Программа «Одаренные дети».
методическая разработка по теме

Наталья Александровна Дмитриева

 

Программа «Одаренные дети» составлена на основе рекомендаций, требований к современному образованию Министерством образования. Программа охватывает разнообразные сферы одарённости – не только в сфере учебных  образовательных дисциплин и традиционной внеклассной работы, но и в широком социокультурном пространстве, окружающем человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_programmy_odaryonnye_deti.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Модель работы с одарёнными детьми

в начальной школе

учителя начальных классов

МКОУ СОШ №7 г.Светлограда

Дмитриевой Натальи Александровны

2011 год

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1.Описание модели работы с одарёнными детьми……………………….......5

2. Программа работы с одарёнными детьми…………………………….......10

3. Методические рекомендации по организации работы с учащимися……15

4. Результаты реализации модели…………………………………………….18

                         

        

Модель работы с одарёнными детьми

в начальной школе

Введение.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальная задача общеобразовательной школы. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

- В школе должны быть свои традиции.

- Школа должна давать современное образование.

- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

     Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе  образования. Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями  называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

 Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

 Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества

     Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

     Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

    Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

    Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

     Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Поэтому на современном этапе школа перед собой ставит  следующие цели и задачи.

Цели:

- создание условий для оптимального развития детей, совершенствование системы работы школы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося; 

- обеспечение возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.  

Задачи:

- совершенствование форм и методов работы по целенаправленному выявлению и развитию одаренных детей.

- создание максимально-благоприятных условий для интеллектуального, морального и физического развития учащихся, для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской работы и поисковой деятельности.

- стимулирование творческой деятельности учащихся.

- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

- обеспечение максимально благоприятных условий для личностного развития детей;

- развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;

- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;

- научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;

- создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми;

- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;

- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности

мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков,   творчества в урочной и внеурочной деятельности;  

- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на христианских ценностях.

Приоритетная задача:

- развитие творческой индивидуальности ребенка, предоставление всем учащимся возможностей раскрыть свои таланты в различных направлениях.

Вот поэтому реализация мероприятий, предусмотренных  разработанной программой, позволит: 

-   сформировать систему работы с одарёнными детьми;

- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

-   совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

     -   сформировать банк данных «Одарённые дети». 

Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения.

               

  1. Описание модели работы с одарёнными детьми.

В чем смысл работы с одаренными детьми? В работе с одарёнными детьми стоят следующие задачи:

1. способствовать развитию каждой личности;

2. довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

3. способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. (Ж.Брюно)

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления одарённых детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребёнка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т.д.)

У детей, одарённых в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма. Так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

Одарённость в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одарёнными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также разносторонние программы).

Одарённые дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне решается путём углубления предметных знаний на факультативных занятиях по учебным предметам и специальным развивающим курсам по различным направлениям. Это, безусловно, позитивное явление. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды урока. Обучать и воспитывать, средствами как урока, так и в целом всего учебно-воспитательного процесса, повышая тем самым их развивающий и творческий потенциал.  Это позволит учителю решить ряд важнейших социально-психологических задач:

- не терять потенциально одарённых детей, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

- создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;

- формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, т. е. одарённостью, а также  обучаемостью.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

• Не могут четко развести реальность и фантазию.

• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь, от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др. Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.

При этом деятельность педагогов предусматривает:

а) реализацию  педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

 б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных  дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса  основана на взаимозависимости компонентов структурирования:   идеи -  содержание  -  обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ -  определение индивидуальных      образовательных траекторий - технологии  - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность  - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Таким образом, выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. 

  1. Программа работы с одарёнными детьми. 

Пояснительная записка

Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознается и заставляет искать новые образовательные формы работы с одаренными и талантливыми детьми. Мониторинг проведенных состязательных мероприятий показывает, что если помощь детям оказана не была, то процент одаренных детей в  школе снижается.
Основаниями необходимости и возможности составления данной программы можно считать:

  1. организация в ОУ системы дополнительного образования;
  2. наличие необходимых ресурсов: одаренные дети, обучающиеся в «естественной среде», кадровый ресурс: творческие учителя, психолог.
  3. наличие ученых, занимающихся проблемами развития одаренности детей и готовых сотрудничать с практиками;
  4. востребованность проблемы со стороны родителей.

Программа «Одаренные дети» составлена на основе рекомендаций, требований к современному образованию Министерством образования. Программа охватывает разнообразные сферы одаренности – не только в сфере учебных  образовательных дисциплин и традиционной внеклассной работы, но и в широком социокультурном пространстве, окружающем человека.

Цель и задачи программы.

             Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей;

- подготовка и повышение квалификации учителей, работающих с одарёнными детьми;

- организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей.

                Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.

Основные направления работы программы.

     В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

     Развивающее направление  – формирует умения: слушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

     Координационное направление– обеспечивает нормативную базу, контроль и анализ деятельности.

