Рабочая программа и тематическое планирование по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Елена Анатольевна Галкина

В начальной школе курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеющий комплексный характер, знакомящий школьников с основами различных мировоззрений и опирающийся на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Курс состоит из двух разделов: Основы мировых религиозных культур и Основы светской этики, которые изучаются последовательно.Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован обучающимся  в 4 классе четырёхлетней начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс

Учебный модуль «Основы светской этики» (16 часов).

Календарно-тематическое планирование.

Дата проведения

Тема

Тип

урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Вид

 контроля

план

факт

1. 

16.01

Что такое светская этика.  

Беседа.

Знакомятся с общественными нормами

нравственности и морали.

Текущий

2.

23.01

Культура и мораль. Особенности морали.

Беседа.

Устный творческий рассказ

Знакомятся с историей развития

представлений человечества о морали и нравственности.

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

Текущий

3. 

30.01

Добро и зло

Беседа. Самостоятельная работа с источниками информации

Знакомятся с основными определениями

понятий этики, культуры, морали.

 Знакомятся с взаимосвязями между

культурой, моральными традициями и

поведением людей

Текущий

4. 

06.02

Добродетель и порок.

Понимать значения нравственности, морально- ответственного поведения в жизни человека и общества

Текущий

5. 

13.02

Свобода и моральный выбор

человека. Свобода и ответственность.

Комбинированный

Анализируют моральные и этические

требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных

культурных, в том числе религиозных,

традициях.

Текущий

6. 

20.02

Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба

Беседа.

Устный творческий рассказ

Текущий

7. 

27.02

Что значит быть моральным. Обобщение по теме.

Творческие проекты учащихся.

Анализируют важность соблюдения

человеком нравственных и моральных

норм

Текущий

8. 

06.03

Род и семья – исток нравственных отношений.

Беседа.

Учатся сравнивать явления светской

культуры, искусства и различные

религиозные традиции.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Текущий

9. 

13.03

Нравственный поступок.

Золотое правило нравственности

Беседа

Текущий

10. 

03.04

Стыд, вина и извинения.

Честь и достоинство. Совесть.

Устный творческий рассказ

Излагают свое мнение по поводу

значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей,

общества

Текущий

11. 

10.04

Образцы нравственности.

Комбинированный

Знакомятся с примерами проявления

высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни

Текущий

12. 

17.04

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Комбинированный

Текущий

13. 

24.04

Этикет.

Беседа.

Устный творческий рассказ

Учатся анализировать жизненные

ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций

Текущий

14. 

08.05

Семейные праздники.

Устный творческий рассказ

Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

Уметь осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения заданий.

Участввоватьт в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.  Готовят сообщения по выбранным темам

Текущий

15. 

15.05

Жизнь человека - высшая

нравственная ценность

Беседа.

Устный творческий рассказ

Текущий

16. 

22.05

Любовь и уважение к Отечеству.

Презентация творческих проектов учащихся.

Учатся толерантному отношению к

представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Текущий

17

29.05

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Осуществляют поиск необходимой

информации для выполнения заданий.

 Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.  Готовят сообщения по выбранным темам.

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Текущий

 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Основы религиозных культур и светской этики

Авторы А.Я.Данилюк (Москва: Издательство «Просвещение»)

Класс: 4

Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

в образовательном процессе

 В начальной школе курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеющий комплексный характер, знакомящий школьников с основами различных мировоззрений и опирающийся на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Курс состоит из двух разделов: Основы мировых религиозных культур и Основы светской этики, которые изучаются последовательно.

2.Кому адресована программа

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован обучающимся  в 4 классе четырёхлетней начальной школы.

3.Соответствие государственному

образовательному стандарту

Рабочая    программа   учебного предмета  «Основы религиозных культур и светской этики»  для 4  класса  разработана  в  соответствии  с  требованиями федерального  компонента Государственного стандарта начального общего образования»  

4. Нормативные акты и учебно- методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Закон об образовании РФ;
  • Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт начального общего образования.
  • Программы общеобразовательных учреждений «Основы  духовно-нравственной культуры народов России» «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк Москва. «Просвещение» 2012 г.
  • Учебник «Основы светской этики» А.Я.Данилюк (4-5 классы) Москва. «Просвещение» 2012 год.

