Педагогический проект на тему: "Дифференцированный подход на уроках русского языка в начальной школе"
проект на тему

Арянова Мария Александровна

Педагогический проект представляет дифференцированные задания по русскому языку в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif._pod._3.docx131.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ) САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Зачетная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ВБ

«Дифференцированный подход к обучению в начальной школе»

с 26.03 -30. 03. 2012 г.

Педагогический проект

на тему

«Дифференцированный подход на уроках русского  языка в начальной школе»

Выполнила

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка

Арянова Мария Александровна

Самара, 2012г.

Содержание:

1. Актуальность темы  ……………………………………………2-3стр.

2.Выявление    проблемы…………………………………………..4-5стр.

3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей     …….5стр.

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта ….…….6 стр.

5. Рабочий план реализации проекта  ………………………….7-15стр.

6. Предполагаемые результаты .………………………………… 16стр.

7. Механизм оценки результатов (диагностика)  ………………16стр.

 8. Дальнейшее развитие проекта. ……………………………….17стр.

9. Список использованных источников ………………………  18  стр.

10. Приложение …………………………………………………….19стр.

  1. Актуальность темы.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.

Я  считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Обучение  по выражению Ш.А.Амонашвили должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Дифференциация обучения является одним из средств реализации индивидуального подхода к детям. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение.

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

II. Выявление проблемы.

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом.  В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.  Это приводит к неуспеваемости.

III. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.

 Цель дифференцированного обучения: создать условия  для организации дифференцированного подхода на уроках русского языка в начальной школе.

 Задачи:

  • Определить  индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
  • Создать  атмосферу  заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Стимулировать  учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

IV. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выработанному критерию.
3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

V.  Рабочий план реализации проекта.

1. Знакомство с педагогической литературой и  передовым опытом.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это:

  1. форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
  2. часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
  2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

  • по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту);
  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Особая роль в преобразовании процесса обучения принадлежит научным идеям. Рассмотрим некоторые теории, получившие широкое признание.

От работ Л. С. Выготского берет начало теория развивающего обучения. В ней, в частности, классифицируется учебная деятельность.

Первый тип учебной деятельности – деятельность репродуктивная. Смысл ее состоит в том, что ученик воспроизводит изученные факты (здесь слово «факт» понимается расширенно: собственно факт, понятие, способ и алгоритм действий). Более высокой эффективностью обладает реконструктивная учебная деятельность, когда факты не воспроизводятся по памяти, а реконструируются. Здесь воспроизводится способ получения фактов. Высший тип учебной деятельности – вариативная. Она состоит в воспроизведении способов получения способов, то есть мыслительных операций.

Другая признанная теория идет от трудов П. Я. Гальперина – это теория поэтапного формирования умственных действий. В ней важная роль отводится ориентировочной деятельности и рассматриваются три типа ориентировки (у них нет названий, только порядковые номера: один, два, три). Первый тип заключается в ориентировке на единичные, случайные признаки, свойственные отдельным объектам. Психологический механизм основывается на узнавании и припоминании. Перенос знаний на другие объекты отсутствует. Ориентировка по второму типу направлена на локальные признаки, присущие группам сходных объектов. В связи с необходимостью различения, разграничения объектов в группе здесь включаются механизмы сопоставления , противопоставления, сравнения – то есть анализа.

Итак, основой ориентировки по второму типу служит аналитическая деятельность. Здесь имеет место перенос знаний на сходные объекты и ситуации. Третий тип обусловлен ориентировкой на глобальные признаки и свойства, отличающие широкие классы объектов и явлений. Следовательно, в этом случае может происходить перенос знаний в незнакомые, нестандартные ситуации. Психологической основой этого типа ориентировки является механизм инсайта (озарения, вдохновения).

2.Работа с учащимися.

VI. Предполагаемые результаты.

  • Определение   индивидуальности  ученика и сохранение  ее.
  • Стимулирование   учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  • Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.
  • Усвоение учащимися  различных уровней программы,  соответствующей  их возможностям (каждому “взять” столько, сколько он может).

