Программа по развитию графо-моторных навыков у учеников находящихся на надомном обучении.
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Луковникова Галина Владимировна

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ.РАСЧИТАНА НА ГОД .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОГРАММА 39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по развитию графо-моторных навыков у учеников обучающихся на надомном обучении.

                                                                                                                                                                             

Пояснительная  записка.

Психолого-педагогическое и  углублённое дефектологическое обследование  учащихся показывают, что    значительно  отстает  у  детей  уровень  сформированности зрительно-гностических  функций,  крупной и мелкой моторики,  зрительного  слежения, зрительно-моторной координации  и    совершенно  не  сформированы  графо-моторные  навыки. Для  детей    характерно  наличие синкинезий,  тонических  движений,  слабость  мышц, неумение  рационально  распределять  мышечные усилия,  неловкость  движений, недостаточная сформированность  праксиса. Моторное недоразвитие тормозит  овладение предметными  действиями, а  значит  и  овладение ориентировкой в окружающем. Низкий уровень  развития данных  функций  наряду с  несформированностью  слуховых  и  фонематических процессов   препятствует  обучению  детей  грамоте, в частности, письму букв и цифр.  Учащиеся пишут  буквы и  цифры только по  обводке,  не  ориентируясь  в  направлении письма, не  видя строки, не  соблюдают  форму и величину  букв.  В  связи  с этим  актуальной    представляется работа по   развитию  и  коррекции  зрительного  гнозиса,  пространственной  ориентировки, ориентировки  на листе  бумаги,  формированию  зрительного  слежения,  формированию и развитию  зрительно-моторной координации. Кроме того, существенное  внимание   уделяется  развитию  мелкой моторики    кисти  ведущей  руки  посредством специальных  пальчиковых  упражнений,   систематических  графических  упражнений по  закрашиванию,  штриховке, обводке  рисунков,  контуров , линий  и  других  изображений, формированию  точности  и  целенаправленности  движений  и  действий.    Коррекционная направленность  занятий предполагает  также   работу по укреплению  моторики  рук, развитию координации  движение  пальцев.  Совершенствование работы  зрительного  и  тактильно-двигательного  анализаторов  является  необходимой предпосылкой развития   познавательной  деятельности  умственно   отсталых  учащихся.   Программой  отводится  на  коррекционные занятия по выбору  1  час  в  неделю, что  составляет  35  часов  в год.

Умения и навыки, предполагаемые  к  формированию.

- целенаправленно  выполнять действия по  инструкции педагога;

-  узнавать предметы  в реалистичном,  контурном, схематичном, зашумлённом изображении;

-  соотносить   их по  форме, величине, цвету;

- рационально  распределять мышечные  усилия при  раскрашивании  и  письме;

-  зрительно  прослеживать    в  разных направлениях, не  теряя  линии;

-  осуществлять  движения руки при  обводке и закрашивании  сверху  вниз и слева  направо и по кругу против  часовой стрелки;

- соблюдая нужное направление  воспроизводить  круги,  прямые вертикальные, горизонтальные  и  полукруглые  линии;

-  раскрашивать картинки и заштриховывать  их  не  выходя за границы контура рисунка;

- получить представления  о рабочей строке и о клетках;

- уметь  вписывать   элементы букв, буквы, бордюры в рабочую  строку;

- видеть  элементы  букв  и  их  взаимное   пространственное расположение.

Тематическое планирование ( 1  час  в неделю, 35 часов в год)

№п\п

Направление   деятельности

 Тема

Количество часов

1

Развитие      мелкой  моторики  рук.

  • Развитие  мелкой   моторики  рук.  Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.
  • Развитие навыков владения письменными принадлежностями.
  • Обводка по внешнему  и  внутреннему трафарету.
  • Развитие координации  движений руки и глаза ( мозаика,  мелкие предметы)
  • Раскрашивание.
  • Штриховка  с  трафаретом  и  без.

На  каждом  занятии  как  часть  урока.

2.

Развитие  зрительного восприятия  и  зрительной памяти.

  • Формирование  эталонов плоскостных  геометрических  фигур. Группировка предметов  и их  изображений по  форме.
  • Развитие  зрительно-гностических  функций. Узнавание предметов  в зашумлённых  изображениях.
  • Нахождение общих и отличительных признаков двух предметов. Д.И «Найди такой же»
  • Моделирование  геометрических  фигур из частей по образцу.

