Дружба
методическая разработка (4 класс) по теме

Панова Ирина Александровна

Методическая разработка по курсу ОРКСЭ  Модуль «Светская этика»  Тема: «Дружба»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_druzhbe.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 1 г. Камешково Владимирской области

Методическая разработка по курсу ОРКСЭ

Модуль «Светская этика»

                      Тема: «Дружба»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Панова Ирина Александровна

2012 -2013 учебный год

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

В результате занятия участники смогут:

  • сформулировать понятие «дружба»;
  • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
  • приобретут навыки работы в сотрудничестве;
  • поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Необходимые материалы:

  • Два плаката «Дружба в классе не нужна», «Дружба в классе нужна».
  • Рисунки по количеству участников для проведения игры «Найди себе подобного»(солнышко, облако, цветок, сердце, туча).
  • Лепестки цветка. Для записи качеств настоящего друга.
  • Раздатка притч для работы в группах.
  • Колоски для  само оценивания детей.
  • Свод правил «Законы дружбы» для каждого ребенка.

Предварительная подготовка:

  • Выучить два стихотворения наизусть.
  • Подготовить к показу сценки.

Цель:  раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен  

              обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить  

              стремление дружить с окружающими.

Задачи:

             • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

             • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

             • формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также        

               признавать свою неправоту в  случае ошибки.

Методические рекомендации по проведению урока

в рамках курса ОРКСЭ.

                                                            Модуль :    Основы светской этики.

Тема:                 «Что такое настоящая дружба?»

Этап урока (занятия)

Методические приёмы

1. Начало урока.

1. Приветствие.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

К занятию готовы мы. Улыбку другу подари!

2. Запись на доске даты и номера урока.

2. Работа с темой недели

1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».

С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

3. Постановка учебно-познаватель-ных задач урока

Объявление темы урока.

«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба». (Ларошфуко)

- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?

- С любым ли человеком дружат?

- Наш урок сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками.

Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия “знакомый”, “приятель”, “друг”.

Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

 Я думаю, что к концу нашей встречи вы поймете настоящие ли вы друзья?

О дружбе размышляли во все времена, философы, поэты, ученые излагали свои мысли. Поэт Л.Измайлов написал очень хорошее стихотворение “Монолог о дружбе”, послушайте его.

(Читает ученик 1 часть стихотворения).

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно. Слово “дружба” что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,  может быть, хороший пас в футболе?

Может быть, подсказку у доски,  может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать: заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать. Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять, а спросила мама: “Вы не в школе?” –

Оба дружно начинают врать.

4. Организация и управление процессом усвоения школьниками учебного материала.

1.Работа над понятием «дружба». 

 Мозговой штурм «Дружба – это …».

«Дружба – это …». Учащимся предлагается поработать в группах и подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на доске. Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

- А как вы думаете, что же такое дружба? Кого можно назвать другом? Товарищем?

- А при каких условиях, с чего может  возникнуть дружба? (игры, общение, общие дела, совместные игры)

- Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих переживаниях, делиться с ним своими секретами.

-Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

 В.И.Даль  в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель  ставит  бескорыстие.

2. Работа над понятием «зачем дружба нужна людям?».

 Игровое упражнение. (5 мин.). «Найди себе подобного».

Шаг 1. Ученики встают в круг. (Из каждой группы 2-3 человека). Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (2солнышка, 2 облака, 2 цветка, 2 сердца и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и встаньте парами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

 - Так каким же должен  быть настоящий друг? Какими качествами он должен обладать?

 3.Какими качествами должен обладать настоящий друг?

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат у вас  на столе.

 Задание для групп: подумайте и напишите на лепестках такие качества, которыми на ваш взгляд должен обладать настоящий друг (прилагательные)

     (Верный, честный, добрый, порядочный, скромный, бескорыстный, справедливый, ответственный, сострадающий и т.д.)

- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравиться?  Человек, который обладает такими качествами, красив не только внешне, но и внутренне.

4.Выводим правила (законы) дружбы.

Инсценировка «Ни за то и ни за это»

Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову .

Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал!