VII. Механизм оценки результатов (диагностика).

VIII. Дальнейшее развитие проекта.

  1. Проведение методического совета на тему «Организация дифференцированного подхода  на уроках русского языка в начальной школе».
  2. Подготовить пакет информационно –диагностических материалов по теме «Организация дифференцированного подхода  на уроках русского языка в начальной школе»  для методического кабинета школы.
  3. Накопление  дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  4. Систематически  применять  разные  формы  дифференциации,  позволяющие  учащимся чувствовать себя комфортно на уроке, получать развитие, повышать интерес к учению,  справиться с решением учебных задач всем учащимся.

X. Список использованных источников.

  1. Осмаловская И. М. Дифференциация процесса обучения в современной школе, Москва – Воронеж 2004.

 Алфёрова Е.И. Изучение индивидуальных особенностей личности школьников.- Тобольск 2004г.

  1. 2. Анолупо Н.Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.// НШ №3 2003г.
  2. 4. Дмитриева О.Н. Контрольные и самостоятельные работы. - М., 2005г.
  3. Косякова М. А. Воронежская область, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2004.
  4. 5. Степанова Е. Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности.// « Воспитание школьников» № 2 2003г.

CoolReferat.com

referatoff.ruload/012886/

BiblioFond.ru ›view.aspx?id=466474 

referat.ru ›referats/view/19868 

Остановимся на внутриклассной дифференциации.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Мы считаем, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

  • Выявление отставаний в ЗУН;
  • Ликвидацию их пробелов;
  • Устранение причин неуспеваемости;
  • Формирование интереса и мотивация к учебе;
  • Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.

В целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе, которая позволила с большей степенью достоверности определить уровень развития конкретного ребенка. Психодиагностическая работа начинается с комплексного обследования детей при поступлении их в школу. Из всего разнообразия тестовых методик приоритет был отдан методикам, предлагающим изучить уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека, Векслера, по корректурным пробам памяти, внимания, мышления.

Смысл тестирования в том, чтобы получить по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка. Особенно актуально это сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика. Выявление уровня сформированности психологических процессов у младших школьников, позволит индивидуализировать или дифференцировать процесс обучения и оказать ребенку необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Данные обследования в течение последних пяти лет детей, поступивших в 1 класс, позволяют утверждать, что они характеризуются рядом особенностей.

Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.

Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, учителя, руководствуется следующими требованиями:

  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
  • активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения
  • Задания, содержание которых найдено учеником
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

По результатам диагностирования класс делим по уровням:

1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет нам адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно.

Русский язык

В качестве примера приведем работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.

1-й уровень

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3-й уровень

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Математика

Исходя их общих требований по курсу математики, мы предлагаем работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

Задание №1

3-й уровень

Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

2-й уровень

Составь обратную задачу

1-й уровень

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2.

3-й уровень

Найди значение выражения:

7800-(398+507*6)=

2-й уровень

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

3-й уровень

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Задание №3

1-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

Мир вокруг нас

Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)

1-й уровень

Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

2-й уровень

Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

3-й уровень

Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:

  • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
  • стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
  • поднялся уровень преподавания в начальной школе;
  • дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
  • Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.
  • Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика

Словарные слова №1

Уровень 1.

1) Словарный диктант.

В…робей, л…сица, вдру…, яг…да, р…бота, с…рока, п…суда, т…варищ.

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали: 

  1. В птичник повадится – жди беды,
    Рыжим хвостом заметает следы.
  2. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
  3. Друг, приятель.
  4. Птичка – невеличка ножки имеет,
    А ходить не умеет.
    Хочет сделать шажок –
    Получается прыжок.

По вертикали:

  1. С песней … спорится.
  2. При ясном солнышке и … краснеет.
  3. Кастрюля, сковорода, тарелка – это …
  4. Неожиданно что-то произошло. Произошло (как?) …

Словарные слова №2

Уровень 1.

1.Словарный диктант.

Х…роший , …дежда, дев…чка , п…тух, ф…милия , заво… , т…традь, д…журный, уч…ник, маш…на.