               

             5  

3.

 Развитие пространственного  восприятия и пространственной ориентировки.

  • Ориентировка  в  собственном теле. Нахождение правой (левой) ноги ( руки)
  • Определение расположения предметов в пространстве (справа-слева, вверху-внизу).
  • Ориентировка в помещении по инструкции педагога.
  • Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования)
  • Пространственная  ориентировка на листе  бумаги (центр, верх, низ, правая, левая  сторона).

                       

             5

4.

Формирование  зрительного слежения. Формирование графических  навыков.

  • Формирование зрительного   прослеживания в направлении  сверху вниз.  
  • Формирование зрительного   прослеживания в направлении  сверху вниз.  
  • Формирование   зрительного   прослеживания в направлении  слева  направо .  
  • Формирование   зрительного   прослеживания в направлении  слева  .
  • Формирование зрительного   прослеживания в направлении  по  кругу.  
  • Формирование зрительного   прослеживания в направлении  по  кругу.  
  • Выбор  правильного направления прослеживания (горизонтальное расположение)
  • Выбор  правильного направления прослеживания (вертикальное  расположение)
  • Выбор  правильного направления прослеживания (круговое  расположение)

   

         

        10                                  

5.

Формирование  и развитие  зрительно-моторной координации. Формирование графических  навыков.

  • Формирование зрительно- моторной   координации  при  движении  руки  в направлении  сверху вниз.  Рисование прямых  линий по  редкому   пунктиру.  «Какой  бывает дождик?»
  • Формирование зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  сверху вниз.  Рисование прямых  линий   без  пунктира.
  • Формирование   зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  слева  направо.  Обводка   по  редкому пунктиру. «Проведи  дорожку»
  • Формирование   зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  слева  направо. Рисование   без  пунктира. «Кого  чем  покормим?»
  • Формирование зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  по  кругу. Обводка   по  редкому  пунктиру (крупные  движения) . «Яблоки на ветке»
  • Формирование  зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  по  кругу.  Обводка   по  редкому  пунктиру (мелкие  движения)  «Разноцветные  шарики»
  • Формирование  зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  по  кругу. Выполнение линий  без  пунктира.  «Вишенки».
  • Формирование зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  по  овалу . Обводка   по  редкому  пунктиру (крупные  движения) . «Воздушные  шары.»
  • Формирование  зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  по  овалу.  Обводка   по  редкому  пунктиру (мелкие  движения)  «Огурцы в банке.»
  • Формирование  зрительно- моторной   координации  при  движении  руки в направлении  по  овалу.  Выполнение линий  без  пунктира. «Сливы».
  • Самостоятельный выбор направления  движения руки  при   ведении  вертикальных, горизонтальных  и  круговых  линий.
  • Обводка рисунков по контуру.
  • Графический диктант по показу.
  • Рисование  бордюров и узоров  в  тетради в линейку и в клетку.

                   

     15          

               

          35

Календарное планирование уроков.

№ урока, дата

Тема урока

Знания, умения, навыки

Материалы к уроку

Виды работ на уроке

Повторение

                                                                                                                     1   четверть.

Формирование  эталонов плоскостных  геометрических  фигур. Группировка предметов  и их  изображений по  форме.

Соотносить, узнавать, называть   плоскостные  геометрические  фигуры:  круг, квадрат, треугольник  различных  видов.

Группировать предметы и их  изображения по форме.

Геометрические  фигуры,  набор  фигур для  классификации, наборы для  конструирования.  

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.   Соотнесение и  называние геометрических  фигур.

Конструирование   из  геометрических  фигур.  Группировка предметов  по  форме. Д.и. «Найди  круглое», «Из  чего построен  дом?»

Обводка.

Цвет, форма.

Развитие  зрительно-гностических  функций. Узнавание предметов  в зашумлённых  изображениях.

Узнавать  предметы в зашумовке  по  грубым   и   тонким  дифференци-ровкам.   Группировать предметы и их  изображения по форме. Зрительно  прослеживать контурное изображение предмета.

Таблицы  картинок  с  зашумованными  изображениями, наборы  геометр. фигур  для  конструирования, д.и «Что  такой  формы?».

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением. Рассматривание  картин с опознанием  изображений.

Д.и. «Из  чего построен  этот  дом?», « Найди  квадратное».