5.Цели и задачи программы

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

        Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

        Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

        Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • Общая историческая судьба народов России;
  • Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а так же между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

6. Специфика  программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  • Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
  • Основной принцип заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединства, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

7. Объем программы в часах и сроки обучения.

По учебному плану на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 1 час в неделю. Согласно годовому календарному графику работы ОУ на 2013- 2014  учебный год  фактических рабочих недель 34. Следовательно, с учётом календарных и праздничных дней программа по русскому языку для 4 класса рассчитана  на 33 часа. Программа осуществляется полностью за счёт резервных часов.

8. Виды и формы организации учебного процесса.

Драматизация  (театрализация)  предоставляет  возможность для самопрезентации учащихся.  Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания,  либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.  

Интервью.  Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной,  так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.  Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.  

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности,  который проходит через все уроки курса,  способствуя  систематизации и усвоению учебного материала.  Содержание глоссария составляют понятия,  наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала.  

Сочинение. Сочинение  позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала,  уровень развития когнитивных навыков,  а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения,  которую учащийся,  по тем или иным причинам,  не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.  Эссе. Размышления на определенную тему по собственному выбору. ( Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека.  Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали,  и предложить написать об этом.)

Создание галереи образов. Формирует образное восприятие изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне.  Эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал:  фотографии,  иллюстрации,  репродукции картин,  фотографии и изображения культовых сооружений,  фотографии музейных экспозиций,  костюмы,  ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить.    Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий,  поиска справочной информации по теме. (Уникальные возможности предоставляет,  например,  ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com),  где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D  модели залов.)

Домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер.  Каждый учащийся должен выполнить 2-3 творческие и 3-4  поисковые работы за период изучения курса.  

9. Результативность обучающихся к концу четвертого  класса.

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

 знать/понимать:

 основные понятия религиозных культур;

 историю возникновения религиозных культур;

 историю развития различных религиозных культур в истории России;

 особенности и традиции религий;

 описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь;

 уметь:

 описывать различные явления религиозных традиций и культур;

 устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

 излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества;

 соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

 строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах;

слушать собеседника и излагать свое мнение;  готовить сообщения по выбранным темам.

Основные разделы учебной программы и характеристика основных содержательных линий программы.

 Содержание раздела                  

Количество часов по программе.

Фактическое количество часов.

Содержательные линии

Основы религиозных культур

16

16

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 

Основы светской этики

17

17

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Всего

33

33

Материально- техническое обеспечение курса:

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК
  • Учебник «Основы светской этики» А.Я.Данилюк (4-5 классы) Москва. «Просвещение» 2012 год.
  • Программы общеобразовательных учреждений «Основы  духовно-нравственной культуры народов России» «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк Москва. «Просвещение» 2012 г.
  • Справочные материалы для общеобразовательных учреждений «Книга для учителя»  (4-5 классы) В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошникова. Москва. «Просвещение» 2012 год
  1. Специфическое сопровождение
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Обучающие программы, видео фрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы данного курса
  • Наглядные и демонстрационные пособия, необходимые для изучения данного курса.
  • Интернет-ресурсы:
  • Сайты к теме «Основы религиозных культур и светской этики»
  • http://www.prosv.ru/umk/ork официальный сайт издательства «Просвещение».
  • http://ru.wikipedia.org Википедия
  • http://wikikurgan.orbitel.ru сообщество педагогов по предмету «ОРКСЭ»
  • Сайты к теме «Буддизм»
  • http://spiritual.ru/lib/lindex.html - библиотечка по буддизму
  • http://probud.narod.ru/glav.html - иконография (будды, божества, дхармапалы, учителя, храмы)
  • http://www.savetibet.ru/ - Центр тибетской культуры и информации
  • http://dalailama.ru/ - сайт, посвященный Далай-ламе
  • Сайты к теме «Ислам»
  • http://www.ansar.ru/ Мусульманский информационно-аналитический портал
  • http://www.muslim.ru/ Официальный сайт совета муфтиев России
  • Сайты к теме «Иудаизм»
  • http://toldot.ru/tora/ - Иудаизм и евреи.
  • http://rav.ru/ - Большое собрание уроков для русскоязычных раввинов
  • Сайты к теме «Православие»
  • http://www.otdelro.ru/ отдел религиозного образования
  • http://www.hristianstvo.ru/ каталог православных ресурсов сети интернет
  • http://pravoslavie.ru/ Православие. Ру.
  • http://www.eparhia-saratov.ru/ сайт Ростовской-на-Дону епархии
  • http://www.pravmir.ru/ православие и мир
  • http://www.verav.ru вера и время
  • http://www.kirillmefody.ru , библиография по предмету «Основам православной культуры»
  • http://kuraev.ru/ портал автора учебника по «Основам православной культуры»
  • Сайты к теме «Этика»
  • http://abccba.ru/ Этика
  • http://simple-etiquette.ru/ Этикет