Ученик: Вова присел на корточки.

Вова: Ой, какой. Совсем настоящий!  С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.

 – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». (Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

– Почему мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

Давайте послушаем стихотворение «Моя родня»

(Дети читают стихотворение «Моя родня»)

Мама с папой – моя родня.  Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка, и щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю, скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка, маме в кухне – волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке, мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

А ещё друг есть у меня, друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,  без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю, всё на свете ему подарю!

Нет уз святее товарищества. Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек. Н.В.Гоголь

  1. Работа с притчами. (В группах)
  • Прочитайте притчу.
  • В чем заключается смысл притчи?
  • В чем мораль?
  • Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)
  •  

Жил на берегу моря старец. Жил совершенно один, и ни кого у него не было. Однажды вечером, он услышал стук в дверь. Он спросил:

- Кто там?

За дверью ему ответили:

- Это твоё богатство.

Но старец ответил:

- Я был сказочно богат, но это не принесло мне счастья.

И не открыл дверь! На следующий день он опять услышал стук в дверь.

- Кто там? - спросил он.

- Это твоя любовь! - услышал он ответ.

Но старец ответил:

- Я был любим, я любил безумно, но мне не принесло счастья! - и не открыл дверь.

В третий день к нему опять постучали.

- Кто там? - спросил старец.

- Это твоя дружба! - услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:

- Друзьям я всегда рад.

Но вдруг... вместе с дружбой к нему вошли любовь и богатство. И старец сказал:

- Но ведь я пригласил только дружбу!

И ответили они ему:

- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял? Только с ДРУЖБОЙ приходят и ЛЮБОВЬ и БОГАТСТВО!!!

                                                   

                                                     Снег

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

ХРУПКИЕ ИГРУШКИ

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней...

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню,

чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало е несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

Я хочу вам рассказать одно чудо! Когда я была маленькой и училась в начальной школе, нам много рассказывали про дружбу. Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать.

“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.

- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.

5. Содержа-тельно-оценочная деятельность учителя и учащихся, носящая индивидуаль-ный и коллективный характер и сопровож-давшая процесс разрешения учебно-познаватель-ных задач.

Девочки рассказывают 2 часть стихотворения “Монолог о дружбе”:

Ну, а может дружба – это если друг твой болен  и не может в школу приходить, –

Навещать его по доброй воле, школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья, на себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё вниманье дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью, плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья правду высказать ему в глаза.

Может быть, обидится он вдруг, всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот кто  спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

 Дружба никогда границ не знает, нет преград для дружбы никаких.

Дружба на Земле объединяет  всех детей – и белых, и цветных.

- Дети, у вас на партах лежат колоски, мы сейчас составим из них пшеничные букеты.

- Когда пшеница созревает, каким цветом становятся колоски?

- А когда она еще не созрела, то колосья какие?

- Подумайте, вы уже научились дружить, ваши колоски созрели для настоящей дружбы?

- Если “да”, то раскрасьте желтым цветом, если кто-то еще не созрел, а только учится быть настоящим другом, раскрасьте зеленым цветом.

Теперь свои колоски прикрепите на доску: желтые к желтым, зеленые к зеленым

- Какой сноп больше?

6. Итог урока.

- Понравился ли сегодня урок?

- Как вы чувствовали себя во время работы?

- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?

- Что нового о дружбе узнали в процессе работы?

-Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Детям  выдаются распечатанные «Законы дружбы» для портфолио.

Законы дружбы.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

7. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.

8. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.

9. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.

10. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

11. Подлинная дружба несовместима с расчетом.

12. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Домашнее задание.

- Расскажите дома одну из понравившихся притч. Обсудите ее с родителями.

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами? Найдите и прочитайте об этом в художественной литературе.

-Найдите и выучите песни о дружбе.

- Найдите пословицы, поговорки, мудрые высказывания о дружбе и сделайте книжку-малышку.

– Вот и подошла  к концу наша встреча. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:

– Ребята, давайте жить дружно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

"Друг,дружба,законы дружбы"

Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....