Обводка  геометрических  фигур.

Группировка  предметов по  форме.

Узнавание

предметов в одноцветных  наложенных  изображениях.

Узнавать предметы  в одноцветных  наложенных  изображениях.

Классифицировать  геометрические фигуры по форме.

Обводить  геометрические  фигуры по внутреннему  контуру.

Таблицы  картинок  с   наложенными  одно-цветными   изобра-жениями, набор  фигур для  классификации,

д.и. «Что изменилось?».

Трафареты.

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.   Д.И. «Что  изменилось?» - на развитие зрительной  памяти. Классификация геометр. фигур по форме.  Обводка,  штриховка геометрических  фигур.

Узнавание предметов  в наложенных цветных  изображениях.

Нахождение общих и отличительных признаков двух предметов.  Д.И «Найди такой же»

Находить  общие и отличительные признаки  двух предметов.

Соотносить  форму предмета  с  геометрической фигурой.

Обводить  геометрические  фигуры по внешнему контуру.

Парные картинки    из картотеки «Найди отличия.

Карты «Что  такой  формы». Трафареты для обводки.

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.  Соотнесение предметных  изображений  с  контурными  геометрическими  фигурами.

Группировка предметов  и их  изображений по  форме.

Моделирование  геометрических  фигур из частей по образцу.

Моделировать  круг из 2, 3 частей  разной конфигурации. Классифициро-вать  геометрические фигуры по форме (  разные виды  треугольников).

Обводить  геометрические  фигуры по внешнему контуру.

Наборы «Сложи круг»,

набор  фигур для  классификации,

«Найди  отличия».

Трафареты для обводки.

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

Моделирование  круга  из  частей (2,3).

Классификация геометрических  фигур по  форме.

Д.и  «Найди  тень  этого предмета»

Обводка, штриховка.

Нахождение общих и отличительных признаков двух предметов.

Ориентировка  в  собственном теле. Нахождение правой (левой) ноги ( руки)

Ориентироваться  в  собственном теле. Находить  правую (левую) ногу

 ( руку). Удерживать и выполнять  двухступенчатую  инструкцию  учителя. Обводить  трафареты   несложной  формы по  внутреннему контуру.

Парные картинки    из картотеки «Найди от-личия. Мелкие  бусинки  для  дифференциации. Набор «Сложи круг» -3,  4  части. Трафареты для обводки.

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.   Ориентировка   в  схеме  собственного  тела. Д. упр. «Разложи  бусинки в два  пузырька».

Складывание  круга из  3, 4 частей.

Обводка  трафаретов  несложной  формы по  внутреннему контуру.

Моделирование  геометрических  фигур из частей по образцу.

Определение расположения предметов в пространстве (справа-слева, вверху-внизу).

Определять  расположение предметов в пространстве  относительно  себя.

Находить  общие и отличительные признаки  двух предметов.

Обводить  трафареты   несложной  формы по  внутреннему контуру.

Игрушки  для  практи-ческой  деятельности по их  расположению.

Парные картинки    из картотеки «Найди от-личия. Трафареты для обводки.

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением .Практическая  деятельность  с предметами  по их  пространственному расположению.

«Найди  отличия», Д.и  «Найди  тень  этого предмета»

Обводка, раскрашивание.

Нахождение общих и отличительных признаков двух предметов.

Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

Ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Удерживать и выполнять  двухступенчатую  инструкцию  учителя.

Обводить  трафареты   несложной  формы по  внутреннему контуру,  заштриховывать с трафаретом.

Набор «Сложи квадрат» - 2 части.

Трафареты для обводки.

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением. Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

Моделирование   квадрата   из  2 частей разной конфигурации.

Обводка,  штриховка с трафаретом.

Моделирование  геометрических  фигур из частей по образцу.

Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования)

Ориентироваться в линейном ряду расположения предметов, в цифровом  ряду. Моделировать  квадрат   из 2, 3 частей  разной конфигурации.

Обводить  трафареты   несложной  формы по  внутреннему контуру,  заштриховывать с трафаретом

Игрушки  для  практи-ческой  деятельности по их  расположению.

Набор «Сложи квадрат» - 2 части.

Трафареты для обводки.

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением. Ориентировка в линейном ряду: д.и. «Назови, кто  слева…» Д.И. «Что  изменилось» Моделирование   квадрата   из  2 , 3 частей разной конфигурации.