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали:

1) Сто одежек и все без застежек.

2) Продолжи: замечательный, послушный, …

3) Ребенок женского пола.

4) Пальто, шапка, варежки – это …

5) Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? …

6) Имя, отчество, …

По вертикали:

1) Развернули дети голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб, а на словечки.

2) Промышленное предприятие. 

3) Кто в классе прибирается, моет доску?

4) Маленькие домики по улице бегут,
Девочек и мальчиков домики везут.

5) Кто учится в школе?

Словарные слова №3

Уровень 1.

1.Словарный диктант.

М…дведь, р…бята, с…бака, п…льто, в…село, скор…, за…ц, учит…ль, быстр….

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд.

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали: 

  1. Летом наедается, зимой высыпается.
  2. Быстро, торопливо, …
  3. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
  4. Молодые люди, парни.
  5. Верхняя зимняя одежда.

По вертикали: 

  1. Опыт – самый лучший …
  2. Ребятам в цирке очень …
  3. Сделать скоро, …
  4. Зимой белый, летом серый.

Словарные слова №4

Уровень 1.

1. Словарный диктант.

Б…реза, к…ньки, су…бота, д…ревня, вет…р, м…роз, с…пог, ру…ский, кла…с.

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали: 

  1. Наконец-то в первый раз
    Побежим мы завтра в …
  2. Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены.
  3. Каждый вечер я иду
    Рисовать круги на льду.
    Только не карандашами,
    А блестящими …
  4. Береги нос в большой … 

По вертикали: 

  1. Без рук, без ног, дверь ломает.
  2. Язык, на котором говорят в России. 
  3. Шестой день недели.
  4. Сельская местность.
  5. Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу.

Словарные слова №5

Уровень 1.

1. Словарный диктант.

Л…пата, к…рова, х…рошо, в…рона, п…нал, м…локо, гор…д.

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

  1. Чиста, да не вода,
    Бела, да не снег,
    От рогатого берут,
    Малым детям отдают.
  2. Я землю копала –
    Ничуть ни устала.
    А кто мной копал,
    Тот и устал.
  3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
  4. Крупный населенный пункт.
  5. Портфель у меня не велик и не мал:
    Лежат в нем задачник, букварь и …
  6. Как … уметь читать!
  7. Окраской сероватая,
    Повадкой вороватая,
    Крикунья хрипловатая –
    Известная персона.

Словарные слова №6

Уровень 1.

1. Словарный диктант.

…зык, Р…ссия, п…года, р…бота, м…роз, н…род, ру…ский, ра…сказ.

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По вертикали: 

  1. Занятие, труд.
  2. Население той или иной страны.
  3. Повествование чего-либо.
  4. Средство общения.
  5. Житель России

По горизонтали: 

  1. Состояние атмосферы.
  2. Наша страна.
  3. Холод, стужа.

Уровень 3.

1. Сочини рассказ так, чтобы в нем использовались словарные слова.

2.Сочини стихотворение по рифме:

… погода

… работа

… каждый раз

… рассказ

Словарные слова №7

Уровень 1.

1.Словарный диктант.

…ртист, те…тр, с…бака, …днажды, мал…чик, т…традь, тетра…ка, дев…чка, вдру…, р…бята

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали:

По вертикали:

1) … в студеную пору
Я из лесу вышел…

1) Кто выступает в театре?

2) -Иго-го! – кричат …
Значит это жеребята.

2) Герой сказки - …-с-пальчик. 

3) Взяли мы с тобой билет.
И смотрели где балет?

3) В классе учатся мальчики и …

4) Когда чистили мы лук,
Зарыдали разом
 …

5) Не страшна любая драка,
Если ты идешь …

6) Упражненье записать не забуду я в…

Уровень 3.

1. Игра “Собери слова из слогов”

ар

ба

наж

чик

те

ка

тист

ды

атр

со

од

маль

2. Сочини рассказ так, чтобы в нем использовались словарные слова.

Словарные слова №8

Уровень 1.

1.Словарный диктант.

