Главные вкладки

    Золотые зерна веры и благочестия семьи Императора Николая II .
    план-конспект занятия (4 класс) по теме

    Конспект по внеклассному занятию. Предназначено для расширение знаний учащихся 4 классов по предмету "Основы Православной культуры"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_urok_very_i_blagochestiya_-_2.docx37.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие

    Тема: «Вера и благочестие - золотые зерна семьи Императора Николая II».

    Основной целью внеклассного занятия  является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовных  знаний, основанных на традициях Православия.

    Задачи занятия: раскрыть перед учащимися значения веры и благочестия на примере благочестивой жизни Царской семьи      Николая II, изучение церковной истории, воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них. Предназначено для расширения знаний  по предмету «Основы Православной культуры».

    для учащихся 4 классов.

    Формы и виды деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

    Основные термины и понятия: вера, благочестие.

    Средства наглядности листе ватмана: нооутбук, проектор, изображение колокольни на большом листе ватмана, макеты колокольчиков 3 цветов на каждого ученика.

    Ход занятия.

    1.Оргмомент. Создание благоприятного эмоционального фона.

    -Ребята, если бы вам дали такое задание: выбрать цветок, который бы больше всего подходит вашему настроению, какой бы цветок вы выбрали: желтый, синий, зеленый? Обоснуйте свой выбор. (Учащиеся высказывают свои ассоциации).

    Учитель сообщает,  желтый цвет - много энергии, солнечное настроение; пусть на занятии будет теплая атмосфера. Зеленый - спокойное настроение-цвет пробуждения природы; пусть занятие будет живым. Синий – цвет воды, капелька знаний; пусть занятие будет познавательным.
    2. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме занятия.
    Учитель проводит беседу с детьми с целью актуализации их знаний по истории православной культуры, подведения их к определению задач занятия, создания эмоционального настроя к теме урока. Ниже приводится перечень вопросов учителя и примерные ответы детей на них.

     -Работа с презентацией. ( Слайд 1)

    -Отгадайте загадки. (Учащиеся отгадывают загадки).

    -Иисус Христос в Нагорной проповеди учил не отвечать на зло злом, уметь прощать.

    -О чем же третья загадка?

    -Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? ( О семье.)

    -Что необходимо для создания счастливой семьи? ( Вера, надежда, любовь)

    -Какое лексическое значение у слова «вера»? (Работа учеников с толковым словарем).

    -Сегодня мы познакомимся с Царской Семьей Николая II , которая служит образцом христианской веры и благочестия» (Слайд 2)

    -Прочитайте тему занятия.

    -Кто может предположить, что такое благочестие? (Высказывания детей)    

    Определение веры и благочестия (Слайд 3) Прослушивание фрагмента колокольного звона.  

    3.Изучение нового материала.

          Царь Николай Александрович Романов родился 6/19 мая 1868 года в семье Цесаревича Александра Александровича и его супруги Марии Федоровны, под Санкт-Петербургом, в Царском селе. (Слайд 4)

       Князь Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать святителю Николаю, в честь которого был назван. Позже он говорил: « Я родился в день Иова Многострадального, и мне предназначено страдать». Близкие отмечали: » У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая». Он рос святым мальчиком, готовым молиться о спасении жизни маленькой  птички, выпавшей из гнезда своей матери: «Надо помолиться за воробушка, пусть его Боженька не берет». Даже мальчиком он почти никогда не горячился и не терял самообладания. Чтобы будущий царь на практике, познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направлял его на военные сборы. Он получил настоящее военное воспитание и настоящее военное образование.

     4.Физминутка (Выполнение упражнений за учителем)

    Мы семья – всегда мы вместе,

    Нам нельзя стоять на месте

    И друг другу, если можем,

    Обязательно поможем.

    Потрудились, отдохнули.

    Сели разом за столы.

    Взяли книжки, взяли ручки,

    И дождались тишины.

         Весной 1894 года, видя непоколебимое решение Царевича  вступить в брак с принцессой Алисой Гессен - Дармштадской,  Августейшие  Родители дали на то свое благословение. Во многом, благодаря вере и любви Царевича Николая II Александра Феодоровна  всей душой полюбила святое православие.  Во время миропомазания принцесса Алиса, невеста будущего Царя, была наречена Александрой в честь святой мученицы Александры. Император Николай II  взошел на престол 21октября/3 ноября 1894 (Слайд 5)

         Государь, как человек глубоко верующий, сознавал себя Помазанником Божиим и Царем в том значении, которое унаследовал по своей крови из веков русской истории. (Слайд 6) Во время переписи населения в 1897 году в графе Ваше занятие Император Николай II написал «Хозяин Земли Русской».

          Государь стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать, придерживался исконно русских православных традиций. ( Слайд 7)  Государь был истинным покровителем Церкви и попечителем о всяком ее благе.  

        Господь благословил брак Николая II  рождением четырех дочерей – Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. (Слайд 8) Государыня занималась детьми сама. Дочери Императора Николая II  получили прекрасное образование, они изучали иностранные языки, играли в теннис и ездили верхом. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц. Царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. 

          Рождение долгожданного Наследника после появления на свет четырех дочерей предсказала блаженная Паша Саровская (Слайд 9). Неизлечимая болезнь Наследника-гемофилия (несвертываемость крови), была тем кресто- ношением Государыни, которое выковало в  ней дух, готовый на мученичество. 

       Царские дети были удивительно нравственно чистыми (Слайд 10).