Моделирование  геометрических  фигур из частей по образцу.

                                                                                                                          2  четверть

Пространственная  ориентировка на листе  бумаги (центр, верх, низ, правая, левая  сторона).

Ориентироваться на  листе бумаги. Находить  центр (середину), верхнюю, нижнюю. правую, левую стороны . выполнять  двухступенчатую  инструкцию  педагога.

Листы бумаги,  геометрические  фигуры, картинки,  палочки  для  выклады-вания   фигур, рисованные  образцы.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Ориентировка на листе

  • Покажи, где
  • Положи  квадрат  в  середину

- Выкладывание  право-лево  ориентиро-ванных  фигур из палочек по  рисунку.

Определение расположения предметов в пространстве (справа-слева, вверху-внизу).

Формирование зрительного   прослеживания в направлении  сверху вниз.  Д.И. «Назови, нарисуй».

Называть  предметы в направлении  сверху  вниз.  Раскладывать  фигуры в заданном  направлении. Проводить  линии  в направлении  сверху  вниз.

Выполнять  штриховку в заданном направлении с использование  внешнего  контура.

Листы  на печатной основе из  альбома Иншаковой стр.      

Геометрические  фигу-ры  промежуточных  цветов. Шаблоны  для  штриховки, тетради.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

-  Ориентировка на листе  (Покажи, где

Положи  квадрат  в  середину).

- Разложи  треугольники  сверху  вниз  от самого  большого (сериация)

-  .  Д.И. «Назови, нарисуй».

Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

Формирование зрительного   прослеживания в направлении  сверху вниз.  Д.упр. «Дождик»

Называть  предметы в направлении  сверху  вниз.  Раскладывать  фигуры в заданном  направлении. Проводить  линии  в направлении  сверху  вниз.

Выполнять  штриховку в заданном направлении с использование  внешнего  контура.

Листы  на печатной основе из  альбома Иншаковой стр.      

Геометрические  фигу-ры  промежуточных  цветов. Шаблоны  для  штриховки, тетради.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

-  Ориентировка на листе  (Покажи, где

Положи  квадрат  в  середину).

- Разложи  квадраты   сверху  вниз  от самого  маленького  (сериация)

- Д.упр. «Дождик»

- Штриховка  фигур сверху вниз.

Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования)

Формирование   зрительного   прослеживания в направлении  слева  направо. Д.упр. «Проведи  зайчика  к  морковке».

Ориентироваться  на листе  бумаги.Называть  предметы в направлении  слева направо. Проводить  линии  в направлении  слева  направо.

Проводить  прямую  линию не  выходя  за пределы  широкой   строки.

Листы  на печатной основе из  альбома Иншаковой стр.      

Счётный материал: морковки. Тетрадь в линейку,  мелкие игрушки: зайчики.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

-  Ориентировка на листе: углы – верхние, нижние.

-  Расположение  счётного материала  на листе  бумаги  по  инструкции.

- Расположение  морковок (сериация по  величине) слева направо.

- Д.упр. «Проведи  зайчика  к  морковке».

Пространственная  ориентировка на листе  бумаги (центр, верх, низ, правая, левая  сторона).

Формирование   зрительного   прослеживания в направлении  слева  направо. Д.упр. «Машины  едут  в гараж».

Называть  предметы в направлении  слева направо.  Раскладывать  фигуры в заданном  направлении. Проводить  линии  в направлении  слева  направо.

Проводить  прямую  линию не  выходя  за пределы  рабочей   строки.

Листы  на печатной основе из  альбома Иншаковой стр.      

Геометр.  фигуры  раз-ной величины. Набор  игрушек «Транспорт», дорожка. Тетрадь в линейку,  мелкие игрушки: машинки.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Назови  предметы  слева направо ( транспорт)

- Разложи  квадраты   слева направо   от самого  маленького  (сериация)

- расположение машин  на  дороге  слева  направо. Рисование  дорожки  для  машин  в рабочей   строке.

Геометрические  фигуры. Сериация  квадратов по  величине.

Формирование зрительного   прослеживания в направлении  по  кругу. Д.И. « Вкусные  часы»  

Называть  предметы  в  направлении по  кругу (против  часовой стрелки)

Раскладывать  предметы в заданном  направлении.

Листы  на печатной основе из  альбома Иншаковой стр.      

