Проект: "Каша - пища наша"
проект (4 класс) на тему
Цель проекта: формировать представление детей о каше, как о полезном продукте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kasha_-_pishcha_nasha_.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Новоаннинская основная общеобразовательная школа №2
Проект.
Тема:
"Каша - пища наша"
Участники проекта 4 класс
Руководитель: Провоторова В.П.
2010 год
2
Информационная карта
Реализации, какой части программы посвящена работа «Разговор о правильном питании».
Возраст учащихся 10-11 лет
Название конкурсной работы. Проект. Тема «Каша-пища наша»
Где была реализована конкурсная работа. Внеклассная работа
Цель проекта: Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте.
Задачи:
1. Научить получать теоретические знания и использовать их на практике.
2. Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья.
3. Приобретать навыки ведения проектной деятельности.
4. Приобретать навыки поисковой деятельности.
Степень новизна опыта:(проблемно- исследовательский.).
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- интервью;
- интернет
3
Проект. Тема «Каша-пища наша»
Тип проекта: исследовательский
Тип проекта по предметной области: внепредметный
Тип проекта по форме: коллективный
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный
Продукт: Книга рецептов
Презентация
Актуальность проекта
Как часто мы, недооценивая роль правильного питания, готовим пищу наспех, не придаём значения подбору продуктов и блюд, перекусываем только бутербродами, а потом сетуем на недомогания и болезни.
Особенно непростительно такое к питанию ребёнка. Именно в детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания.
Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. На протяжении первых лет жизни формируется структура и совершенствуется функция нервной, костно-мышечной, сердечнососудистой, эндокринной и других жизненно важных систем. В связи с этим организм ребёнка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах - источника пластического материала и энергии.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления в росте, расстройство пищеварения.
В наше время - время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темп жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
Наблюдая за питанием учащихся в школе, проведя анкетирование среди учащихся 2-4 классов (опрощено 42), выяснили, что не все учащиеся правильно понимают значимость и полезность каши.
Проанализировав результаты анкетирования, пришли к выводу, что необходимо сориентировать детей на полезность, важность и необходимость употребления каши в своем рационе.
В связи с этим нами была выбрана тема работы "Каша - пища наша" как средство формирования представления детей о каше, как о полезном продукте.
4
База исследования:
происходит в рамках образовательного учреждения Новоаннинской основной общеобразовательной школы № 2 обучающимися 2- 4 класса, при взаимодействии родителей.
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап (погружение в проект):
- выбор темы и её конкретизация (актуальность);
- определение цели и формирование задач;
- поиск источников информации и определение списка литературы;
- коррекция сроков;
- разработка проекта;
- анкетирование, обработка результатов.
II. Поисково- исследовательский этап:
- определение источников информации; консультация с библиотекарем, заведующей столовой.
- планирование способов сбора и анализа информации;
- проведение поисково-исследовательской деятельности;
- сбор и систематизация материалов.
III. Трансляционно - оформительский этап:
- оформление проекта;
- работа над текстом защиты проекта;
- предзащита проекта
IV. Рефлексивно-оценочный этап
План выступления группы.
- Мы искали ответ на следующий проблемный вопрос …
- Для доказательства или опровержения нашей гипотезы мы провели исследование …
- На основании проведённого исследования можно сделать вывод:
- Мы написали свою книгу рецептов._____
- Нам интересно было выполнять______________________
- Больше всего понравилось задание _____ .
- Мы научились ______________________.
IV. Заключительный этап.
Защита проекта (Игра « Таинственный лабиринт».)
