Программа работы кружка "Я-школьник", 1кл
рабочая программа (1 класс) на тему

Емкужева Залина Сосналовна

Программа рассчитана на детей  младшего школьного возраста, проводятся 1 раз в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_kruzhka_ya-shkolnik_1kl.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Пояснительная    записка.

Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребенка к его успехам и неудачам. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера психолог и учитель могут помочь ребенку в успешной адаптации. Игра - важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и создания нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий поможет первокласснику освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках.

Цель  занятий: создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи:

  • развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
  • развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
  • формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
  • оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил.

Предлагаемый цикл занятий предполагает работу одновременно со всем классом, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развитие эмоционально-волевой сферы, совершенствование внимания, памяти, воображения, процессов мышления, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.

Программа рассчитана на детей  младшего школьного возраста, проводятся 1 раз в неделю всего 33 часа.

Продолжительность каждого занятия составляет 30-40 минут в зависимости от психологического состояния детей и сложности предлагаемых упражнений.

                                                                       

                                                                 

                                                                Учебный план

Раздел

Кол- во часов

Основные термины

1.

Общение. Межличностные отношения со сверстниками.

12

Микрогруппа, наблюдательность, память,воображение, логическое мышление.

2.

Внутренняя позиция. Самооценка. Тревожность.

12

Ловкость, конструктивное взаимодействие, синхронные движения,моторика,напряженность,сообразительность.

3.

 Сплоченность коллектива.

Школьные правила.

9

Внутренняя позиции школьника,школьная тревожность, самооценка, коллектив, школьные  правила.

                                                             

                                               

                                                   Тематическое планирование

Тема занятия

Виды деятельности

     кол- во часов  /дата

1.

Давайте познакомимся.

Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие доброжелательных отношений, наблюдательности, памяти, воображения и внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

1

2.

Внутригрупповое общение.

Стимулирование внутригруппового общения; развитие памяти, внимания, логического мышления.

1

3.

Внутригрупповое общение

Продолжение знакомства друг с другом; развитие воображения, коммуникативных умений, произвольности, сплочения коллектива; закрепление школьных правил, координации движений; снятие напряжения и стресса.

2

4.

Внутригрупповое общение.

Создание дружеской атмосферы, доверия; развитие внимания и мышления.

1

5.

Общение. Совершенствование чувственного восприятия.

Развитие умения вступать друг с другом в контакт, умения договариваться, слушать, расслабляться; совершенствование чувственного восприятия.

1

6.

Общение. Сплочение коллектива.

Сплочение коллектива; развитие произвольного внимания, логического мышления (умение определять, к какой группе относится слово), воображения, тактильного и слухового восприятия, ловкости.

2

7.

Навыки общения. Расширение знаний друг о друге.

Развитие воображения, произвольного внимания, навыков общения; расширение знаний друг о друге.

1

8.

Навыки общения.Расширение знаний  друг о друге.

Сплочение коллектива; развитие крупной моторики, произвольного внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия; создание дружеской атмосферы.

1

9.

Конструктивное взаимодействие.

Развитие конструктивного взаимодействия, умения синхронного движения, произвольного внимания, слухового восприятия, крупной моторики, зрительной памяти.

1

10.

Конструктивное взаимодействие.

Развитие умения чувствовать друг друга, способности к сосредоточению, слуховой памяти, произвольного внимания, координации движений; снятие напряженности.

1

11.

Доброжелательность в общении.

Развитие доброжелательности в общении со сверстниками; мышления, памяти, внимания.

1

12.

Доброжелательность в общении.

Развитие быстроты реакции, внимания, сообразительности, коммуникативных навыков, умения подчиняться определенным правилам.

1

13.

Невербальное  общение.

Развитие невербального общения, творческих способностей, волевой сферы, памяти, внимания, мышления, обогащение словарного запаса.

1

14

Сплочение коллектива.

Развитие ловкости, крупной моторики, внимания, мышления, чувства ритма, сплоченности коллектива; снятие напряжения.

2

15.

Коллективизм.

Развитие произвольного внимания, слухового восприятия, памяти, собранности, коллективизма, умения чувствовать друг друга, сопереживать.

1

16.

Позиция школьника.

Содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе.

1

17.

Мой внутренний мир.

Научить детей распознавать основные чувства, показать, что чувства - это особая часть нас; поупражняться в умении осознавать собственные чувства и разыскивать им названия.

1

18.

Мой внутренний мир.

Дать понятие о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека; освоить способы улучшения настроения; развивать интерес к себе и другим, способность к рефлексии своего состояния.

1

19.

Способы контроля своего поведения.

Дать детям возможность выразить свой гнев; показать различия между чувством гнева и агрессивным поведением; обучить способам контроля своего агрессивного поведения; научить детей распознавать возникновения чувства гнева по телесным признакам.

1

20.

Установления межличностных отношений.

Дать определение понятия «дружба»; отработать умение присоединяться к группе.

1

21

Формирование учебной мотивации.

Оказывать помощь учащимся в формировании учебной мотивации, в сплочении коллектива.

1

22

Формирование учебной мотивации

Оказывать помощь учащимся в формировании учебной мотивации, в сплочении коллектива

1

23

Самооценка, формирование классного коллектива.

Формировать чувство доверия и уверенности в себе, способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений между детьми.

1

24

Самооценка.

 Актуализировать у детей знания об эмоциональной форме человека; учить детей выстраивать позитивную перспективу своей жизни.

1

25

Самооценка.

Дать возможность детям рассказать о своей семье; развивать чувство самоуважения, внутреннего покоя и доверия к самим себе; потребность чувствовать себя для кого-то ценным.

1

26

Самооценка.

Развивать чувство собственной значимости: формировать адекватную самооценку, вести работы по сплочению коллектива.

1

27

Самооценка.

 Снять беспокойство, напряжение; мобилизировать внимание детей, развивать чувство собственного достоинства.

1

28

Сплоченность коллектива

Дать детям возможность гордиться перед своими родителями (это придает им сил и уверенности в себе); учить ладить с людьми, содействовать сплочению коллектива.

1

29

Сплоченность коллектива

Дать детям возможность рассказать о себе; развивать любознательность, оригинальность, артистизм, коммуникативные способности; содействовать сплочению группы.

1

30

Общение. Сплочённость коллектива.

Способствовать развитию сплоченности, навыков общения, групповой доброжелательности, созданию хорошего настроения

1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М., 1998.
  2. Кривцова, С. В. Уроки психологии в 1 классе.
  3. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - М, 1997.
  4. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для взрослых. - М., 2000.
  5. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. - М, 2001.
  6. Физкультминутки / авт-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачбва. - Волгоград: Учитель, 2005; 2006. - Вып. 1. - 68 с;         Вып. 2. - 76 с.
  7. Фонель, К. Как научить детей сотрудничать? В 3 ч. - М, 1998.
  8. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я.
  9. Чистякова, М. И. Психогимнастика. - М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

Программа работы классного руководителя "Мы вместе"

Модель работы, самоуправление в классном коллективе, подборка классных мероприятий на четыре года обучения....

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО И СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКА

В программе подробно рассматривается работа с детьми шестого и седьмого года жизни, их подготовка к школе...

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Программа работы с низко и высоко-мотивированными детьми,1 класс по программе "Планета знаний"

Рабочая программа для ликвидации пробелов у учащихся в обучении математики, русского языка, литературного чтения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка. Программа для поддерж...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Рабочая программа "Обучая, развиваем" (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

Программа рассчитана на 4 года. Работа с одарёнными детьми - важный момент в работе учителя....