Пособие – игрушка : «Вкусные  часики» (круг с картинками  овощей и фруктов и стрелками).

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Называние  цвета  рисунков  и  предметов по кругу.

- Работа с пособием «Вкусные  часики»

--- называние  фруктов и овощей в заданном направлении.

--  Проведение  стрелки  от  одной картинки  к  другой по  инструкции и загадкам

- Складывание разрезной картинки.

Складывание разрезной картинки.

Формирование зрительного   прослеживания в направлении  по  кругу.  

Называть  предметы  в  направлении по  кругу (против  часовой стрелки)  Раскладывать  предметы в заданном  направ-лении. Называть  буквы в заданном направлении. Читать  простые  слова в направлении   по  кругу.

«Карусель» - картинка, мелкие иг-рушки: куклы и звери.

Круг  с расположенными   на  нём  буквами.

Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Д.упр. Прокати  игрушки  на карусели (размещение  против  часовой стрелки)

- чтение  букв,  слогов, слов  по  кругу.

- «Сложи квадрат» - серия 1.

Моделирование

геометрических  фигур из  частей.

                                                                                                                           3  четверть

Выбор  правильного направления прослеживания (горизонтальное расположение)

Выбирать  направление  прослеживания  при  горизонтальном  расположении  предъявляемого материала.  Работать  с   картинным, геометрическим  материалом  по  типу  корректурных  проб.

Таблицы по типу корректурных  проб,

Картинный материал, геометрическое лото (для пространственной ориентировки)

- Пальцевая логоритмика

-  Пространственная ориентировка относительно  себя.

-   упражнения по  выбору  правильного  направления  прослеживания   при  горизонтальном   расположении материала

- карты по типу корректурных  проб (название картинок, фигур.

Пространственная ориентировка, геометрические фигуры.

Выбор  правильного направления прослеживания (вертикальное  расположение)

Выбирать  направление  прослеживания  при  вертикальном   расположении  предъявляемого материала.  Работать  с   картинным, геометрическим  материалом  по  типу  корректурных  проб (столбики)

Таблицы по типу корректурных  проб,

Картинный материал.

Сюжетная картинка «Олимпийские  игры  у  зверей»

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования) Назови,  кто  бежит  первый, кто   последний и т.д.

- -   упражнения по  выбору  правильного  направления  прослеживания  при  вертикальном расположении материала

- карты по типу корректурных  проб (название картинок, фигур.

Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования)

Выбор  правильного направления прослеживания (круговое  расположение)

 Выбирать  направление  прослеживания  при  круговом расположении  предъявляемого материала.  

Д.и. «Вертолина»

( с геометрическими  фигурами)

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Д.и. «Вертолина»

( с геометрическими  фигурами) назови   геометрические  фигуры и покажи  их.

- Работа с разрезной картинкой.

Складывание разрезной картинки.

Выбор  правильного направления прослеживания (круговое  расположение)

Выбирать   направление прослеживания ( слева направо при  круговом  расположении  материала).

Ориентироваться  во  взаимном расположении  предметов в пространстве.

Д.И. «Читай по кругу»

Картинки   с несколь-кими предметами.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Д.И. «Читай по кругу»

- Упражнения в пространственной ориентировке. Что  слева  от , что  справа, что  в  середине  между…

Пространственная ориентировка

Рисование прямых  линий  сверху вниз  по  редкому   пунктиру.  «Какой  бывает дождик?»

Рисовать  прямые линии  сверху  вниз по редкому пунктиру.  Соблюдать направление  при  движении руки.

Ориентироваться  в  линейном  ряду, определяя порядок  следования предметов.

Карты  для  рисования, сюжетные картинки с несколькими   персонажами,  

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

-  Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования) Назови,  кто  первый, кто   последний и т.д.

- упражнение «Какой бывает дождик?»

Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования)

Рисование прямых  линий  сверху  вниз  без  пунктира.

Рисовать  прямые линии  сверху  вниз без  опоры на пунктир.  Соблюдать направление  при  движении руки.

Складывать  разрезную  картинку (3-4 части). Выполнять  обводку  трафаретов по  внешнему контуру.

Карты  для  рисования, разрезные картинки 3-4 части, трафареты.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Рисование прямых  линий  сверху  вниз  без  пунктира  ( с  белья капает  вода)

- Обводка трафаретов  ( птицы)

- Работа с разрезной  картинкой.

