Программа "Росток"
рабочая программа по теме

Мельникова Валентина Яковлевна

Программа нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx184.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, Красноселькупский

детский дом «Родничок»

Программа  «РОСТОК»

( возраст 10-15лет)

(срок реализации 3 года)

         Воспитатель: Мельникова В.Я.

                                               

                                               

c.Красноселькуп , 2013г.

«В воспитании человека важно добиваться,

                                                                                  чтобы нравственные и моральные истины были

                                                                                  не просто понятны, но и стали бы целью жизни

                                                                                          каждого человека, предметом собственных

                                                                           стремлений и личного счастья»

 (Свадковский И.Ф.)

Пояснительная записка.

Почему я выбрала именно проблему нравственного воспитания?

Нравственность – это залог успешного существования человека в обществе, воспитанника в образовательном процессе, постоянное совершенствование культуры общения.

Нравственный человек — это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали, человек, выработавший определенную систему ценностей, соответствующую общественной морали.

Именно нравственное воспитание является стержнем воспитания.

Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выдвигают требования к общей культуре личности.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость". Все эти понятия имеют оценочный характер.

      Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.     

Слово педагога  - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна сегодня решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.  

Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. Альберт  Эйнштейн считал: « Важнейшим делом для человека является  стремление к нравственности  в поступках.  Наше внутреннее равновесие и даже само  наше существование зависит  от него. Только нравственность в наших поступках  способна придать красоту и   достоинство нашей жизни”                                                                                                                                    
                                                                                                                                           

       
 Актуальность и практическая значимость программы  по формированию нравственных ценностей подростков заключается в  том, что она отражает, с одной стороны, интересы подростков, а с другой – педагогические возможности детского дома как учреждения отвечающего за социализацию  воспитанников.

        Цель программы:  сформировать представления  о нравственных нормах общения, об этикете, выработать навыки этического поведения и привить нравственный иммунитет в период созревания личности.

       Задачи:

1. Дать воспитаннику знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности.

2. Выработать нравственные представления о нормах этикета, навыки культуры поведения.

3.Развивать нравственную самооценку, готовить подростка к              самовоспитанию, самоанализу; стимулировать  самостоятельную деятельность ребенка в социуме.

4. Обеспечить взаимосвязь моральных знаний, умений и навыков поведения и опыта нравственных отношений со сверстниками и окружающими, повысить уровень социальной комфортности.

Сроки проведения:  2013 – 2016 учебные года

Взаимодействие с другими ОУ: Дом «Милосердия», музей, ЦД и НТ.

Формы и методы при проведении занятий:  беседа, диспут, практикум, просмотр и обсуждение фильмов, презентации, час общения, конкурсы и викторины разнообразной направленности, устный журнал, экскурсия.

Участники программы: воспитанники  учреждения  в возрасте 10 - 15 лет.

Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, DVD, видеодиски.  

Ожидаемые результаты:

- формирование культуры нравственного поведения воспитанников;

- усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей;

- проявление уважительного отношения к старшим;

- развитое чувство гордости, любви к родному краю и своей стране;

- повышение уровня социальной комфортности;

- проявление самостоятельной творческой активности;

- владение методами самовоспитания и самоконтроля.

Содержание программы

 

        Года

                Количество часов

Всего

теория

практика

Первый год обучения

7

11

18

Второй год обучения

6

12

18

Третий год обучения

6

12

18

Итого

19

35

54

Календарно – тематический план

первого года обучения

Реализуемые мероприятия

Дата проведения

Кол-во часов

теория

практика

1.

    Беседа – презентация “Человек – великолепно, это звучит гордо!” (А.М.Горький)

сентябрь

1

2.

    Анкетирование (диагностика) воспитанников «Нравственные качества личности»

сентябрь

1

3.

    Мастер-класс «Белый голубь – символ мира», посвящается Международному  дню мира /21 сентября/

сентябрь

1

4.

    Презентация: «Воспитательные системы: прошлое и настоящее»

октябрь

1

5.

Беседа «Доброжелательность и грубость»

ноябрь

1

1

6.

    Этическая беседа: «Поспешай делать добро»

декабрь

1

1

7.

    Беседа – презентация  «Знаки Доблести и праведной службы Отечеству»

декабрь

1

8.

    Диспут «Что такое культурный человек?»

январь

1

9.

    Познавательное занятие «Труд души. Праздник»

январь

1

10.

    Познавательна игра «Привычки – хорошие и плохие»

январь

1

11.

    Конкурсная игра «Доброе слово греет душу»

февраль

1

12.

    Познавательная игра  «Урок добрых сюрпризов»

март

1

13.

    Беседа – презентация «Светлые образы. Праведники и мудрецы»

март

1

14.

    Занятие в библиотеке «Милосердие»

апрель

1

15.

    Соревнования  «Когда мои друзья со мной»

май

1

16.

  Диагностика. Анализ работы  за год.

май

1

Всего

6

12

Итого за 2013 – 2014 учебный год

18

Календарно – тематический план второго года обучения

Реализуемые мероприятия

Дата проведения

Кол-во часов

теория

практика

1.