Ч…ловек, М…сква, ов…щи, вес…ло, в…робей, к…рандаш

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали: 

  1. Птичка-невеличка
    Ножки имеет,
    А ходить не умеет.
    Что шажок –
    То прыжок.
  2. Морковь, свекла, капуста – это ….
  3. Ветер … шумит,
    Судно … бежит.

По вертикали: 

  1. Столица России
  2. Весь веселый праздник наш
    Нарисует …
  3. Житель Земли.

Уровень 3.

1. Когда так говорят? Составь три предложения с этими сочетаниями слов и запиши их.

Стреляный воробей

Воробью по колено

Воробьиный шаг

2. Сочини рассказ так, чтобы в нем использовались словарные слова.

Словарные слова №9

Уровень 1.

1.Словарный диктант.

Уч…ник, громк…, р…бина, п…том, сначал….

Составь три предложения с данными словами.

Уровень 2.

Кроссворд

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали: 

  1. С
  2. “Не купили жеребенка!” - Плачет Лена очень … 

По вертикали: 

  1. Кто учится в школе?
  2. Говорит всегда Антон: “Напишу письмо …”
  3. Осень в сад к нам пришла,
    Красный факел зажгла.

Уровень 3.

1. Кто как подает голос? Подчеркнуть слова – действия:

Лягушка громко … .

Сначала собака … .

Потом корова … .

2. К словам – предметам подобрать слова – действия:

Ветер …, … .

Ученик …, … .

Река …, … .

Рябина …, …

Словарные слова №10.

Уровень 1.

Словарный диктант.

Зв…нт, учит…ль, алф…вит, Отечеств…, гражд…нин, тольк…, скольк…,

скор…, слев…, вокру…, б…реза.

-Составь три предложения с данными словами

Уровень 2.

Кроссворд

Запиши в тетради только ответы через запятую. Составь три предложения с любым словарным словом.

По горизонтали:

1) Родина; место, где человек родился.

2)

3) Событие, которое произойдет в ближайшее время. Когда это будет?

4) Житель какой-либо страны.

По вертикали:

1)

2) Лиственное дерево, символ России.

3) Человек, передающий свои знания другим людям.

4) Разговаривать по телефону.

5)

6)

Приложение 1.

«Разноуровневые задания»

(задания низкого уровня сложности – желтые или бежевые карточки)

Задание № 1.1.

Найди площадь (S) и периметр  (P) прямоугольника со сторонами 9см и 8 см.

Запиши решение.

Задание № 1.2.

Реши уравнения. Чему равен Х?

А) Х + 25 = 60

Б) 8 х Х = 48

В) 24 : Х = 6

Задание № 1.3.

Найди значения выражений:

А) 5 х 9

Б) 64 : 8

В) 30 х 7

Задание № 1.4.

Реши задачу. Запиши решение.

В трех автобусах 99 человек. В первом автобусе 42 человека. Это на 6 человек больше, чем во втором автобусе. Сколько человек в третьем автобусе?

Задание № 1.5.

Сравни:

А)        3 м 7 см

6 дм 8 см

Б)      5 дм 3 см

53 см

В)   9 км 300 м

9030 м

Г)      7 м 86 см

78 дм 5 см

(задания среднего уровня сложности – зеленые или розовые карточки)

Задание № 2.1.

Найди площадь (S) и периметр  (P) прямоугольника. Длина прямоугольника 19 см, а ширина на 9 см меньше. Запиши решение.

Задание № 2.2.

Реши уравнения. Чему равен Х?

А) Х – 374 = 546

Б) 687 + Х = 814

В) 560 – Х = 237

Задание № 2.3.

Найди значения выражений:

А)    72 – 48 : 6 х 3

Б)  4 х (23 – 8 ) : 10

В)   80 : 2 + 80 : 40

Задание № 2.4.

Реши задачу. Запиши решение.

Бабушка Гамми сварила 45 л яблочного и 85 л вишневого сока. Из них на завтракмедведи израсходовали 18 л сока, а на обед в 3 раза больше, чем на завтрак. Сколько сока у медведей еще осталось?

Задание № 2.5.