     Информационное направление– привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

     Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

     Кадровое направление– предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Реализаторы программы:

- директор школы, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, руководители школьных МО, руководители кружков, секций;

- учителя начальных классов;

- учителя – предметники;

- родители учащихся.

Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными детьми:

- разработка, корректировка, усовершенствование учебных программ для работы с одарёнными детьми;

- организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми;

- организация контроля знаний одарённых детей, выполнения программ;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;

- творческие отчеты по предметам в рамках реализации индивидуальных программ;

- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми.

Организация и функциональное обеспечение программы работы с одарёнными детьми

1. Функции директора.

  • Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
  • Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей.

2.Функции зам. директора по УВР и ВР.

  • Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.  (Постоянно)
  • Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.  (Не менее 1 раза в год.)
  • Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.  (Постоянно)
  • Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.  (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).
  • Сбор банка данных по одарённым детям.

 3.Функции рабочей группы.

  • Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
  • Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
  • Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
  • Определение критериев эффективности работы.

4.Функции руководителей ШМО.

  • Планирование и  проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно).
  • Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
  • Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
  • Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.

 5.Функции учителей-предметников.

  • Выявление одарённых детей по своим предметам.
  • Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
  • Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
  • Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
  • Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  • Проведение семинаров по особенностям работы с одаренными детьми;
  • Тренинги по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;
  • Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

  6.Функции классных руководителей.

  • Выявление детей с общей одарённостью.
  • Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  • Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
  • Выступления на классных собраниях;
  • Индивидуальные консультации

 7.Функции руководителей кружков и секций.

  • Выявление одарённых детей.
  • Организация творческих отчётов детей.
  • Предоставление необходимой информации классным руководителям.
  • Консультирование родителей.

Поддержка одаренных детей и учащихся

 Поддержка одаренных детей и учащихся имеет целью обеспечение  оптимальных условий их обучения и развития.
Задачи работы по созданию этих условий следующие:

  1. выявление конкретных трудностей, с которыми сталкиваются одаренный ребенок;
  2. разработка эффективных форм помощи одаренным детям;
  3. оказание социальной помощи одаренным детям (обучение во внешкольных дополнительных образовательных структурах, кружках, летних школах, НОУ);
  4. использование стимулирующих факторов для одаренных детей (на уровне ОУ, района).

 Этапы реализации программы.

           Первый этап.  2011-2012учебный год – проектировочный – включает в себя разработку программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Второй этап.      2011-2012, 2012-2013учебный год – экспериментальный  и  2013-2014 учебный год –  переход в режим функционирования – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в школьных, районных, краевых  предметных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Цель:

Апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.
  • Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
  • Повышение квалификации педагогов. 

   Третий этап. 2016-2017 учебный год – завершающий – предполагает провести контроль и анализ реализации программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Цель:

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы школы.

Психологическая помощь (примерный план работы психолога)

Психологическая помощь одаренным детям

        Ответственные

        Сроки

1.Регулярные психологические консультации для одаренных детей

- выявление психологических проблем  детей

- психокоррекционная работа

              Психолог

2.Диагностика

Психологическое обследование детей с целью диагностики их развития и психологических особенностей

              Психолог

3.Организация  психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных состязаний

Психолог

4.Лекционно-пропагандистская работа.

Работа для одаренных детей по вопросам: психологии творчества, психологии личности, психологии общения

Психолог

5.Психологические тренинги  направленные на повышение эмоциональной устойчивости.

Психолог

Примерный план работы по программе «Одаренные дети»

№п/п

Мероприятие

Сроки

Исполнители

1

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

2011 - 2014

Руководители методобъединений, администрация

2

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.

Ежегодно

ШМО начальной школы

3

Совершенствование деятельности клуба одаренных детей.
Создание нормативной и методической базы.

Организация исследовательской деятельности в гуманитарной, эстетической, военно-спортивной, экологической, общественной секциях одаренных детей.

2011-2014

ежегодно

Классные руководители, руководители кружков, секций, зам.директора по воспитательной работе

4

Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно» и др.

ежегодно

Учебная часть, учителя-предметники

5

Участие школьников в краевых, районных, школьных предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

ежегодно

Методсовет, учебная часть

6

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

Методсовет, родительский комитет

7

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения

  • Выявление учащихся в 1-4 кл., составление диагностической карты
  • Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми
  • Проведения занятий с детьми
  • Отработка форм, методов, приёмов работы
  • Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

2011-2014

Учителя–предметники

8

Составление списков групп способных детей по предметам

ежегодно

Учителя предметники, руководители МО

9

Изучение мотивации учащихся к самообразованию

ежегодно

Психолог

10

Проведение предметных недель.

ежегодно

Руководители МО

11

Организация и проведение школьных предметных олимпиад

ежегодно

Зам.директора по УВР, руководители МО

12

Обновление банка данных одаренных и способных учащихся

ежегодно

Зам.директора по УВР, руководители МО

13

Заседание при директоре «Проблемы преемственности работы начальной, основной и старшей школы»

ежегодно

Директор школы

14

Диагностика самооценки учащихся 2-4классов

ежегодно

Классные руководители

15

Круглый стол «Результативность работы с одаренными детьми».