   Воспитательный час «Золотое правило нравственности»

сентябрь

1

2.

  Диагностика

  сентябрь

      1

3.

   Беседа   «Я - дома, я - в школе, я - среди друзей»

октябрь

1

4.

  Диспут «Что такое личность?»

   октябрь

      1

5.

  Конкурс «Сто друзей»

   ноябрь

      1

6.

  Беседа – презентация «Человек – сам себе враг?»

декабрь

1

1

7.

   «Будьте добрыми и человечными», просмотр художественных фильмов

январь

1

8.

   Диспут «Вирус сквернословия»

   январь

1

       1

9.

   Познавательная  игра «Учимся быть культурными»

январь

1

10.

   Развлекательная программа «Все мы разные, но все мы равные»

февраль

1

11.

  Устный  журнал «Доброте открываются сердца»

март

1

12.

   Развивающая игра «На чистом русском»

      март

       1

13.

   Беседа – презентация «От добрых слов – к добрым делам»

апрель

1

1

14.

  Познавательное занятие «Жить в мире  с собой и другими»

май

1

15.

Диагностика. Анализ работы за год.

      май

      1

Всего

6

12

Итого за 2014 – 2015 учебный год

18

Календарно – тематический план третьего года обучения.

Реализуемые мероприятия

Дата проведения

Кол-во часов

теория

практика

1.

   Беседа «Поговорим о воспитанности»

сентябрь

1

2.

   Диагностика.

сентябрь

1

3.

  Воспитательный час  «Услышим друг друга»

октябрь

1

4.

   Беседа – диалог «О девичьей гордости и женском достоинстве»

октябрь

1

5.

   Правовая игра «Мой взгляд»

ноябрь

1

6.

   Ситуативная беседа – диалог «Как использовать свои права»

декабрь

1

7.

  Профилактический час «Верный путь»

январь

1

 

8.

  Беседа с элементами игры  «Я гражданин России»

февраль

1

1

9.

  Ролевая игра «Кто такой Я»

март

1

10

   Познавательное мероприятие «Наш дар бесценный – речь!»

март

1

1

11.

  Этическая беседа  «Радость человеческого общения»

апрель

1

1

12.

  Воспитательный час – игра «Есть контакт»

апрель

1

13.

  Психологическая игра «Взаимодействие»

май

1

 14.

  Воспитательный час – тренинг «Мы дружные»

май

1

15.

 Диагностика. Анализ работы по проекту.

май

1

Всего

6

12

Итого за 2015 – 2016 учебный год

18 часов

Ежегодное участие в акциях:

Наименование акции

Дата проведения

1

Акция, посвященная  Дню пожилых людей

октябрь

2

 

Акция, посвященная  Дню матери

ноябрь

3

 

  Акция «Алая ленточка», «Красный тюльпан надежды», посвященная борьбе с СПИД/ВИЧ

декабрь

4

  Акция, посвященная  Дню героев Отечества

декабрь

5

  Акция, посвященная Дню защитника Отечества

февраль

6

   Акция, посвященная Международному женскому дню

март

7

  Акция «Георгиевская ленточка», посвященная Победе в ВОВ

май

8

  Акция, посвященная  Дню защиты детей

июнь

Литература для  педагога

  1. Классные часы – 9 кл./ Давыдова А.В., М.: ВАКО, 2010 г.;
  2. Классные часы – 10 кл./ Жиренко О.Е., Лобачева С.И., М.: ВАКО, 2009 г.;
  3. Классные часы – 3 кл./ ДМаксимова Т.Н., Дробинина Н.Н., М.: ВАКО, 2011 г.;
  4. Классные часы – 8 кл./ Давыдова А.В., М.: ВАКО, 2010 г.;
  5. Классные часы – 7 кл./ Давыдова А.В., М.: ВАКО, 2008 г.
  6. Черных О.Г. Мозаика детского отдыха «Внеклассные мероприятия». 8 класса               М.: ВАКО,2009г.
  1. Шемшурин А.И. разработки этических занятий «Этическое воспитание», М., 2010 г.
  2. Жук Л.И. праздник в школе, «Память сердца» - Минск: 2008г.
  3. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. гражданское и патриотическое воспитание – М.: ВАКО, 2009г.
  4. Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. Классные часы, беседы о нравственном воспитании – М.: Центр педагогического образования, 2007 г.

Литература для воспитанников:

  1. 1. Русские народные сказки «Морозко», «Иван Царевич и Серый волк» и т.д.
  2. Произведения военных лет А.Гайдар «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Сын полка», «Честное слово» и т.д.
  3. Лирические произведения  современных писателей.
  4. Православные  произведения.

                                                                                                         Приложение № 1.

                             

                              Диагностика нравственного воспитания

для  1 года обучения

   Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой, используя  диагностическую таблицу уровней нравственной воспитанности (УНВ), которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

- Отношение к обществу, патриотизм

- Отношение к умственному труду

- Отношение к физическому труду

- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)

- Саморегуляция личности (самодисциплина)

    По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист (см. файл "Сводный лист диагностики изучения УНВ младших школьников.doc"). Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

 

   Таким образом, формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в коллективе и предусмотреть целенаправленную работу как с группой в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с воспитанниками, коллективно  с группой  детей, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

                                                                             

                             Приложение № 2.