Контроль достижений обучающихся

Специфичность содержания предмета ОРКСЭ оказывает влияние на содержание и формы контроля.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Текущий контроль может проходить на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно) и т.д.

Он осуществляется на материале учебника, в основном, в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Используются и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Ученик кроме цифровой оценки также может получить словесную оценку своей работы, которая является не карающей, а вдохновляющей и стимулирующей дальнейшую работу обучающегося.

Характеристика цифровой оценки:

«5» (отлично) ставится, если у обучающегося наблюдается:

- активность и творческое отношение к выполнению заданий;

- умение применять полученные знания в жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, живой природой;

- самостоятельный поиск информации по пройденной теме;

-умение оперировать понятиями и терминами;

- умение рассуждать по определенной теме, обосновывать свою точку зрения, донести ее до аудитории;

- имеет место отличный уровень выполнения самостоятельных работ в течение учебного процесса.

«4» (хорошо) ставится, если у обучающегося наблюдается:

- умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) с  помощью учителя или одноклассников;

- знание терминов и понятий в неполном объеме;

- нечеткое обоснование своей точки зрения;

- умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою;

- нарушение последовательности в описании и признаках объекта (явления)         в тех случаях, когда она является существенной;

- нечеткое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- неточности  в сравнении объектов по существенным признакам;

- отдельные нарушения в последовательности описания события (объекта);

- имеет место хороший уровень выполнения самостоятельных работ в течение учебного процесса.

«3» (удовлетворительно) ставится, если у обучающегося наблюдается:

- ответ недостаточно логически выстроен;

- план ответа соблюдается непоследовательно;

- учащийся обнаруживает слабость в развёрнутом раскрытии понятий, терминов, категорий;

- ответ учащегося недостаточно аргументирован;

- ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют;

- имеет место низкий уровень выполнения проектных, самостоятельных работ в течение учебного процесса.  

«2» (неудовлетворительно) ставится, если у обучающегося наблюдается:

- недостаточное раскрытие понятий, категорий, терминов;

- учащийся проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера;

- ответ содержит ряд серьёзных неточностей;

- выводы поверхностны;

- имеет место очень низкий уровень выполнения проектных, самостоятельных работ в течение учебного процесса.  

Оценивание по результатам творческих работ

Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций и т.д.

Проводится взаимооценка в виде создания и презентации творческих работ.

Результаты подготовки и защиты творческих работ (проектов) могут  учитываться при формировании портфолио учеников.

Оценивание успеваемости по курсу предлагаем осуществлять в виде анализа каждой творческой работы по составленным критериям.

Критерии, показатели

Баллы

1

Цели задания приняты обучающимся, конкретны.

2

Замысел работы реализован.

3

Содержание оптимально (научно, грамотно,  доступно)

4

Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует возрастным особенностям обучающегося.

5

Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала).