1. Продумывание учителем темы проекта | Создание книги рецептов |
2.Выбор возрастной категории учащихся | 4 класс |
3.Формулирование проблемных вопросов (или гипотез) учебной темы | Почему о некоторых людях говорят: “ Он мало каши ел?” Что было бы, если человек не ел кашу? Из каких круп готовят каши? Чем полезны каши? Хотите узнать какая каша самая полезная: гречневая, манная, овсяная, пшённая, рисовая? |
4.Формулирование дидактических целей проекта | Формировать критическое мышление, умение работать в команде. |
5.Формулирование методических задач | Учащиеся должны усвоить ценность каш; иметь представления о видах каш; приобрести начальные навыки исследования: уметь находить информацию, научиться отличать один вид крупы от другого; учиться взаимодействовать в команде; лаконично выступать, используя различные элементы творчества, аргументировать, анализировать свою работу. |
6. Мотивация, ведущая к выдвижению гипотез решения проблем | Все дети любят кашу? Какая каша самая полезная? Какие витамины содержатся в каше? Из каких зёрен какую крупу получают? |
7. Определение пути решения проблемы. | Надо исследовать, что дети думают о каше и узнать, какая каша самая полезная. |
8. Определение творческого названия проекта | Исследование, какие виды каш существуют, как их можно приготовить. |
9. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов | Класс делится на группы по 5 человек. Результат работы – книга рецептов. |
10. Формулирование проблемы - исследовательских вопросов (выбор темы индивидуальных исследований учащихся) | Провести исследование: 1 Что дети думают о каше; 2 Какая каша самая полезная: гречневая, манная, овсяная, пшённая, рисовая. |
11. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе | I. 1гр. – проведет исследование в классе, в школе среди ребят о том, что дети думают о каше. Для этого вам надо разработать и составить вопросы анкеты. 2гр. – готовит материал по истории происхождения круп, полезности блюд, приготовленных из этих круп. 3гр. – находит и подбирает пословицы, поговорки, загадки о каше, крупе. II. Самоанализ, обсуждение. III. Рефлексия. |
12. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав | План выступления: По 1 исследованию –провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов. По 2 исследованию – подготовить материал о ценности каш как о продукте питания По творческой работе – подобрать пословицы, загадки про каши, написать рецепты блюд. |
13. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе | В исследованиях – ребята договариваются о правилах работы в группах. Главное, чтобы каждый умел находить информацию. |
14. Самостоятельная работа групп | Исследования – учитель контролирует процесс. |
15. Подготовка учащимися результата (продукта) исследовательской работы, отчет о проделанной работе | Подготовка к защите проекта |
16. Защита полученных результатов и выводов | Книга рецептов. |
17. Оценивание результатов | Оценка коллектива. Оценка учителя. |
18. Рефлексия. | Заполняют листок рефлексии. |
7
Приложение 1
В результате исследования выяснили, где изначально произрастали зерновые растения.
Гречка.
Родина гречихи - горные районы восточной части Азиатского материка - Индия и Непал, где она и была впервые введена в культуру 4 тыс.лет назад. Из Индии она проникла в Китай и оттуда в Корею, Японию и на наш Дальний Восток. В нашей стране посевы гречихи занимают около 2млн.га
Рис
Рис - род однолетних и многолетних трав семейства мятликовых. На Земле существует около 20 видов риса. Растёт рис в тропиках Азии, Африки, Америки. Родина риса - Индия, где он появился почти 5 тысяч лет назад. В нашей стране рис выращивают на Северном Кавказе, Приморском крае и Нижнем Поволжье.
Пшено.
Впервые о пшене упоминается 5500 лет назад в китайских источниках. По своей важности занимает пятое место среди всех злаков. В настоящее время пшено широко распространено в Африке, Индии и Китае, где является массовым продуктом питания. В Европе, особенно в Восточной, эта крупа получила распространение в Средние века, еще до прихода картофеля и кукурузы.
Овсянка
Овёс - это род однолетних и многолетних трав семейства мятликовых. В мире известно около 25 видов этого семейства. Они произрастают в Евразии, Африке, Америке, Австралии. Овёс появился впервые почти 9 тысяч лет назад в Иране, Афганистане, Закавказье.
Манка
Пшеница самое первое хлебное растение, которое посеял человек. Она является ведущей зерновой культурой во многих странах Евразии, Африки, Америки, Австралии. Возделывается её около 30 видов. А известна она была почти 9 тысяч лет назад.
Из пшеницы делают манную крупу и пшеничную крупу.
8
Приложение 2
Про кашу в народе сложилось много пословиц и поговорок:
Хозяйка красна, а каша вкусна.
В семье и каша гуще.
