Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности «Мой край» для 5 класса по духовно-нравственному направлению
    рабочая программа по теме

    Панченко Светлана Евгеньевна

    Данная программа предназначена для проведения внеурочной деятельности в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_moy_kray.docx49.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа внеурочной деятельности

    «Мой край» для 5 класса

    по духовно-нравственному направлению

      Программа  внеурочной деятельности  “Мой край” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край” ) разработана для занятий творческого объединения обучающихся 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

             

    1. Пояснительная записка

    Программа «Мой край»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

            В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

           Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Краснодарского края, Тимашевского района, герои Кубанской земли в годы Великой Отечественной войны.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

           Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

    Общая характеристика программы

           Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

             Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

            Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

    Место кружка в учебном плане.

    Программа адресована учащимся 5-6  классов  и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

    Цели программы:

    • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
    • расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
    • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
    • воспитывать патриотизм.

    Образовательные задачи:

    • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
    • овладение начальными навыками исследовательской работы.

    Воспитательные задачи:

    • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
    • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
    • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

    Развивающие задачи:

    • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
    • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

    Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

    1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
    2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
    Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.

    Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

    Формы занятий:

    • групповая работа;
    • экскурсии;
    • беседы, викторины;
    • коллективные творческие дела;
    • трудовые дела.

              Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

    • вести устный диалог на заданную тему;
    • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
    • участвовать в работе конференций, чтений.
    • участвовать в работе конференций, чтений.

    Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

    Сроки реализации программы:

    Программа рассчитана на два года обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 68 часов.

    Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

    2. Учебно-тематический план

    Наименование разделов, блоков, тем

    Всего часов

    Характеристика деятельности обучающихся

    5класс

    (аудиторные)

    6 класс

    (аудиторные)

    Раздел I.

    Введение в ИКТ

    1

    Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация  занятий.

    1

    1

    Личностные формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    познавательные добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    умение координировать свои усилия с усилиями других.

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    2

    Формы и методы исследовательской работы.

    1

    1

    3

    Исследовательский  проект. Разработка исследовательских   проектов.

    1

    1

    Раздел II.

    История Краснодарского края и Тимашевского района 

    4

    Территория нынешней Кубани в древние времена

    1

    Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

            осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    умение координировать свои усилия с усилиями других.

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    5

    История Кубани

    1

    1

    6

    Исторические памятники Кубани

    1

    1

    7

    История городов Кубани

    1

    1

    8

    История города-курорта Анапа

    1

    9

    История города-курорта Геленджик

    1

    10

    История города-курорта Сочи.

    1

    11

    Территория нынешней Кубани в Средние века

    1

    12

    Кубань в Российской империи

    1

    13

    История становления Краснодарского края. Появление Тимашевского района

    1

    1

    14

    Географическое расположение Кубани.  Топонимика родного края.

    1

    15

    Географическое расположение Тимашевского района.  

    1

    1

    16

    Символика Краснодарского края. Флаг, герб , гимн .

    1

    17

    Символика Тимашевского района. Флаг, герб , гимн .

    1

    1

    18

    Известные люди Кубани.

    1

    19

    Известные люди Тимашевского района

    1

    20

    Достопримечательности Краснодарского края.

    1

    21

    Достопримечательности Тимашевского района и станицы Медведовской.

    1

    22

    Музеи Краснодарского края

    1

    Раздел III.

    Тимашевский район  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

    23

    Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад.

    1

    1

    Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

            осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    умение координировать свои усилия с усилиями других.

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    24

    Героизм кубанцев на фронтах войны.

    1

    2

    25

    Земляки – Герои  Советского Союза.

    1

    1

    26

    Кубанцы – фронту.

    2

    1

    27

    Вклад кубанцев в победу над врагом.

    2

    1

    28

    Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

    1

    29

    Анализ  и   обработка  информации.

    1

    30

    Животный мир кубани

    2

    31

    Растительный мир Кубани

    2

    32

    Почвы Кубани

    1

    33

    Животноводство и птицеводство в Краснодарском крае

    1

    1

    34

    Виноградовство и садоводство на Кубани

    1

    35

    Сельскохозяйственные зоны Краснодарского края

    1

    2

    36

    Водный мир Кубани

    2

    37

    Черное море

    1

    38

    Азовское море

    1

    39

    Озера и лиманы Кубани

    1

    40

    Реки Кубани

    2

    Раздел VI.

    Итоговое занятие.

    41

    Оформление  и  защита  творческих  работ.

    1

    1

    Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

            осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    умение координировать свои усилия с усилиями других.