Складывание разрезной картинки.

Обводка   по  редкому пунктиру в направлении  слева  направо. «Проведи  дорожку»

Выбирать  направление обводки слева направо.  Вести  прямую  линию по редкому пунктиру.  Выполнять  штриховку, не заходя за контур  изображения.  Узнавать  буквы  различного  шрифта  в  предметном рисунке.

Карты  для  обводки, Зашумлённые  буквенные  изображения, изографы.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Обводка   по  редкому пунктиру в направлении  слева  направо. «Проведи  дорожку»

- Узнавание букв   в зашумлённых  изображениях.

- Обводка  выделенных  букв.

Узнавание букв   в зашумлённых  изображениях.

Изографы.

Рисование в направлении  слева  направо.   «Кого  чем  покормим?»

Выбирать  направление обводки слева направо.  Вести  прямую  линию  в заданном направлении  без  пунктира.   Выполнять  штриховку, не  заходя за контур  изображения.  

Карты  для  рисования,   палочки  для  выкладывания пространственно  различно  ориентированных  фигур, карты – образцы.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Рисование в направлении  слева  направо.   «Кого  чем  покормим?»

- Выкладывание из  палочек  фигур  право-лево   ориентированных  по  образцу (рисованному)

-  Обводка, штриховка  букв  П- Н.

Пространственная ориентировка

Обводка   по  редкому  пунктиру против  часовой  стрелки (крупные  движения) . «Яблоки на ветке»

Выбирать  направление  обводки самостоятельно  против часовой стрелки.  Вести   линию по  кругу с опорой на  редкий  пунктир. Замыкать  круговую  линию.

Карты  для  обводки, многофигурные сюжетные картинки.  

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Обводка   по  редкому  пунктиру против  часовой  стрелки (крупные  движения) .

-  Упражнения в пространственной ориентировке. Что  слева  от , что  справа, что  в  середине  между…

- Штриховка  «яблок» с самостоятельным  выбором  цвета карандаша.

Ориентировка в линейном  ряду  (порядок следования)

Обводка   по  редкому  пунктиру (мелкие  движения)  «Разноцветные  шарики»

Выбирать  направление  обводки самостоятельно  против часовой стрелки.  Вести   линию по  кругу с опорой на  редкий  пунктир. Замыкать  круговую  линию. Складывать  разрезную  картинку (3-4 части)

Карты  для  обводки, разрезные картинки 3-4 части.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Обводка   по  редкому  пунктиру (мелкие  движения)  «Разноцветные  шарики»

- Складывание разрезной картинки.

- штриховка «Разноцветных  шариков».

Складывание разрезной картинки.

                                                                                                                                  4  четверть.

Выработка движений  руки в направлении  по  кругу. Выполнение линий  без  пунктира.  «Вишенки».

Выбирать  направление  обводки самостоятельно  против часовой стрелки.  Вести   линию по  кругу  без  опоры на пунктир. Ориентироваться в пространственном  расположении предметов  по  отношению  друг  к  другу.

Карты  для  рисования,

Предметно-картинный  словарь  по теме  «Ягоды»

-  Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- группировка картинок «Ягоды»

- Выполнение линий  без  пунктира.  «Вишенки».

- закрашивание  вишенок ( круговые движения)

- упражнения в пространственной ориентировке  ( в  пространстве класса)

Пространственная ориентировка

Выработка движений  руки в направлении  по  овалу . Обводка   по  редкому  пунктиру (крупные  движения). «Воздушные  шары.»

Выбирать  направление  обводки самостоятельно  против часовой стрелки.  Вести   линию по  овалу  с опорой на  редкий  пунктир. Замыкать  овальную   линию. Складывать  разрезную  картинку (3-4 части)

Карты  для  обводки, разрезные картинки 3-4 части.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

-  Обводка   по  редкому  пунктиру (крупные  движения). «Воздушные  шары.»

- Штриховка  рисунка  в  направлении  сверху вниз ( самостоятельный выбор направления , контроль.

- Складывание разрезной картинки

Складывание разрезной картинки.

Выработка движений  руки в направлении  по  овалу.  Обводка   по  редкому  пунктиру (мелкие  движения)  «Огурцы в банке.»