Выполни действия:

А)  З м 63 см   +

6 дм 9 см

Б)    9 м 3 дм    -

4 дм 8 см

В)    5 м 9 дм    -

24 см

(задания высокого уровня сложности – карточки голубого или синего цвета)

Задание № 3.1.

Площадь (S) прямоугольника 70 дм, а его ширина 5 дм. На сколько дм длина прямоугольника больше его ширины? Найди периметр  (P). Запиши решение.

Задание № 3.2.

Реши уравнения. Чему равен Х?

А) Х : 240 = 4

Б) Х + 824 = 2000

В) 1380 – Х = 692

Задание № 3.3.

Найди значения выражений:

А)       64 : 4 + 3 х 9 х 7 – 91 : (28 : 4)

Б)         (69 х 2 – 6 х 8) : 5 + 170 х 3 : 10

В)         9 х 4 : 6 + (18 + 22) : 8 – 48 : (3 х 8)

Задание № 3.4.

Реши задачу. Запиши решение.

На зиму Вини-Пух заготовил мед. В одном бочонке было 72 кг, во втором в 3 раза меньше, чем в первом, а в третьем на 68 кг больше, чем во втором. Сколько кг меда заготовил Вини-Пух на зиму?

Задание № 3.5.

Выполни действия:

А)        5 м 94 см + 6 дм 8 см

Б)        7 м 2 дм – 42 дм 3 см

В)       9 м 6 дм 5 см – 5 м 8 см

Г)       34 дм – 2 м 37 см

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Леонова Ирина Васильевна, учитель начальных классов 

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 

Цель урока:

  • познакомить детей с предложениями по цели высказывания;
  • развивать умения детей правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
  • учить чувствовать интонационную окраску русского языка;
  • развивать у детей образное воображение;
  • на примере разноуровневых заданий воспитывать у учащихся уверенность и интерес к выполнению самостоятельных работ.

Оборудование: 

  • таблица по теме “Предложение”;
  • иллюстративный материал по словарным словам;
  • карточки для групповой работы;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • карточки для разноуровненых заданий;
  • стихотворение К.И.Чуковского “Телефон”;
  • загадки.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Д.:

“Здравствуйте!” - ты скажешь человеку.
“Здравствуй!” - улыбнется он в ответ.
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

У.: Ну, а теперь начинаем урок. И как всегда первый этап урока – “минутка чистописания”.

II. Чистописание.

У.: - Скажите пожалуйста, какой девятый месяц года?

Д.: - Это сентябрь.

У.: - Попробуйте подобрать опорные слова или словосочетания, по которым можно понять, что речь идет об осени.

Д.: - Дождь, лужи, отлет птиц, листопад, зонтик, сапоги и т.д.

У.: - Хорошо. В некоторых названных вами словах встречается буква “О”. Вот ее мы и будем писать в различных соединениях с другими буквами.

На доске появляется запись заглавной и строчной букв с нижним, средним и верхним соединениями с другими буквами.

III. Словарная работа

У. – Вы говорили, что осенью птицы улетают в теплые края, но некоторые из названных птиц остаются с нами зимовать. Вспомните словарные слова, обозначающие названия птиц, в написании которые есть сочетания “оро” или “оло”.

Дети называют слова, записывают их на доске, учитель вывешивает картинки птиц.

На доске появляется запись: ворона, воробей, сорока, соловей.

У.: - Ребята, попробуйте включить свою фантазию и воображение и объясните, почему в этих словах безударная гласная “о”.

Д.:

- гнезда птиц круглые, как буква “о”;

- яйца овальные;

- птенцы птиц похожи на маленькие комочки;

- когда птицам холодно они растопыривают свои перья и становятся кругленькими и т.д.

У.: - Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и скажите, что в них общего с точки зрения русского языка.

Д.:

- во всех словах три слога;

- слова отвечают на вопрос “кто?” и являются одушевленными предметами;

- это имена существительные;

- они все записаны с буквы, обозначаюшей согласный звук

У.: - А теперь попробуйте эти слова разбить на две группы.