6

Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного общения с одноклассниками, для рефлексии.

7

Работа способствовала формированию следующих качеств обучающегося:

а

Любознательность и активность

б

Эмоциональность, отзывчивость

в

Общение с учителем  и сверстниками

г

Соблюдение общепринятых норм и правил поведения

д

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

е

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности

ж

Владение необходимыми умениями и навыками

8

Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников.

Всего баллов:

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

  1. Достигнуто в высокой степени                  3 балла
  2. Достигнуто частично                                             2 балла
  3. Достигнуто в малой степени                                    1 балл
  4. Не достигнуто (или не входило в цели)                                   0 баллов

Вывод:

  • от 42 до 35 баллов – отметка «5»
  • от 34 до 21 балла –   отметка «4»
  • ниже 21 балла результат не подлежит интерпретации

Выставляются только «5» или «4» бальные отметки. Работы, набравшие менее 21 балла, не оцениваются.

Одним из видов творческой работы

может быть презентация, составленная в программе  Power Point.

       Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

       Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

       Оценка не ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают.

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы.

Средняя оценка по защите

Итоговая оценка

        

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

«Основы религиозных культур и светской этики».

Личностные универсальные учебные действия

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                 Метапредметные учебные действия

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные учебные действия

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс

Учебный модуль «Основы религиозных культур» (16 часов).

Календарно-тематическое планирование.

Дата проведения

Тема

Тип

урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Вид

 контроля

план

факт

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1. 

05.09

Россия  - наша Родина.  

Беседа. Практическая  работа. Устный журнал

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

знать/понимать:

ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России

Тематический

Основы религиозных культур (15 часов)

2.

12.09

Культура и религия    

Беседа.

Устный творческий рассказ

Развитие образного мышления, познавательного интереса,  воспитание художественного вкуса,  способствование формированию культурной эрудиции

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур

Текущий

3. 

19.09

Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели

Самостоятельная работа с источниками информации

Освоение фактических знаний, развитие памяти, совершенствование навыков учебного труда

Текущий

4. 

26.09

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран.

Развитие образного мышления, познавательного интереса,  воспитание художественного вкуса,  способствование формированию культурной эрудиции

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь

Текущий

5. 

03.10

Хранители предания в религиях мира

Комбинированный

Освоение фактических знаний, развитие памяти, совершенствование навыков учебного труда.

Тест

6. 

10.10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Беседа.

Устный творческий рассказ

Самостоятельная работа

7. 

17.10

Человек в религиозных традициях мира.

Комбинированный

Понимание значения нравственности, морально- ответственного поведения в жизни человека и общества

Текущий

8. 

24.10

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.

Беседа.

Развитие образного мышления, познавательного интереса,  воспитание художественного вкуса,  способствование формированию эрудиции

знать/понимать:

описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

людей

Текущий

9. 

31.10

Религии России

Беседа

Тест

10. 

14.11

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Праздники в религиях мира.

Устный творческий рассказ

Текущий

11. 

21.11

Паломничества и святыни.

Комбинированный

знать/понимать:

основы светской и религиозной морали,их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе

Текущий

12. 

28.11

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .

Комбинированный

Развитие способностей к общению в политэтичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Текущий

13. 

05.12

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Беседа.

Устный творческий рассказ

Текущий

14. 

12.12

Семья, семейные ценности.

Устный творческий рассказ

Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

знать/понимать:

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной

культуры;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий

Тест

15. 

19.12

Долг, свобода, ответственность, учение  и труд.

Беседа.

Устный творческий рассказ

Самостоятельная работа

16. 

26.12

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Презентация творческих проектов учащихся.

Тематический контроль

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по математике, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.

рабочая программа и тематическое планирование по математике для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....

Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса

Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики 4 класс

Календарно-тематическое планирование по  основам религиозных культур  и светской этики  4 класс  составлена на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» ...

Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса

Рабочая программа учебного предмета  по предмету «Основы религиозных  культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»....

Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике. 4 класс. УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этике. 4 класс. УМК "Перспектива"...