Выбирать  направление  обводки самостоятельно  против часовой стрелки.  Вести   линию по  овалу   небольшого  размера  с опорой на  редкий  пунктир. Замыкать  круговую  линию.  

Карты  для  обводки,

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Обводка   по  редкому  пунктиру (мелкие  движения)  «Огурцы в банке.»

- упражнения в пространственной ориентировке  ( в  пространстве класса)

Пространственная ориентировка

Выработка движений  руки в направлении  по  овалу.  Выполнение линий  без  пунктира. «Сливы».

Выбирать  направление  обводки самостоятельно  против часовой стрелки.  Вести   линию по  овалу  без  опоры на пунктир. Замыкать  овал  самостоятельно.

Карты  для  рисования, сюжетные картинки с несколькими   персонажами,   числовой ряд.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

-  Группировка  картинок «Ягоды».

- Выполнение линий  без  пунктира. «Сливы».

- Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования   персонажей,  цифр)

Ориентировка в линейном  ряду (порядок следования)

Самостоятельный выбор направления  движения руки  при   ведении  вертикальных, горизонтальных  и  круговых  линий.

Осуществлять самостоятельный  выбор  направления  движения руки  при  проведении  вертикальных, горизонтальных  и  круговых  линий. Узнавать буквы    в зашумлённых  изображениях.

Карты  для  рисования,

Зашумлённые  буквенные  изображения, изографы.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

-  Выбор  карт  с  контурными  рисунками  для  обводки ( по желанию  детей)

- Работа по   обводке, штриховке

- слуховой диктант ( обводка  клеток)

- Узнавание букв   в зашумлённых  изображениях.

Узнавание букв   в зашумлённых  изображениях.

Изографы.

Обводка рисунков по контуру.

Осуществлять самостоятельный  выбор  направления  движения руки  при  проведении  вертикальных, горизонтальных  и  круговых  линий.

Карты  для  обводки, разрезные картинки  4-5 частей.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Выбор  карт  с  контурными  рисунками  для  обводки ( по желанию  детей)

- Работа по   обводке, штриховке

- Складывание разрезной картинки.

Складывание разрезной картинки.

Графический диктант по показу.

Выполнять  графический диктант по показу. Обводить  трафареты, штриховать  самостоятельно  выбирая  направления  движения руки.

Тетради, трафареты.

-- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Графический диктант по показу.

- Обводка  трафаретов произвольно  выбранных  детьми, контроль  направления  движения руки

- пространственная ориентировка  в  большом пространстве ( улица)

Пространственная ориентировка

Рисование  бордюров и узоров  в  тетради в линейку и в клетку.

Рисовать  бордюры и узоры в тетради в клетку  по  образцу,  продолжая рисунок с чередованием  элементов.  Правильно  выбирать  направление.

Тетради, разрезные картинки 3-4 части.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Рисование бордюров, контроль.

-  работа с разрезной картинкой.

Складывание разрезной картинки.

Рисование  бордюров и узоров  в  тетради в линейку и в клетку.

Рисовать  бордюры и узоры в тетради в клетку  по  образцу,  продолжая рисунок с чередованием  элементов.  Правильно  выбирать  направление.

Тетради.

- Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением.

- Рисование бордюров, контроль

- пространственная ориентировка  в  большом пространстве ( улица)

Пространственная ориентировка

Рабочая программа  составлена на основе   следующих  источников:

- учебный план

- Программа  обучения  глубоко  умственно  отсталых  детей. – М, 1983.

-  О.Б. Иншакова.    Коррекция и развитие  графомоторных  навыков у детей. – М., - 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требованию ГОС и ФГОС по учебным предметам для учеников находящихся на надомном обучении.

Требования ГОС и ФГОС по учебным предметам выполняются за счет :...

Взаимосвязь речевого развития и развития графо-моторных навыков.

Статья поможет педагогам понять сущность взаимосвязи речевого развития и развития графомоторных навыков....

Развитие графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ

Программа для 1-2 классов по развитию графо-моторных навыков....

Развитие графо - моторных навыков у младших школьников с ЗПР.

Мы слышим о том, что необходимо развивать мелкую моторику дошкольников. Педагоги - психологи и воспитатели рекомендуют регулярно организовывать игры с детьми на развитие мелкой моторики: леп...

Содержание работы по развитию графо-моторных навыков младших школьников с ОВЗ

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается низкий уровень готовности. Обучающиеся за...