Д.:

- слова “ворона” и “сорока” - имена существительные женского рода, а слова “воробей” и “соловей” - мужского рода;

- в словах “ворона” и “сорока” ударный второй слог, а в остальных словах – третий.

У.: - Молодцы!

IV. Работа над темой урока.

У.: - Сегодня мы будем более подробно говорить о теме, которую изучали раньше. А название темы вам придется сказать самим, отгадав загадки о знаках препинания.

- Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца.

Д.: - Это восклицательный знак.

У.:

- Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.

Д.: - Это вопросительный знак.

У.:

- Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

Д.: - Это точка.

Во время ответов детей учитель выставляет на доску карточки с этими знаками.

У.: - Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Д.: - На уроке мы будем говорить о предложениях и знаках препинаниях в конце предложений.

У.: - Расскажите все, что вы знаете о предложении.

Д.: - Предложение – это законченная мысль. На письме предложения пишутся с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. В устной речи предложения отделяют друг от друга паузой и интонацией. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, образуют текст. Текст имеет заглавие.

У.: - Ребята, прослушайте текст и скажите, одинаково ли произносятся предложения.

Учитель читает текст: После работы мама пришла домой и спрашивает сына:

- Ванюша, ты сделал уроки на завтра?

- Нет, – отвечает сын. – Я смотрел мультфильмы.

Мама огорчилась ответу сына и раздраженно сказала:

- Ну, так делай!

Д.: - Предложения произносятся по-разному. Сначала мама спрашивает, сын ей отвечает. А потом мама приказывает сыну делать уроки.

У.: - Правильно. Предложения отличаются по цели высказывания: они могут содержать вопрос, спокойное повествование или давать указания, приказы, просьбы. И в зависимости от цели высказывания, на конце предложений стоят разные знаки препинания.

V. Работа с учебником.

У. –Откройте учебник на ст. 33 и прочитайте правило о предложениях по цели высказывания.

- Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными? Что ставится в конце каждого такого предложения?

Дети отвечают на вопросы, используя правило.

У.: - На стр.33 есть упражнение №76. Прочитайте его и назовите только побудительное предложение.

Дети читают это предложение: Сажайте деревья и цветы! Предложение записывается на доске и в тетрадях учащихся, разбираются известные орфограммы.

У.: - Почему это предложение побудительное?

Д.: - Потому, что оно призывает к действию.

У.: - А какие оставшиеся предложения по цели высказывания?

Д.: - Это повествовательные предложения потому, что в них о чем-то спокойно сообщается.

У.: - Попробуйте преобразовать повествовательные предложения в вопросительные, делая интонационное и логическое ударение.

Дети называют вопросительные предложения.

У.: - Итак, какие же бывают предложения по цели высказывания?

Ответы детей.

VI. Групповая работа детей.

У.: - А теперь вы будете работать в группах. Вам надо определить вид предложения и поставить в них правильные знаки препинания.

Детям раздаются карточки с текстами.

Карточка №1. Из книг мы узнаем много интересного

Ты любишь читать книги

Не вырывай страницы из книг

Карточка №2. Ты придешь сегодня ко мне смотреть интересный мультфильм

Я только с сестренкой поиграю и приду к тебе

Ребята, давайте жить дружно

У.: Давайте проверим работы.

Дети читают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения и доказывают постановку знаков препинания.

VII. Работа над предложением.

У. – А сейчас мы поработаем с деформированным предложением. Составьте повествовательное предложение из данных слов: ребята, под деревом, ежика, нашли, маленького.

Дети составляют предложение, записывают его на доске и в тетради, разбирают по членам предложения, выписывают словосочетания и составляют схему.

VIII. Работа с индивидуальными карточками.

На партах у каждого ребенка лежат карточки со знаками препинания.

У.: - А сейчас вы попробуете сами определить вид предложения и поднять карточку с определенным знаком препинания.

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
А потом позвонили зайчатки.
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвони мартышки.
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь
Да как начал как начал реветь.
- Повесьте, пожалуйста, трубку!

IХ. Разноуровневые задания.

