"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"
статья по теме

В статье рассматриваются эмоционально-личностные особенности младших школьников;разрабатывается система мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskiy_komfort.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

 "Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"

Задачи:

  • рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников;
  • разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;
  • создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.

Оборудование:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Конвенция ООН о правах ребенка; закон РФ “Об образовании”, карточки для визуализации; маркеры; карточки для деления на группы; наглядные пособия для рефлексии; раздаточный материал “эмоционально-личностные особенности младших школьников”

План

1. Психологический настрой (“Все в твоих руках”)

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

3. Теоретический ввод:

  • освещение проблемы создания психологического комфорта младших школьников в нормативно-правовых документах  (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Конвенция ООН о правах ребенка: закон РФ “Об образовании”);
  • определение психологического комфорта;
  • принцип психологического комфорта.

4. Работа в группах:

  • деление на группы (метод “Классические тройки”);
  • разработка системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников (метод “Мозговой штурм”);
  • изучение эмоционально-личностных особенностей младших школьников и представление конкретных рекомендаций (метод “Проработка темы в группе”).

5. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке (из опыта работы учителей).

6. Рефлексия (“Все в твоих руках”).

Ход заседания

1. Психологический настрой “Все в твоих руках”.

(Притча)

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Тема заседания “Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке”.

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

К

- красота…

О

- органичность…

М

- мама…

Ф

- фантазия…

О

- отдых…

Р

- радость…

Т

- тепло…

3. Теоретический ввод

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; гдесоздаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (Этимологический словарь Н.М. Шанский).

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

4. Деление на группы (метод “Классические тройки”)

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась “классическая тройка”.

  • солнце – воздух – вода
  • мир – труд – май
  • красный – желтый – зеленый
  • ум – честь – совесть и т.п.

5. Эксперимент – отступление

Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается в группе.

Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы.

6. Разработка группами системы мер по созданию психологического комфорта (метод “Мозговой штурм”)

  • сбор идей (принимаем все идеи);
  • анализ идей;
  • оформление на карточках наиболее эффективных идей (карточки 200х50, маркер);
  • представление системы мер группой;
  • обсуждение и дополнение каждой группой.

7. Изучение в группах эмоционально-личностных особенностей детей, которые необходимо учитывать для создания атмосферы психологического комфорта (метод “Проработка темы в группе”).

На доске укреплены карточки – задания для групп:

Каждая группа снимает карточку, переворачивает и читает задание.

Задание группам:

1.

Неуверенность в себе

 

 

2.

Повышенная утомляемость

 

 

3.

Замедленность темпа деятельности

 

 

4.

Повышенная потребность во внимании

 

 

5.

Повышенная двигательная активность

6.

Трудности в переключении с одной деятельности на другую

Группы работают с раздаточным материалом: изучают эмоционально-личностные особенности младших школьников и конкретные рекомендации. Приветствуется дополнение рекомендаций из своего педагогического опыта.

После проработки темы группа представляет свой материал, используя карточки для визуализации.

8. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

(Выступление учителей из опыта работы).

9. Рефлексия (“Все в твоих руках”)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

 

Список литературы

1. Закон Российской Федерации “Об образовании” - М.: Издательство “Ось – 89”, 2001.

2. Конвенция ООН о правах ребенка – М.: Издательство “Рудомино”, 2001.

3. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. - №6. – с. 10-42.

4. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие. – Кемерово: Издательство обл ИУУ, 1999.

5. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. - №4.- с. 90-93.

6. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. – Москва, 1999.

7. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы (Проект) // Начальная школа: плюс – минус. – 2001.- №9. – С. 24-25; №10. – с. 20-22.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998, - С. 289.

9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994. – С. 143.

 Психологический  комфорт

 Игры  и  упражнения

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”. Задача  школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку. Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу, или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

От  того  как  начнется  утро  ребенка,  с  каким  настроением  он  вступит в  новый  день,  зависит  успешность  всего  педагогического  процесса. Педагогу  важно   настроить весь  класс,  как  единый  музыкальный  инструмент: создать  атмосферу   комфорта  и  уюта. Лучший  помощник-игра. Игры  и  упражнения  для  «радостных  встреч».

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка;

- помогать детям адаптироваться в  классе;

- развивать навыки социального поведения;

-способство вать повышению уверенности в себе и развитию самостоя тельности.

Выбор темы для начала дня определяется разными обстоя тельствами: общим настроением группы, погодой, самочув ствием педагога и детей, наличием наглядного материала и т.д

Минутки вхождения в день помогают детям лучше чув ствовать себя в детском коллективе в начале дня.

1. «Комплимент»

Педагог: Что такое комплимент!? Для чего нужны комплименты? В каких случаях  их говорят? Приходилось ли вам говорить комплименты? Кому? (Ответы детей)

Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!         

        А теперь  скажите друг другу комплимент,

чтобы в сердце каждого из вас поселилось лучистое солнышко и согрело вас своим теплом.

