Программа "Так просто быть общительным!"
рабочая программа по теме

Валиева Хаяла Матлабовна

 

Программа разработана на основе программы «Культура общения» Т.В. Подъяблонской, учителя начальных классов, Т.С. Тюменцевой, учителя начальных классов.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться воспитанникам не только в стенах детского дома, школы, но и за их пределами.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_prilozhenie.docx142.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

“Детский дом №4” г. Усинска

E:\Мои рисунки1\1272884409_21.jpg

Составитель:

Валиева Хаяла Матлабовна

ул. Молодежная 20, тел. 8 (82144) 46206

Усинск

2013

Пояснительная записка

Программа разработана на основе программы «Культура общения» Т.В. Подъяблонской, учителя начальных классов, Т.С. Тюменцевой, учителя начальных классов.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться воспитанникам не только в стенах детского дома, школы, но и за их пределами.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В возрасте 9-11 лет ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. познакомить воспитанников с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  2. развивать коммуникативные способности детей;
  3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
  4. формировать устойчивую положительную самооценку у детей.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение воспитанников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

  • Театрализация  «Театр вежливых ребят»;
  • Устный журнал «О невежах и вежливости»;
  • Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
  • Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

Возраст участников: 9-11 лет.

Занятия проводятся 2  раза в неделю по 30 мин.

1 группа: воспитанники 9-10 лет (49 ч.);

2 группа: воспитанники 10-11 лет (50 ч.).

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
  • овладение воспитанниками культурой общения в системе «воспитатель ↔воспитанник», «воспитанник↔воспитанник», «взрослый ↔ ребенок».



Календарно-тематическое планирование

для воспитанников 9-10 лет

Месяц

Тема урока

Описание

Практические занятия

Сентябрь

Знакомство (1час)

Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»

-

Какой Я, какие другие (1 час)

Мир, в котором мы живем (1 час)

Мой ум (1 час)

Твои добрые дела: как ты помогаешь природе (1 час)

Итоговое занятие обобщение (1 час)

Школьный этикет (2часа).

Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.

-

-

Как вести себя друг с другом (1 час)

Октябрь

О заботливом отношении к людям (1 час)

Что делать, если ты поссорился с другом (1 час)

Итоговое. Обобщение (1 час)

Речь (3часа).

Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.

-

-

-

Спеши делать добро (1 час)

Доброе слово, что ясный день (1 час)

Чем сердиться, лучше помириться (1 час)

Итоговое. Обобщение (1 час)

Ноябрь

Волшебные слова (5 часов).

Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).

-

-

-

-

-

Красота природы и души (1 час)

Беречь природу, чтобы быть здоровым (1 час)

Моё настроение (1 час)

Итоговое. Обобщение (1 час)

Учимся говорить (5 часов).

Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.

-

Декабрь

-

-

-

-

Учимся писать письма (2часа).

Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».

-

-

Гость – хозяину радость (2часа).

Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.

-

-

Искусство слушать (2 часа).

Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания,  восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.

-

-

Январь

Мимика и жесты в устной речи (2часа).

Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

-

-

Об уступчивости (2часа).

Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

-

-

Не ссориться и не обижать друг друга (1 час).

Взаимодействие воспитанников в ситуации «все дети дома». Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

-

Февраль

Пожелания (3часа).

Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления  о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.

-

-

-

У меня зазвонил телефон (1 час).

Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор.  Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. 

-

Итоговое занятие (1 час).

Устный журнал «О невежах и вежливости».

-



Календарно-тематическое планирование

для воспитанников 10-11 лет

Месяц

Тема урока

Описание

Практические занятия

Сентябрь

Виды общения (2часа).

Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.

-

Доброта, что солнце (1 час)

Вежливость на каждый день (1 час)

Скромность украшает человека (1 час)

Итоговое занятие. Обобщение (1 час)

Мы можем понимать друг друга (4часа). 

Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»

-

-

-

Октябрь

-

Простые правила этикета (1 час)

Повседневный этикет (1 час)

Весёлые правила хорошего тона         (1 час)

Итоговое занятие. Обобщение (1 час)

Мы можем понимать друг друга (4часа). 

Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»

-

-

-

Ноябрь

-

Любимый уголок родной отчизны. У каждого народа свои герои (1 час)

Люби всё живое (1 час)

Итоговое занятие. Обобщение (1 час)

Мы можем понимать друг друга (4часа). 

Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»

-

-

-

-

Декабрь

Самолюб - никому не люб (1 час)

О дружбе мальчиков и девочек (1 час)

Итоговое. Подарок коллективу (1 час)

Мы можем понимать друг друга (4часа). 

Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»

-

-

-

-

Мастерская слова (3часа).

Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.

-

Январь

-

-

Вежливая речь (3часа).

Вежливо, невежливо, грубо. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Этикетные речевые жанры.

-

-

-

Правила и законы общения (3часа). 

Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».

-

-

-

Январь

Культура спора (3часа).

Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.

Дети и взрослые (2часа).

Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.

-

-

Искусство делать комплименты. Занятие-практикум (1час).

Февраль

Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому» (2часа).

Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.

-

-

Итоговое занятие (1час)

Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».

-


Диагностический материал

Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского

Инструкция по применению методики:

Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.

Вопросы

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?

3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?

6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам находиться среди людей?

12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?

19. Верно ли, что у вас очень много друзей?

20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Обработка результатов.

В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

1+

2-

3+

4-

5+

6-

7+

8-

9+

10-

11+

12-

13+

14-

15+

16-

17+

18-

19+

20-

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле

К= С/В,

где

С – количество совпадающих с дешифратором ответов,

В – максимальное число ответов на вопросы

Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяет у младших школьников уровень общительности.Уровень общительности        оценочный коэффициент        Оценка

Низкий        0,1-0,56        1

Средний        0,56-0,75        3

Высокий        0,76-1,00        4

Интерпретация результатов.

Низкий уровень общительности, если испытуемый получил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Средний уровень общительности, если испытуемый получил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень общительности – испытуемый, получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

Заключение

Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Предлагаемая рабочая программа – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.

Литература

  1. Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет [Текст]:  /методическое пособие/  

     Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997

  1. Герасимова, В.А.   Классный час играючи   [Текст]:   /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.  
  2. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.  
  4. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
  5. Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
  6. Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
  7. Стихи  для детей с картинками о правилах этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Добрым быть совсем,совсем не просто."..

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей это и есть человеческое счастье....

Очень просто добрым быть

Презентация к открытому мероприятию на тему толерантного отношения детей друг к другу, а также к постановке сказки Сутеева " мешок яблок"....

"Добрым быть совсем не просто"

Внеклассное мероприятие...

"Добрым быть совсем не просто"

Внеклассное мероприятие...

"Добрым быть совсем не просто"

Внеклассное мироприятие...

Добрым быть совсем не просто...

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»...

Добрым быть совсем не просто

Материал для работы с учащимися 1-2 классов во внеурочной деятельности  по курсу "Этика-азбука добра"...