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    42

    Отчёт о работе.

    1

    1

    3. Содержание программы

    Раздел I.  Введение в ИКТ.  

    Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

    Раздел II.История Краснодарского края и Тимашевского района.

    Раздел  посвящен  истории родного  края. История Тимашевского района. Символика Краснодарского края и Тимашевского района. Известные люди родного края. Достопримечательности Кубани. Музеи Краснодарского края.

    Раздел III. Краснодарский край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

    Раздел  посвящен  историческим  событиям  нашего  государства  и  родного  края  периода  Великой Отечественной  войны. Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм кубанцев на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза. Вклад кубанцев в победу над врагом.

    Раздел IV. Животный и растительный мир Кубани, сельское хозяйство Кубани

     Сбор материала  о  животном и растительном мире Кубани, сельском хозяйстве

    V. Водный мир Кубани.

    Сбор материала о реках, морях, лиманах и их обитателях.

    VI. Итоговое занятие.

    Оформление  и  защита  творческих  работ.  Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

    4. Предполагаемые  результаты

    Должны научиться

    Сформированные действия

    Обучающиеся должны научиться

    ■ видеть проблемы;

    ■ ставить вопросы;

    ■ выдвигать гипотезы;

    ■ давать определение понятиям;

    ■ классифицировать;

    ■ наблюдать;

    ■ проводить эксперименты;

    ■ делать умозаключения и выводы;

    ■ структурировать материал;

    ■ готовить тексты собственных докладов;

    ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

    • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
    • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
    • Планировать (составлять план своей деятельности);
    • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
    • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
    • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    Личностные   и   метапредметные результаты

    результаты

    формируемые  умения

    средства формирования

    личностные

    • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
    • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    организация на занятии

    парно-групповой работы

    Метапредметные  результаты

    регулятивные

    •        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    •        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    познавательные

    • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
    • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

    •        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

    коммуникативные

    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
    • умение координировать свои усилия с усилиями других.

    •        формулировать собственное мнение и позицию;

    •        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • задавать вопросы;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
    • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

    Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

    Первый уровень:

    Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

    – иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении

    Второй уровень:

    Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

    – уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

    Третий уровень:

    Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия.

    – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

    – владеть планированием и постановкой эксперимента

    5. Формы контроля

    • альбом;
    • газета;
    • плакат;
    • серия иллюстраций;
    • справочник;
    • стенгазета;
    • сценарий праздника;
    • фотоальбом;

    6. Методические рекомендации.

    1. При проведении занятий  необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном  районе и станице. Привлечь  учащихся  к  созданию  презентаций о защитниках Отечества. Подготовить фотовыставки о ветеранах станицы.

    2. Важно вовлекать учащихся  в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной.

    3. Обязательно нужно приглашать гостей, родителей обучающихся, которые расскажут ребятам об истории станицы, района, о героях Вов, наших земляках.

    7.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

    Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

    Количество

    Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

    1

    И. Кондратьева,  Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия,  1994. – 148 с.

    1

    2

    Пчелов Е.В.,  Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.

    1

    3

    Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

    1

    4

    Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

    1

    5

    Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. -  М.: Глобус, 2007. – 140 с.

    1

    6

    Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с

    1

    7

    Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95

    1

    8

    Карта   РФ, Краснодарского края, Тимашевского район

    1

    Технические средства обучения

    1

    Компьютер

    1

    2

    Интерактивная доска

    1

    3

    Фотоаппарат

    1

    Экранно - звуковые пособия

    1

    Презентации  

    10

    2

    ttp://anapacity.com/dolmeny-krasnodarskogo-kraya/

    3

    http://www.business-kuban.ru/istoriya-kubani

    4

    http://apsheronsk.bozo.ru/Kk_history.html

    5

    http://www.in-sochi.ru/42/

    6

    http://www.sea.ru/index.php?menuid=2

    Оборудование класса

    Мебель:

    столы,

    стулья,

    шкафы

    доска аудиторная

    9

    22

    3

    1

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора МБОУ СОШ № 13

     по учебно-методической работе

    __________________Нужнова С.Б. 29.08.2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности младших школьников «Умелые руки» (художественно-эстетическое направление) для 1 класс на 2013/ 2014 учебный год

    Программа внеурочной деятельности младших школьников "Умелые руки" (художественно-эстетическое направление) для 1 класса на 2013/2014 учебный год...

    Программа внеурочной деятельности "Родной край. Рязань и область"

    Программа по внеурочной деятельности «Родной край» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...

    Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности

    Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой,  В.И.Петровой в с...