2. «Улыбка»

Педагог: Какой сегодня день? Хмурый пасмурный или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 А  знаете, как можно улучшить настрое ние?- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я да рю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие  солнечные, лучистые улыбки, что, глядя  нa  них, ярче становится день и на душе теп леет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с  вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

3. Приветствие «Давайте поздороваемся».

 Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со все ми, кто встречается на пути. При этом надо соблюдать правила:

один хлопок ведущего  здороваются за руку

два хлопка - здорова ются плечами

 три хлопка - здороваются спинами

4.«Мы  вместе»

Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг дру гу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоро вы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше ... (перечис ляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло  солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

5.«Дружба»

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в цен тре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз  «Один за всех и все за одного».

6.Удивление

Педагог:

Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.)

А я    сегодня  удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково

здороваться.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам

дружно и весело провести этот день, уви деть много интересного и удивиться красо те ,которая нас окружает.

Дети приветствуют друг друга  и гово рят  до6рые пожелания.

7.Приветствие «Общий круг».

Педагог: «Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». Дети прини мают решение, что надо образовать круг. За тем взрослый предлагает каждому поздоро ваться глазами со всеми по кругу. «Я поздо роваюсь первая». Педагог заглядывает в глаза каждому ребёнку, слегка кивает голо вой и дотрагивается до его плеча. Дети по очерёдно продолжают приветствие.

 

8. «Солнечные лучики».

 Педагог  предлагает детям вытянуть руки и  соединить их в центре круга. Тихо постоять , пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

При проведении таких « минуток» педагогу надо быть актером, ведь эмоции и чувства надо показать. Дети очень верят в образ, обязательно от ветят чувством на чувство.

- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на вни мание, взаимоуважение, терпение.

В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание:

Послушаем музыку. Послушаем звуки в группе.

Послушаем, о чем говорят рыбки в аквариуме. Послушаем звуки на улице.

Послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).

Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным. Не давайте детям уйти из-под вашего контроля, от влечься.

 Подобные упражнения  способствуют созданию атмосферы доброжелательности, позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

     

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. 

 

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: 

  

“Задуй свечу”.

 


Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

 

“Ленивая кошечка”.

  


Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

 

Упражнения на расслабление мышц лица: 

 

“Озорные щечки”.

 


Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

 

“Рот на замочке”.

  


Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  
 У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
 Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 
 Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

 

“Злюка успокоилась”.

 


Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 
 А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 
 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 
 Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 
 Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 
 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

 

Упражнения на расслабление мышц шеи:

 

“Любопытная Варвара”.

 


Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
 А потом опять вперед – тут немного отдохнет. 
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
 Возвращается обратно – расслабление приятно! 
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
 Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 

Упражнения на расслабление мышц рук:

  

“Лимон”.

  


Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  
 Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой рукой.

 

“Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). 

 
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

 


“Вибрация”.

 


 Какой сегодня чудный день!  
 Прогоним мы тоску и лень.  
 Руками потрясли. 
 Вот мы здоровы и бодры.

 

Упражнения на расслабление мышц ног:

  

“Палуба”. 

 


Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! 
 Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! 
 Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

 

“Лошадки”. 

  


 Замелькали наши ножки, 
 Мы поскачем по дорожке. 
 Но внимательнее будьте,  
 Что вам делать, не забудьте!

 

“Слон”. 

 


Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

 

Упражнения на расслабление всего организма:

  

“Снежная баба”.

 


Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

 

“Птички”. 

 


Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 

“Бубенчик”.

 


Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

 

“Летний денек”.


Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  
 Я на солнышке лежу, 
 Но на солнце не гляжу.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.  
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
 Прогуляться вышел гром.  
 Гремит гром, как барабан.

 

“Замедленное движение”. 

 


Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  
 Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!

 

“Тишина”. 

 
 Тише, тише, тишина! 
 Разговаривать нельзя! 
 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, 
 И тихонько будем спать.


            Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  
            Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  
           Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 
          Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

«Улыбка фараона»

Итак, в случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.

Результаты этого упражнения:

Физиологический:  улучшение кровообращения в мимических мышцах и позвоночнике.

Психологический:  возможность посмотреть с юмором на ситуацию, а в результате — повышение устойчивости к источнику стресса.

Создание психологического комфорта на уроке

Опубликовано 26.07.2012 - 1:23 - Шатько Татьяна Александровна

«Создание психологического комфорта на уроке »
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? На мой взгляд, психологический комфорт на уроке. Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. ( Т.е. тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)
Источником психологичекой комфортности является:
положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
уважайте детей;
не навредите, ищите в детях хорошее;
замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
не приписывайте успех себе, а вину -ученику;
ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
оценивайте поступок, а не личность;
дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».

Уважаемые коллеги, давайте работать над собой, чтобы детям было комфортно на наших уроках. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического комфорта младших школьников

Как можно сделать внеклассную жизнь воспитанников комфортной...

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообраз...

Выступление на педсовете "Психологический комфорт младших школьников на уроке"

В настоящее время учёные в области педагогики психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования. Об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к...

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроках

Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы. Я считаю, что ребенок — это носитель своего предназначения и своей неограниченной огромной энергии. Он — явление нашей жизни. И поэто...

«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»

Презентация на тему : «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»...