У. – А сейчас вы будете выполнять задания по разным уровням сложности.

Первый уровень полегче второго. Вам надо определить, какой уровень вы будете делать.

Задания записаны на доске:

Первый уровень: Поставить знаки препинания в конце каждого предложения.

Весной в лесу расцветают ландыши Ты видел эти цветы

Нельзя их рвать

Второй уровень: Составьте разные предложения по цели высказывания.

После выполнения задания, происходит коллективная проверка.

Х. Итог урока.

У.: - С какими видами предложений мы работами на уроке?

- Что узнали нового?

- Какие правила и орфограммы вспоминали в ходе урока?

Приложение 1. Исследование силы нервной системы при помощи темпинг –

теста.

Оборудование: лист А-4 , разделенный на 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке (2 экземпляра), карандаш, секундомер, протокол исследования.

№1

№2

№3

№6

№5

№4

Процедура исследования.

Первый этап. Испытуемому предлагают поставить карандашом точки ( как можно больше) в бланке правой рукой. Работа движется из квадрата в квадрат по часовой стрелке, по команде экспериментатора. 5 секунд на квадрат.

Второй этап. Новый бланк. Аналогичная работа левой рукой.

Обработка результатов.

Цель: определить характер работоспособности (РС) испытуемого.

1.Посчитать количество точек, поставленных испытуемым, за каждые 5секунд , каждой рукой.

2.Занести результат в протокол.

3.Построить график РС отдельно для правой и левой руки. Для этого на оси абсцисс- отложить пятисекундные промежутки времени, анна оси ординат- количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов.

Выделяют 4 типа графика.

А - выпуклого типа,

Б – ровного типа,

В – нисходящего типа,

Г – промежуточного и вогнутого типа.

А: - темп РС нарастает в первые 10-15 секунд, а в последующем он может снизиться. Тип нервной системы (Н С) – сильный.

Б:- темп ,удерживаемый испытуемым, примерно на одном уровне в течении всего времени. Тип Н С средней силы.

В:- темп снижается уже со второго 5- секундного отрезка времени и остаётся на сниженном уровне в течении всей остальной работы. Тип нервной системы – слабый (наибольшая РС в начале урока с резки снижением в середине).

Г: - темп РС снижается после первых 10-15 секунд, График промежуточный. Тип НС – средне-слабый. Наибольшая РС – в начале урока.

График вогнутый– свидетельствует о кратковременной мобилизации. Наибольшая РС в середине урока.

Результат исследования учащихся 4 класса.

Анализ графиков показал следующее:

*сангвинический тип-48%

*флегматический тип- 35%

*холерический тип-12%

*меланхолический тип-5%

Данные результаты говорят о том, что большинство учащихся класса- дети с сильным уравновешенным , подвижным типом Н С. Эти дети способны на длительную напряжённую работу, легко перестраиваются с одного вида деятельности на другой, точно рассчитывая силы.

Приложение №2.

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

— не очень

— нравится

— не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома бывает по-разному

— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

— остался бы дома

— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится

— бывает по-разному

— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы

— не хотел бы

— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю

— не хотел бы

— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто

— редко

— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю

— хотел бы

— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало

— много

— нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся

— не очень , -- не нравятся

 высокая школьная мотивация, учебная активность-- 70%

 нормальная школьная мотивация—21%

 положительное отношение к школе , но школа привлекает более внеучебными сторонами – 9%

 низкая школьная мотивация—0%

 негативное отношение к школе—0%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе

Цель школы - формирование функционально грамотной личности. В научном понимании функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жиз...

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в начальной школе. Лазарева Н.А. МНБОУ "Лицей№76"

Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности. По моему мнению, важнейшей часть...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.

Данная презентация рассказывает о системно-деятельностном подходе на уроках русского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»

Цель данного проекта: разработка системы упражнений  для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе"

Современный человек живёт в эпоху постоянного увеличения объемов информации, в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, т...

Коммуникативно-деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается коммуникативно - деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе в современных учебниках руссеого языка., особенности изучения текста как основной дидактическ...