             Императрица Александра Феодоровна, хотя была немкой, так полюбила Россию, что считала себя матерью этого народа. Александра Феодоровна полностью посвятила себя семье, России, и вместе с тем росло и углублялось ее православное благочестие.

            Главное в жизни Императрицы - ее любовь к Богу и ближнему (Слайд 11).

           В 1912 г. в Дне Белого Цветка участвовали и царские  дети. (Слайд 13)  Во время войны Государыня занялась устройством госпиталей, санитарных поездов и открытием складов медикаментов. Императрица с двумя старшими Великими Княжнами прошли  курс сестер милосердия военного времени, присутствовали при всех операциях. Великие княжны исполняли все, что им наказывали доктора, и даже мыли ноги раненым, чтобы тут же на вокзале, очистить раны от грязи и предохранить от заражения крови. Ношу сестер милосердия готовы были принять и младшие дочери - Мария и Анастасия, но они еще не окончили курс обучения, и мать не допускала их до операционной. Княжна Мария во время войны со своей младшей сестрой Анастасией шили белье для солдат и их семей, приготавливали бинты.

         Сильная воля Царевича Алексея была наследным качеством, но она развивалась и окрепла из-за частых физических страданий,  причиняемых ребенку страшной болезнью. Он был добр, как и отец, дисциплинирован  и  требователен к себе и другим. Любимой пищей Цесаревича были «щи, каша и черный хлеб, который едят все мои солдаты»,- как он всегда говорил. Иногда, почти ничего не вкушая за царским столом, он тихонько пробирался со своей собакой к зданиям Царской кухни, просил у поваров ломоть черного хлеба и  втихомолку делил его со своей кудрявой любимицей. (Слайд 14) Мать- царица читала с ним святые молитвы и знакомила с жизнью и учением Господа  Нашего, Иисуса Христа. В дни войны приступы болезни становились все реже, и отец, несмотря на грозящую опасность для сына, брал с собою царевича в путешествие по финляндским шхерам и по Галиции, а затем и в Ставку. Здесь Алексей Николаевич сделался более общительным. Несмотря на то, что эти поездки вредили здоровью Алексея Николаевича и отрывали его от учения, Государь считал себя вправе исполнить его горячее стремление быть среди войск. Дух войск был поднят обаянием личности светлого Царевича. 

        Преподобный Серафим Саровский еще в 1832 году предсказал бунт против Царской власти и кровавый момент ее падения. (Слайд 15) К сожалению, современники не осознали  благочестивую жизнь Царской Семьи Николая II, их высокую нравственность и духовность. Они не видели в Царе преданного Богу человека, так как сами не имели веры в Бога. Очерненный облик Царственной Семьи, потеря веры и верности ей, явное желание широких слоёв элиты империи отказаться от монархического устройства государства обусловили отстранение императорской семьи от власти. 2 марта 1917 года Император Николай II отрекся от престола за себя и за Цесаревича Алексия. Наблюдая разрушение христианских традиций и революционные потрясения в Западной Европе, святитель Филарет призывал русских людей беречь светильник Православной веры. Однако русские люди не прислушались к словам святителя и многие утратили Православную веру и благочестие. (Прослушивание фрагмента песни Н.Гнатюка «Песня про Николая II»).

        Александра  Феодоровна, будучи зверски убита вместе с Государем, дочерьми  и сыном-наследником в подвале  Ипатьевского дома 4/17 июля 1918 года в Екатеринбурге, отошла, осеняя себя крестным знамением.

          В Санкт-Петербурге, у храма Воскресения Христова, рядом с Варшавским вокзалом открыли памятник святой Царственной чете – Императору Николаю II и Императрице Александре Феодоровне. ( Слайд 16) Церемония прошла 12-го мая – в этот день исполнилось 120 лет со дня бракосочетания царственных супругов.

    -Послушайте, пожалуйста, стихотворение Алексея Мысловского  «Божьи птицы», которое посвящено детям Царственной четы. (Читают заранее подготовленные дети).  

    5.Закрепление полученных знаний.

    -Ответьте на вопросы (Слайд 17)

    6.Задание в группах.

    - Составьте синквейн к любому из слов: вера, благочестие, семья, родители, дети.

    7.Проверка задания.

    -Скажите, какие нравственные ценности вы хотели перенять у членов семьи Романовых?

    8. Рефлексия.

    На доске прикреплен ватман  с изображением колокольни. Необходимо каждому ученику прикрепить маленький  колокольчик, соответствующий вашему отношению к занятию.

    -На этом мы заканчиваем наше  занятие. Спасибо.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеклассное мероприятие "КАЗАК без веры - не казак. Воспитание детей в семье."

    материал внеклассного мероприятия предназначен для воспитанников классов казачьей направленности (1 класс). дети только начинают знакомство с культурой и бытом казаков....

    "Последний российский император Николай II"

    Презентация на урок окружающего мира в 3-4 классах " Последний российский император Николай II"1. Детство и юность императора2. Начало правления Николая3. Семья Николая4. Первая мировая война5. Забаст...

    Семья императора Николая Второго

    17 июля Русская Православная церковь молитвенно вспоминает мученическую кончину семьи последнего российского императора Николая-II. В семье Николая Александровича и Александры Фёдоровны было пятеро де...

    "Царская семья Николая II – идеал православной семьи»

    Работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как х...

    "Последний российский император Николай II" (УМК "Начальная школа XXI века")

    Тема урока: Последний российский император Николай IIЦели урока: познакомить детей с эпохой правления императора Николая II.Планируемые результаты:Предметные:- развивать полноценное представление о Ро...