рабочая программа по курсу ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) по теме

Гизатуллина Гулися Габдрахмановна

рабочая программа по курсу ОРКСЭ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse1.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа создана на основании нормативно- правовых документов:

  • п.2.7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании».
  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по ОРКСЭ, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
  • Программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
  • Учебного плана МБОУ «Миннибаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год;
  • Базового учебного плана РТ на 2013-2014 учебный год
  • Положение о рабочих программах МБОУ «Миннибаевская СОШ» на 2013-2014, утвержденный приказом №84 от 31.08.2012
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 19  декабря 2012 г. N 1067 г. Москва “Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.

    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

  Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей – модуль «Основы светской этики».

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

    Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

      Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:

- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего  в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

-  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление веры в Россию;

- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

 

    Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.  

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;                                                 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;                                                                                     - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;                                                                                                                                         - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                           - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Требования к уровню  подготовки оканчивающих  начальную школу

       В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
       знать/понимать: 
     -  основные понятия религиозных культур;
     - историю возникновения религиозных культур;
     - историю развития различных религиозных культур в истории России;
     -  особенности и традиции религий;
     -   описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
    

        уметь: 
      - описывать различные явления религиозных традиций и культур;
      - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
      - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
      - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

    - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
       -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:      

- слушать собеседника и излагать свое мнение;
-  готовить сообщения по выбранным темам;

Содержание программы

                                                           Тематический  план

Тема

Количество часов

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики

28

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России

5

Всего

34

               

Основное содержание

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ   ЭТИКИ

       Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
      -  развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
      -  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
     -   воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Обязательный минимум  содержания основных  образовательных программ

       Россия — наша Родина.
       Основы православной культуры
       Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
       Основы исламской культуры
       Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
       Основы буддийской культуры
       Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
       Основы иудейской культуры
       Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
       Основы мировых религиозных культур
       Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
       Основы светской этики
       Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
       Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебно-методическое и программное обеспечение

1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

3. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовват.учреждений.- М.: Просвещение, 2012

4. Основы религиозных культур и светской этики.  Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011

5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2011

6. презентации на электронном носителе*

Интернет - ресурсы

- http://fcior.edu.ru/ 

- http://school-collection.edu.ru/

- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

- Образовательный портал РУДН - http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2941&p=9968 

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По примерным программам

фактически

План

Факт

1.

Россия – наша Родина

1

1

3.09.

2.

Что такое светская этика

1

1

10.09.

3.

Культура и мораль

1

1

17.09.

4.

Особенности морали

1

1

24.09.

5- 6

Добро и зло

2

2

1.10.

8.10.

7- 8

Добродетель и порок

2

2

15.10.

22.10.

9

Свобода и моральный выбор человека

1

1

29.10.

10

Свобода и ответственность

1

1

12.11.

11

Моральный долг

1

1

19.11.

12

Справедливость

1

1

26.11.

13

Альтруизм и эгоизм

1

1

3.12.

14

Дружба

1

1

10.12.

15

Что значит быть моральным

1

1

17.12.

16

Творческие работы учащихся

1

1

24.12.

17

Презентация творческих работ.

1

1

14.01.

18

Род и семья – исток нравственных отношений

1

1

21.01.

19

Нравственный поступок

1

1

28.01.

20

Золотое правило нравственности

1

1

4.02.

21

Стыд, вина и извинение

1

1

11.02.

22

Честь и достоинство

1

1

18.02.

23

Совесть

1

1

25.03.

24

Образцы нравственности

1

1

4.03.

25

Нравственные идеалы

1

1

11.03.

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

1

18.03.

27

Этикет

1

1

1.04.

28

Семейные праздники

1

1

8.04.

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

1

1

15.04.

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

1

23.04.

31

Подготовка творческих проектов

1

1

29.04.

32-33

Презентация творческих работ учащихся

2

2

6.05.

13.05.

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя граждан- ского мира и согласия»

1

1

20.05.

Рекомендации к критериям оценки по курсу ОРКСЭ

Рекомендации по оценке знаний обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

По данному курсу предполагается на выбор образовательного учреждения  три вида оценивания курса:  

 1) безотметочный принцип обучения;

 2) оценивание по результатам творческих работ;

 3) отметочная система обучения в течение всего учебного года.

Любая выбранная образовательным учреждением  система должна быть закреплена в локальных актах ОУ.

  1. Безотметочная система.

    Безотметочная система позволяет составить об обучающихся объективное представление, более полно раскрыть их способности.

Обучающиеся должны:

- иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях мировых религиозных культур, понятиях благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к родителям, Родине и последствиях нарушения моральных норм;

- иметь первичные сведения из истории традиционных религий России, знать главные  события истории религий и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;

- уметь применять духовно-нравственные правила в общении с окружающими людьми (в семье, в школе).

Безотметочная система обучения обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными.

Итоговым контролем безотметочной системы может быть информационно-творческий журнал (например, «Я живу в России»), в котором размещаются оперативные материалы: эссе и отзывы, творческие работы учащихся. В нём будет прослеживаться степень участия каждого обучающегося.

Resource id #3102

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование курса в 4-5 классах....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа комплексного курса ОРКСЭ

Краткая характеристика особенностей преподавания и календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Разработка рабочей программы по ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры"...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Рабочая программа  "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

рабочая программа по курсу ОРКСЭмодуль «Основы светской этики»:...