ежегодно

Зам.директора по УВР, руководители МО

16

Планирование работы с одаренными учащимися .

ежегодно

Зам.директора по УВР, руководители МО

3.Методические рекомендации по организации работы с учащимися

Информационно-исследовательская работа

Работа с одаренными детьми должна опираться на прочную информаци-онную базу.
Представляется необходимым создание банков данных (компьютерных):

  1. Банк данных по одаренным детям. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данных об их учебе.
  2. Банк данных по учителям, работающим с одаренными детьми, содержит информацию об  учителях, формах работы с детьми.
  3. Банк справочно-библиографических данных: информация по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности. А также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности.
  4. Предполагается проведение постоянной работы по сбору и обновлению содержащейся в них информации по результатам психодиагностических обследований, на основании сведений, полученных от педагогов школы, руководителей кружков, олимпиад, родителей.

Подготовка кадров для работы с одаренными  учащимися

Подготовка преподавателей по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в школе, является необходимым условием  претворения в жизнь всей программы. Необходима  организация ряда мероприятий по решению этого вопроса.

  1. Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми.
  2. Исследование психолого-педагогической компетентности  у учителей в области работы с одаренными детьми.
  3. Повышение квалификации преподавателей через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.
  4. Проведение практических занятий, тренингов, учеб с привлечением научных сотрудников. Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми литературой (методической), информировать о новинках литературы.
  5. Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.

Работа с родителями

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.
Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
2. Чтение  лекций для родителей.
3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.
4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:
1. Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол.

2. Интроверсия. Психологические аспекты одаренности.

3. Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.

Развитие и обучение одаренных детей и учащихся

Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

Средняя ступень (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.

Старшая ступень (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы. Основную роль регулярно внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют НОУ, кружки и т.д.

Предметные олимпиады школьников

Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.
Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.
Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.
В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.

Научные общества учащихся

НОУ – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученных, педагогов, инженеров и других специалистов.
Главная задача научных обществ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:

  1. диагностика одаренности детей и подростков;
  2. раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
  3. выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.

Высшим органом школьного НОУ является конференция членов общества, которая проводится    один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.
Руководство работой школьного НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят учащиеся – члены научного общества. Кураторами НОУ являются руководители научных, предметных и технических направлений.
План работы научного общества учащихся может включать следующие разделы:

  1. Заседания Совета НОУ;
  2. Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ;
  3. Научно-исследовательская деятельность;
  4. Творческая деятельность.

Поиск одаренных  учащихся

Поиск одаренных детей, их выявление на ранних стадиях развития является одним из важнейших звеньев в общей программе работы с одаренными детьми. В случае современной диагностики одаренности и проведения всех дальнейших шагов по развитию и обучению одаренного ребенка резко снижает вероятность «потерять» его как одаренного.
Адекватное обучение и развитие, периодическая диагностика, направленная на выявление качественного своеобразия одаренности и факторов, оказывающих непосредственное влияние на ее развитие, позволят с наименьшими издержками эффективно реализовать присущий одаренному ребенку творческий потенциал.
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся.
Предварительный отбор проводится по рекомендации преподавателей, родителей, на основе самооценок детей с обязательным последующим проведением диагностических мероприятий психологом.
Одно из плодотворных направлений поиска одаренных детей и учащихся – диагностическая работа во время проведения очных интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров,  турниров, конкурсов и т.д.

4.Результаты реализации модели

Репродуктивные умения

– делить материал на составные части;

– выделять главное в тексте, в устном изложении;

– составлять план;

– составлять тезисы;

– составлять конспект текста;

– составлять конспект объяснения;

– уметь дословно рассказывать (пересказывать);

– уметь составлять реферат по материалу статьи, книги;

– уметь пользоваться справочной литературой;

– находить конкретные примеры понятия, правила (перевод абстрактного в конкретное) по образцам

Творческие умения

– уметь увидеть проблему;

– уметь сформулировать проблему;

– уметь выдвинуть гипотезу;

– уметь составить план решения проблемы, задачи;

– уметь делать обобщение, выводы;

– уметь систематизировать материал;

– уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);

– уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);

– уметь решить задачу;

– уметь делать прогноз

Организационно-рефлексивные умения

– уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);

– уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

– уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность, психические состояния

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа одаренные дети

разработка программы одаренные дети...

Научно- исследовательская работа как один из способов реализации программы «Одаренные дети»

В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями ...

Программа "Одаренные дети"

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогиги и психологии.Перечислены основные направления программы, формы и методы работы с одаренными детьми....

Программа «Одаренные дети»

Программа «Одаренные дети»Тема: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе».Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей....

Программа "Одаренные дети-дети будущего"

Программа расчитана для начальной школы. Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. В рамках программного материала ребёнок не может развить свои способности до высокого уровня, ему нео...

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...

Программа "Одаренные дети", разработанная на основе районной программы "Юные дарования"

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться....