе объединения "Я - исследователь" в начальных классах...