Методика № 1: Диагностика нравственной самооценки.

     Инструкция:  педагог обращается к  воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е балла; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и балла; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н балл. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

1. - 3;

2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1.  Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2.  Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3.  Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4.  Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5.  Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6.  Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7.   Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8.   Мне приятно делать людям радость.

9.   Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

- ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

- в 3 балла – 2 единицы,

- в 2 балла – 3 единицы,

- в 1 балл – 4 единицы.

     В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2: Диагностика этики поведения.

      Инструкция: педагог  объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

    Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

    Интерпретация:

    Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение.       Положительный результат: помощь, сочувствие.

    Второй вопрос: отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

    Третий вопрос: отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

    Четвертый вопрос: отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

    Пятый вопрос: отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика № 3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список педагог заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1.  Быть человеком, которого любят.

2.  Иметь много денег.

3.  Иметь самый современный компьютер.

4.  Иметь верного друга.

5.  Мне важно здоровье родителей.

6.  Иметь возможность многими командовать.

7.  Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.  Иметь доброе сердце.

9.  Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

- 4-е, 3-и – средний уровень;

- 2-а – ниже среднего уровня;

-  0-1 – низкий уровень.

Методика № 4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

     1. Если кто-то плачет, то я.

а/  пытаюсь ему помочь.

б/ думаю о том, что могло произойти.

в/  не обращаю внимания.

      2.   Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

а/ я скажу ему, чтобы он не приставал.

б/ отвечу, что не могу ему помочь.

в/ скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

г/ пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

      3.  Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

а/ я не обращу внимания.

б/ скажу, что он размазня.

в/  объясню, что нет ничего страшного.

г/  скажу, что надо лучше научиться этой игре.

      4.  Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

а/  подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

б/  обижусь в ответ.

в/ докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее  педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных  воспитанником.

- 4 бала – высокий уровень

- 2, 3 бала – средний уровень

- 0, 1 бал – низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

          Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль.

«Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно- экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

-опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.

-обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует

«Гуманность это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

    - культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

   -  культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки - дома или в общественных местах, от цели общения - деловое, личное и т.д.)

   - культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

        Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

         Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

        Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

        Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

       Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

     Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

     Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

    Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

    Виды зла:

  - физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

  - моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше    осуждение;

      - социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

     -  метафизическое зло  - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

   Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

      Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

        Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений и характеризуются уважением к окружающим и стремление доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами реального и вербального поведения, внешним обликом.

      Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

         Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

        «Гуманность это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»

     Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

       Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

     В основе этического поведения всегда лежит нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Поэтому, обучая детей этикету, необходимо учитывать три основных поведенческих критерия – вести себя правильно, нравственно и эстетично в соответствии с принятыми в обществе порядком поведения, нормами морали и эстетическими нормами.        Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений и характеризуются уважением к окружающим и стремление доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами реального и вербального поведения, внешним обликом.

   В основе этического поведения всегда лежит нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Поэтому, обучая детей этикету, необходимо учитывать три основных поведенческих критерия – вести себя правильно, нравственно и эстетично в соответствии с принятыми в обществе порядком поведения, нормами морали и эстетическими нормами.

      По форме этикет разделяется:

-  на речевой,  является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре, говорить комплименты.

- неречевой этикет,  включает в себя поступки и действия, демонстрирует уважительное отношение к окружающим. Как человек сидит, стоит, ходит, ведёт себя за столом, все его действия и поступки характеризуют его или  как хорошо воспитанную личность, владеющую поведенческой культурой, или, наоборот, недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе.

       Этикет – общественное явление. Он имеет чёткую структуру, определяет социально-экономическими, политическими, культурными особенностями общественного развития, связан с политическими , нравственными и эстетическими воззрениями. Но этикет имеет огромное значение для каждой отдельной личности. Зная общепринятые поведенческие правила, владея поведенческой культурой, личность приобретает внутреннюю свободу в выбор тех или иных поступков, действий и слов и ладу с другими людьми, становится творцом общественного поведения.

      Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и национальную реакцию вызывают у других те или иные наши поступки.

       Этика, как феномен воспитания, призвана помочь субъекту найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своих нравственной жизни, в природе и характеристика добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях.

      Изучая этику, индивид способен переломить моральные законы человеческого бытия в своём жизненном опыте, постепенно выработать мышление, сориентированное на осознание нравственных ценностей тех или иных поступков, их последствий для окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.

     Основным средством нравственной регуляции поведения являются моральные нормы.  Моральные норм - это своеобразная модель допустимых и обязующих нравственных вариантов поведения, в соответствии с которыми личность строит своё поведение.

      Задача взрослых состоит не только в том, чтобы дать детям определённую сумму моральных знаний о правилах поведения среди людей, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни.

      Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

      Конечная цель воспитания – это выработка у ребёнка внутренних механизмов саморегуляции поведения,  в превращении внешних требований, предъявляемых взрослыми во внутренние мотивы поведения.