Без каши обед не обед.
Каши сел да поел, так и ужин не нужен.
Кашку поел, словно шубку надел.
Борщ без каши вдовец, каша без борща вдова.
Где каша, там и наши, где щи да каша там и место наше.
Каши нет - щи больше лей.
Щи да каша - пища наша.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной отец родной.
Сварил бы кашу, да куры крупу расклевали.
Поживи с наше да пожуй каши.
Русского мужика без каши не накормишь.
И дурень кашу сварит, была бы крупица да водица.
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Кашу маслом не испортишь.
Каша - кормилица наша.
Горе наше гречневая каша: есть не хочется, а оставить жаль.
Не страшен мороз, что на дворе трещит, когда гречневая каша на печи стоит.
Воду жалеть и кашу не сварить.
Любо брюху, что глаза кашу видят.
Хороша кашка, да мала чашка.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
С ним каши не сваришь.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Разговорами каши не сваришь.
Кашу свари, да ещё в рот положи.
На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
Не наша еда орехи, каша наша еда.
Просо не посеешь, блин не испечёшь.
Кашу есть - зубов не надо.
Мал бывал - кашу едал, а вырос - и сухари в честь.
9
Приложение 3
Загадки
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья. (зёрнышко)
В поле - метёлкой, в мешке - жемчугом. (пшеница)
Мала малышка - золотая кубышка. (просо)
Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)
Как во поле на кургане
Стоят девушки с серьгами. (овёс)
В поле серёжки на тоненьких ножках. (овёс)
Черна, мала крошка, соберут немножко. В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)
Он на солнышке стоит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони- золотым зерном набит.(колос)
Не поле, а волнуется. (нива)
Что две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (рожь)
Лежит мужичок в золотом кафтане подпоясан, да не поясом. не поднимешь, так и не встанет. (сноп)
Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)
Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля пахотная)
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (ответ: каша)
10
Приложение 4
Почему же так полезны каши?
В результате исследования выяснили, что все крупы, из которых готовят каши, полезны, так как содержат целый набор необходимых для организма веществ: углеводов, белков, кальция, железа, магния, калия, витаминов.
Разные виды круп содержат от 65 до 77% углеводов, в том числе клетчатку; от 7 до 12% белков; до 6% жиров. В них достаточно много витаминов В1, В2, РР и минералов - фосфора, железа, калия, магния. 100 г круп дают 300-350 ккал. Калорийность готовых каш без добавления масла в несколько раз ниже, так как зерно впитывает в себя много воды. Самыми "богатыми" крупами, то есть насыщенными белками и минеральными веществами считаются рисовая, овсяная и гречневая. Победнее - пшенка, манка . Овсянка и гречка содержат очень много клетчатки, а значит витаминов группы В и минеральных веществ.
Зерновые продукты - основные источники углеводов ( преимущественно крахмала и пищевых волокон ), растительных белков, витаминов группы В, некоторых минеральных веществ. Зерновые продукты поставляют около 30% необходимой энергии для детей раннего возраста, около 40% - для детей дошкольного возраста и около 50% - для школьников ( по данным Научного центра здоровья детей РАМН ).
В соответствии с современными представлениями о "пирамиде питания" ( рекомендация ВОЗ ) более половины суточного рациона должны составлять зерновые: каши, хлебобулочные и макаронные изделия, хлопья ( мюсли ).
Все вышесказанное доказывает, что русская каша не только самый полезный из продуктов, но и может удовлетворить даже самые изысканные вкусы. Просто готовить ее, как и любое другое блюдо, нужно с хорошим настроением, любовью и фантазией.
