РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе
рабочая программа по теме

Панченко Светлана Евгеньевна

Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nash_mir_po_obshchekulturnomu_napravleniyu.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР»

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению разработана на основе Образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 13, плана учебно-воспитательной работы МБОУ СОШ № 13, методических рекомендаций.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры  и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение культурного образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие общекультурных навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Место кружка в учебном плане.

Программа адресована учащимся 5-6  классов  и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Ценность настоящей программы заключается в том, что в процессе реализации программы дети развивают внимание,  память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Кроме того, у детей развивается художественный вкус,  что очень важно для полноценного развития ребёнка. Всё эти качества помогают ребенку учиться  в школе, пригодятся  и в дальнейшей жизни.

Актуальность данной программы обеспечивается устойчивым интересом к творческой деятельности.

Цель программы:

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
  • Вовлечь  обучающихся  в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщить  к эстетической культуре;
  • Развитие мотивации к сбору информации культурологического содержания

Задачи  программы:

1.      Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

2.      Создание условий для приобретения практических навыков культурного организации досуга.

3.      Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.      Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5.      Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

6.  Организация информационной поддержки учащихся.

   Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • Традиции школы.
  • Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.

Курс внеурочной деятельности по общекультурному направлению является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Педагог выбирает такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить учащимся необходимые знания, их познавательную и творческую активность, развить и подержать в них интерес к практической работе путем применения словесных и наглядных методов:

- словесный метод -  беседы, рассказы педагога;

- наглядный метод – наблюдение, иллюстрация, демонстрация.

- исследовательский метод –

Метод проектов – создание презентаций и отчётов по темам

Формы работы:

  • Групповая;
  • Микро-групповая;
  • Индивидуальная;

традиционные:

  • учебные занятия
  • лекции
  • практические занятия

нетрадиционные:

  • занятия - соревнование,
  • конкурсы
  • викторины
  • игры
  • прогулки

Программа состоит из 2 разделов

  1. Общешкольные мероприятия
  2. Классные мероприятия

Формы и виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники
  • турниры

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

5класс

(аудиторные)

5класс

(аудиторные)

1

Направление 1. Общешкольные мероприятия

Праздник Первого звонка «День знаний»

1

1

Личностные – формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение.

Регулятивные –   целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: преодоление импульсивности, непроизвольности; волевая саморегуляция.

Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  анализ объектов  с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Осенняя ярмарка

1

1

Подготовка к празднику «День учителя»

3

3

Участие в конкурсе стихов, рисунков, фотографий, стенгазет, мягкой игрушки  «Моей любимой маме».

2

2

Конкурс творческих работ «Скоро Рождество!»

2

2

Мастерская деда Мороза, украшение к новому году

3

3

Смотр песни и строя

3

3

Подготовка и участие в праздничнном  концерте-конкурсе  к 8 марта «Лучшее музыкальное поздравление»

3

3

Конкурс рисунков, посвященных Дню Победы

2

2

Подготовка к празднику «Последний звонок»

2

2

2

Направление 2. Классные мероприятия

Подготовка к мероприятию посвященное  «4 ноября – День народного единства»

1

1

Личностные – формирование познавательных интересов, повышение мотивации, профессиональное, жизненное самоопределение.

Регулятивные –   целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма: преодоление импульсивности, непроизвольности; волевая саморегуляция.

Познавательные - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  анализ объектов  с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности; коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Подготовка к мероприятию, посвящённое дню матери. « Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя-Мать»

2

2

Акция «Кормушка»

1

1

Подготовка к празднику, посвященному Дню защитника Отечества

3

3

Конкурс на лучшее поздравление с праздником 8 марта.                        (изготовление открыток)

2

2

Подготовка и участие в тематическомо классном мероприятии ко Дню Победы

3

3

Итого:

34

34

3.Содержание программы

Направление 1. Общешкольные мероприятия

  1. Праздник Первого звонка «День знаний»
  2. Осенняя ярмарка
  3. Подготовка к празднику «День учителя»
  4. Участие в конкурсе стихов, рисунков, фотографий, стенгазет, мягкой игрушки  «Моей любимой маме».
  5. Конкурс творческих работ «Скоро Рождество!»
  6. Мастерская деда Мороза, украшение к новому году
  7. Смотр песни и строя
  8. Подготовка и участие в праздничнном  концерте-конкурсе  к 8 марта «Лучшее музыкальное поздравление»
  9. Конкурс рисунков, посвященных Дню Победы
  10. Подготовка к празднику «Последний звонок»

Направление 2. Классные мероприятия

1. Подготовка к мероприятию посвященное  «4 ноября – День народного единства»

2. Подготовка к мероприятию, посвящённое дню матери. « Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя-Мать»

3. Акция «Кормушка»

  1.  Подготовка к празднику, посвященному Дню защитника Отечества

5. Конкурс на лучшее поздравление с праздником 8 марта.( изготовление открыток)

6. Подготовка и участие в тематическомо классном мероприятии ко Дню Победы

4. Предполагаемые  результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению

Личностными результатами

 являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;
  • умение выражать  свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
  • Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • – учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • –умение оформлять свои мысли в устной форме  
  •  слушать и понимать речь  других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • –  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли
  • (лидера исполнителя).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

   • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• понимание нравственных основ образования;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

• самоопределение в области своих познавательных интересов;

• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• начальный опыт участия в общественно значимых делах;

• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

• сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

• общие представления о трудовом законодательстве.

6. Методические рекомендации.

Необходимо вовлекать в процесс всех учащихся, без исключений. Чтобы каждый из них мог внести свой вклад в подготовке того или иного мероприятия.

7.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

Тематические журналы

Сборники стихотворений

Пособия по рисованию, рукоделию

По 1 на группу

Технические средства обучения

Компьютер

Интерактивная доска

Фотоаппарат

Экранно - звуковые пособия

Презентации  

Фонограммы к песням

По1 к классному часу

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ СОШ № 13 по учебно-методической работе__________________Нужнова С.Б. 29.08.2013 г.