Калорий в кашах
Каши на молоке | Белки | Жиры | Углеводы | Калории |
Гречневая | 12,6 | 3,1 | 69,3 | 336 |
Овсяная | 3,2 | 4,1 | 14,2 | 102 |
Рисовая | 2,5 | 16,6 | 3,1 | 97 |
Манная | 3,0 | 3,2 | 15,3 | 98 |
Пшенная | 4,7 | 1,1 | 26,1 | 135 |
Каши на воде | Белки | Жиры | Углеводы | Калории |
Гречневая | 3,2 | 0,8 | 17,1 | 90 |
Овсяная | 11,0 | 7,2 | 69,3 | 366 |
Рисовая | 1,5 | 0,1 | 17,4 | 78 |
Манная | 2,5 | 0,2 | 16,8 | 80 |
Пшенная | 3,0 | 0,7 | 17,0 | 90 |
11
Приложение 5
Анкетирование учащихся:
Ваша любимая каша: манная 25 49%
гречневая 14 27%
рисовая 5 10%
пшенная 2 4%
не любят каши 5 10%
Какая каша самая полезная? манная 8 19%
гречневая 12 29%
рисовая 5 12%
пшенная 8 19%
овсяная 9 21%
Как часто ты кушаешь кашу? каждый день 16 38%
раз в неделю 9 21%
раз в месяц 13 31%
не ем совсем 4 10%
Какое из предложенных блюд самое полезное: жареный картофель 5 12%
каша 36 86%
пирожное 1 2%
Какую кашу ты бы хотел, есть в школьной столовой: манную 20 57%
гречневая 12 34%
рисовая 3 9%
Приложение 6 12
Игра « Таинственный лабиринт».
Цель. Расширять знания детей о том, как тема каша освещена в фольклоре, развивать артистические способности детей, коммуникативные способности.
Оборудование. Карточки с вопросами, лист бумаги для рецепта и ручка.
Рекомендации. Игра « Таинственный лабиринт» представляет собой организационно-деятельную игру, состоящую из нескольких этапов. В игре участвуют команды по 5-6 человек. В начале игры выдаются схемы маршрутов, и каждая команда начинает движение по станциям. На каждой станции команду встречает ответственный, предлагает задание, оценивает.
Станция «Театральная».
Изобразить пантомимой:
1. Что чувствует человек, который берёт горячую кастрюлю руками.
2. Изобразить старушку, которая перебирает крупу.
Станция «Поляна народной мудрости».
Участники должны показать свои знания пословиц. Восстанови пословицу:
Щи да каша -… (пища наша.). Поживи с наше… (да пожуй каши.). Русского мужика без… (каши не накормишь.). Когда дрова горят,… (тогда и кашу варят.). Кашу маслом… (не испортишь.). Не страшен мороз, что на дворе трещит,… (когда гречневая каша на печи стоит.). Хороша кашка, …(да мала чашка.). Сам кашу заварил, …(сам и расхлёбывай.)
Станция «Волшебная лестница»
Чтобы подняться по этой волшебной лестнице, необходимо назвать десять блюд с названием каш.
Станция «Музыкальная шкатулка».
Спеть частушку.
Станция «Болото»
Перед вами «Болото», нужно его перейти, перескакивая с кочки на кочку на одной ноге. Если вы не удержались, то должны отгадать загадку.
Станция «Эстафета».
Каждый участник команды располагается на своей позиции и проходит свой этап:
1. Перебрать крупу (отделить рис и гречку).
2. Приготовить воду ( перенести ложкой воду из тарелки в стакан).
3 Накормить кашей (один участник сидит на стуле ,второй старается его накормить).
Станция «Кулинарная».
Каждая команда предлагает свой лучший рецепт каши
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Каша-пища наша"
В деятельности учащихся младших классов имеет огромную роль эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное на...
Каша - пища наша!
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся начальных классов. Цели и задачи:1.Расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление зд...
Презентация проекта " Каша - пища наша".
Презентация проекта " Каша-пища наша" выполнена учащимися в группе продлённого дня....
Исследовательский проект "Каша - мать наша".
Данный материал ориентирован на учащихся начальных классов. В работе имеются сведения о различных видах каш ( в том числе и о гурьевской), примерные вопросы для анкетирования, а также презентация....
Презентация к исследовательскому проекту "Каша - мать наша!"
Презентация содержит материал по проекту "Каша - мать наша": результаты анкетирования, виды каш, картинки различных видов каш....
Проект "Каша- пища наша" 2 класс
В проекте исследуются полезные свойства каши...
Проект "Каша - сила наша"
Проект посвящён изучению полезности традиционного блюда - каши....